Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
методическая разработка

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей».

Цель — формирование коммуникативной компетентности педагогов при взаимодействии с родителями.

Задачи

Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.

Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении; «трудными» родителями.

Предварительная работа: изучение литературы и интернет ресурсов по теме, систематизация материала для буклета, тестирование педагогов («Оценка уровня коммуникабельности»), разработка презентации.

СЛАЙД 1

1.Упражнение «Ассоциации».

Ведущий: Так как наш семинар посвящён навыкам эффективного общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты записываются. Оформляется «Дерево» (листочки, на них составляющие понятия «общение»)

  1. Контакт 2. Беседа 3. Встреча 4. Разговор 5. Переговоры 6. Обмен информацией 7. Процесс восприятия и познания друг друга 8. Прием информации 9. Передача информации 10. Самовыражение 11. Поддержка 12. Взаимопонимание 13. Сплочение

СЛАЙД 2.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей .

Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

2.Упражнение «Идеальное общение - кто вы? »

Уважаемые педагоги я предлагаю выяснить умеете ли вы понять собеседника и донести свои мысли без слов.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

 «Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Животные: заяц, медведь, слон, еж, рыба, хомяк.

 Ведущий. В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жесткие требования. Общение педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? (варианты ответов)

Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласиться с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

СЛАЙД 3.

3. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

На каких же принципах   должно выстраивается общение родителей и педагога.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

  • Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов  с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.   Индивидуальный подход.

  • Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.   Сотрудничество, а не наставничество.

  • Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

  • Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Ведущий: Мы познакомились с основными принципами  взаимодействия с родителями, но немаловажным фактором благоприятного общения и для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями. ( тест делают заранее)

4.Демонстрация интерпретации теста «Оценка уровня общительности педагога»

Ведущий: -Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

СЛАЙД 4.

Самые универсальные – это:

Улыбка,

имя собеседника

комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», «Здравствуйте, Марина Александровна!».

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

6.Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

СЛАЙД 5.

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения. Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!»«Нас всех беспокоит, что дети…»«Наши дети…»«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
     

7.  Упражнение «Тренировка интонации».

Интонация, это очень важный фактор в процессе общения. Когда мы начинаем вспоминать неприятную беседу, в основном нам вспоминается интонация, с которой была предоставлена информация, а не отдельные фразы и слова. Поэтому очень важно сообщать информацию с правильной интонацией. Предлагаю вам проверить ваши умения в использовании различных интонаций при сообщении одной и той же информации.

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Произнести фразы:

-Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

-Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, злости, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

- А мы, с коллегами, попробуем догадаться с какой, интонацией Вы произнесли фразу.

- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

8. Психологические барьеры в общении с родителями:

Ведущий:   Давайте обсудим, с  какими психологическими барьерами в общении с родителями вы можете столкнуться.

СЛАЙД 6.

Психологические барьеры в общении с родителями:

1. Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например из-за возрастных и половых различий.

2. Значимые различия в уровне образования могут стать барьерами во взаимодействии.

3. Как педагоги, так и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.

4. Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.

5. Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью в общении.

9. Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями.

 Что же делать если  конфликтная ситуация произошла?

В случае возникновения конфликтной ситуации предлагаем воспользоваться памяткой.

СЛАЙД 7.

Памятка для педагогов. Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями

1. При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции.

2. Помнить, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям (если папа — «большой начальник», он и с педагогом может начать разговор как с подчиненным).

3. После конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям.

4. Не избегать общения после конфликта.

5. Через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций, как родителей, так и педагога. (по обстоятельствам).

Предлагаю выполнить упражнение и выяснить какой способ выхода  из  конфликтной ситуации вы используете.

Упражнение «Яблоко и червячок»: (5мин)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

СЛАЙД 8.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша»)

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

10. «Самый трудный родитель».

Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества, которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.

 Я предлагаю вам выбрать из этих качества наиболее характерны для трудных родителей. Потом каждый из участников зачитывает то, что написано и крепит свой лист на магнитную доску.

