Схема конспекта занятия
учебно-методический материал

Асеева Ирина Николаевна

Схема конспекта занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_zanyatiya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

Педагог (ФИО)        

Образовательная область        Возрастная группа        

Тема занятия        

(При написании конспекта занятия на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности воспитателя и ребенка, методы и способы достижения поставленных целей, основное образовательное содержание соответствующих этапов, организацию деятельности на каждом из этапов с учетом реальных особенностей детей  группы, в которой проводилось  данное занятие в предшествующий период. Схема занятия является примерной, т.к. его структура зависит от специфики совместной деятельности по освоению определенного  содержания дошкольного образования

Концептуальные основы занятия

Обозначьте образовательную область, направление развития детей, которые реализуются при проведении занятия;

  1. Определите тему занятия, возраст детей
  2. Обозначьте цель и задачи занятия
  3. Опишите предварительную работу с детьми, коллегами и родителями, направленную на реализацию поставленных задач

      4. Обозначьте перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия

Организационный момент, начало занятия включающие:

  • описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии
  • игры и упражнения для организации внимания детей
  • ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми
  • описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя  на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог) 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Дети проявляют интерес и исследовательскую активность. Задают вопросы: Что это такое, что с этим делать? Как это действует?

Проводит игры и упражнения для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта

Педагог организует пространство детей, максимально приближая его к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании: за круглым столом, на ковре и др.

Педагог использует различные методы, стимулирующие интерес детей к предстоящей деятельности:

А) приглашает детей к деятельности: «Давайте сегодня…», «Кто хочет, устраивайтесь поудобнее.», «Я буду. Кто хочет – присоединяйтесь».

Б) использует привлекательное реальное событие, вызывающее интерес и исследовательскую активность детей: происходящее в данный период (например,: природные явления-листопад), общественные события - Новый год, к которому все готовятся.

В) использует события, специально им смоделированные: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением (керосиновой лампы).

Г) события, происходящие в группе или воображаемые события, например, путешествия.

Педагог поощряет высказывания детей, поиск вариантов решения, придумывание необычных идей

Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело. Включается в деятельность как партнер.

Педагог организует рабочее пространство таким образом, чтобы дети могли общаться, перемещаться во время занятия.

Педагог предлагает детям (на выбор) разнообразные дидактические материалы, оборудование

2. Основная часть занятия.

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретных образовательных задач перед детьми;
  • описание форм и методов представления нового образовательного содержания;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;
  • описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;
  • описание основных форм организации практической деятельности детей;
  • описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания;
  • описание способов снижения утомления, напряжения детей

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к новым предметам (явлениям), обследуют их, задают вопросы.

Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.

Дети свободно выбирают рабочие места, объединяются в группы, подгруппы, работают индивидуально, чтобы взять тот или иной инструмент, материал.

Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия, чтобы взять тот или иной инструмент, материал (при соответствующей организации рабочего пространства).

Отбирают необходимые средства для осуществления цели, определяют последовательность действий

Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности других детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию деятельности участников.

Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.

Дети используют различные материалы для решения проблемных (игровых) ситуаций

Используют и называют различные источники знаний, адекватные возрасту

Дети выполняют задание самостоятельно или ждут подсказки, или копируют друг у друга.

Педагог создает ситуации  для обозначения цели и задач деятельности с детьми

Воспитатель намечает задачу для совместного выполнения вместе с детьми;

Воспитатель предлагает возможные способы реализации намеченной цели. Отталкиваясь от события – задает вопросы, побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию;

Воспитатель организует проверку выдвинутых идей на уровне практического действия (индивидуально, парами, подгруппами);

Педагог в самом процессе деятельности исподволь задает развивающее содержание (предлагает новое задание, способы деятельности и пр.), предлагает свою идею или свой результат для детской критики;

Усиливает интерес ребенка к работе сверстника: поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем;

Предупреждает переутомление детей, использует физкультминутки, игры и др.;

Педагог занимает динамичную позицию (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей в нем нуждается).

Использует различные варианты получения детьми новой информации: чтение, рассказ, просмотр фрагментов телепередач, слайдов, фильмов, исследование, экспериментирование и др.

Учитывает возможности и способности детей: предлагает им варианты выполнения заданий.

3. Заключительная часть занятия:

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть детей  не освоили новый
    материал;
  • косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.

Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы

Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен)

Педагог творчески использует традиционные способы оценивания, обеспечивает «открытый конец» занятия: дает косвенную оценку деятельности детей, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

Организует демонстрацию успешности детей.

Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т. д.

Педагог побуждает детей к обсуждению, оформлению результатов деятельности

Обеспечивает переход детей к другому режимному моменту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема конспекта занятия в 1 младшей группе

Схема коспекта занятия 1 младшей группы...

Схема конспекта занятий для детей третьего года жизни по изобразительной деятельности

Схема конспекта занятийпо изобразительной деятельностидля детей третьего  года жизни «Весёлые картинки»Составила: воспитатель МОУ детского сада № 60 Краснооктябрьского района г. Волгограда Володь...

Схема конспекта занятия образовательной деятельности по развитию речи( подготовительная группа):

Тема: " Зимние забавы"Цель: закрепление у детей знаний о зимних развлечениях.Задачи: расширять знания о зимних видах спорта, активизировать словарный запас детей, повышать и воспитывать интерес к заня...

Схема конспекта - занятия "Мой город"

Конспект занятия по краеведению для детей среднего возраста....

Схема конспекта занятия "Большие и маленькие яблоки на тарелке"

Образовательная область: аппликация.Возрастная группа (или год обучения) 1-2 года обучения Тема занятия  «Большие и маленькие яблоки на тарелке»Программное содержание: учить детей вырез...

Схема-конспект занятия:"Клуб юных знатоков"

Интегрированное занятие по фэмп....