Анализ упражнения.

 Были ли у Вас в практике такие родители?

 Есть ли в Вашей группе такие родители?

Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Приведем краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей. Эта типология (восемь психологических типов «трудных» родителей) достаточно условна, однако, разглядев в себе или в партнере по взаимодействию определенный психологический тип, можно выработать стратегию эффективного взаимодействия.

СЛАЙД 9

Рекомендации педагогам по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей

1. Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым.

Рекомендации. Лично к вам агрессия не имеет отношения — он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.

2. Склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно. Нападает исподтишка.

Рекомендации. Никогда не пропускайте подобные нападки, тактично дайте понять, что заметили нападение. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» В открытом поединке проигрывает, поэтому помогите достойно выйти из положения.

4. Всегда всем недоволен, не верит ни себе, ни другим и во всем разочарован.

Рекомендации. Покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.

5. Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.

Рекомендации. Не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: «может быть», «мне кажется». Используйте местоимения «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить такого родителя в союзника.

6. Сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делится своими переживаниями. Ощущает безысходность и заражает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь.

Рекомендации. Не критикуйте и не торопите. Эффективна позиция «Да, это все ужасно!». Эта позиция может развернуть такого родителя на 180 градусов. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным.

7. Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту.

Рекомендации. Необходима четкая договоренность: что, где, когда. Подчеркните, что вам важна правдивость высказываний.

8. Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.

Рекомендации. Такого родителя при разговоре необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.

 Подведение итогов семинара-практикума. Обратная связь

 Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интригу и скандалы. И мы педагоги являемся невольно их частью. Родители подслушивают под дверью группы ищут любую мелочь, что бы придраться к педагогу. Ведь их ребенок самый лучший и достоин самого лучшего воспитателя. К сожалению, современная жизнь делает нас немного жестокими. Мы должны принимать родителей со всеми их желаниями и проблемами, пусть нам не всегда этого хочется. Постарайтесь найти в родителях хоть капельку чего-то положительного и использовать эту капельку во взаимодействии с ними.

СЛАЙД 10.

Я надеюсь, что сегодня Вы узнали что-то интересное для себя и это Вам поможет достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности.

Раздаточный материал  буклеты.«Успешное взаимодействие родителей и педагогов ДОУ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей»

Слайд 2

Общение Сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Слайд 3

Принципы взаимодействия с родителями 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. 2. Индивидуальный подход. 3. Сотрудничество, а не наставничество. 4. Готовимся серьезно.

Слайд 4

«Правило трех плюсов» Улыбка Имя собеседника Комплимент

Слайд 5

Приемы установления хорошего контакта с собеседником: Доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Короткая дистанция и удобное расположение . Убрать барьеры. Использовать открытые жесты. Поддерживать состояние безопасности и комфорта. Использовать прием присоединения.

Слайд 6

Психологические барьеры в общении с родителями : Возрастные и половые различия. Уровень образования. Плохое физическое и (или) эмоциональное состояние. Напоминание друг другу человека взаимодействие с которым ранее носило негативный характер. Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми .

Слайд 7

Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями: Не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции. Стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям. После конфликта дать возможность успокоиться. Не избегать общения после конфликта. Через некоторое время обсудить случившееся .

Слайд 8

Способы выхода из конфликтных ситуаций: Конкуренция (соревнование ) « Сейчас как упаду на тебя и раздавлю » 2. Избегание (уклонение) « Вон посмотри, какая там красивая груша » 3 . Компромисс « Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам » 4 . Приспособление « Такая, видно, у меня доля тяжкая » 5 . Сотрудничество «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

Слайд 9

Рекомендации педагогам по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей: Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Склонен к скрытой агрессии. Всегда всем недоволен. Все знает лучше других. Сильно переживает по любому поводу Очень хочет понравиться другим. Находится в тени, не проявляет себя .

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»

В консультации говорится о взаимодествии педагогов и родителей по сохранению здоровья детей....

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»

Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности....

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"...