Дополнительная рабочая программа кружка «С чего начинается Родина?» группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет
учебно-методический материал
Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.
В.В.Путин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_haletskaya_23-24.docx | 82.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Чебурашка»
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета заведующий МБДОУ
От________ № ______ д/с №1 «Чебурашка»
Морозова Л. Н.______________
Дополнительная рабочая программа кружка
«С чего начинается Родина?»
группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет
Адресат программы: 4-7 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Разработчики программы:
Халецкая А.В. , воспитатель, высшей кв.к.,
Куцая И.М., первая кв.к.
Усть-Илимск, 2023 год
Пояснительная записка
Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.
В.В.Путин
В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
Программа кружка предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитие многонационального народа России. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Поэтому важно как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Программа кружка – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Информационные материалы и литература
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников МБДОУ.
Основой для разработки рабочей программы по дополнительному образованию является:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с нормативно-правовым обеспечением дошкольного образования в Российской Федерации, с учетом - методических материалов. Издательство МОЗАЙКА СИНТЕЗ МОСКВА
3. Ветохина А.Я. Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009
4. Ветохина А.Я. Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009
5. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.
6. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».
7. Интернет-ресурсы.
Направленность программы кружка «С чего начинается Родина?» является социально-педагогическая.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Разработка данной программы заключается в том, что воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Формированию в России гражданского общества.
Отличительные особенности программы
Особенностью данной программ является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности дошкольников по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации.
Адресат программы: дети в возрасте от 4 до 7 лет. В группе 11 мальчиков, 1 девочка.
Оценка здоровья детей группы «Клубничка»
Общая численность детей — 12
Группа, возраст | ЧБД | Группа здоровья | |||
1 | II | III | Другая | ||
Разновозрастная группа 4-7 лет |
Индивидуальные особенности детей группы
Группа, 4 -7 лет | Пол | Тип темперамента | Социально - эмоциональная сфера | Познавательная сфера | |
Ж 1 | М 11 | Сангвинический - 6 Холерический – 2 Флегматический - 2 Меланхолический –2 | Агрессивность - 1 Тревожность -2 Застенчивость - 2 Гиперактивность - 3 | Соответствует норме развития 0 |
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Восприятие детей 4-5 лет
В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).
Внимание детей 4-5 лет
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4—5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.
Память детей 4 -5 лет
В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.
Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).
Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления.
Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7—8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Мышление детей 4-5 лет
Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.
Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
Воображение детей 4-5 лет
Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Речь детей в 4-5 лет
В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной (там же).
Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4—5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»).
На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24—25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Восприятие детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Внимание детей в 5 – 6 лет
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.
Память детей в 5 – 6 лет
В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.
Мышление детей в 5 – 6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Воображение детей в 5 – 6 лет
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко
воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.
Речь детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
Психологические особенности детей 6-7 лет выражаются в том, что длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
В 6-7 лет психическая деятельность детей заметно усложняется. Он уже совсем скоро пойдет в школу, а там будет большая учебная нагрузка. Постепенно меняются механизмы психики – становятся больше похожими на взрослые.
Восприятие детей 6-7 лет
- осмысленный процесс;
- познаются более сложные вещи, понятия.
Восприятие становится незаменимым психическим механизмом для обучения. Речь идет не только о школе. Ежедневно ребенок получает из внешнего мира новые знания благодаря развитому восприятию.
Память детей 6-7 лет
Возрастное психическое развитие оказывает влияние на память. Ее объем заметно увеличился к семи годам. Если еще несколько лет назад малышу было тяжело выучить стихотворение, то теперь это сделать гораздо легче. Усложняется и сама структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже может соотнести прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы.
Если раньше память носила непроизвольный характер, то теперь это уже не так. Дети не просто запоминают, а устанавливают связи между явлениями, людьми, событиями. Теперь их механизм памяти практически такой же, как у взрослых. Развитие памяти делает возможным нормальное обучение.
Внимание детей 6-7 лет
Внимание у детей развивается постепенно. Больше всего их интересует все яркое, интересное. Внимание и память развиваются параллельно. Для детей всегда лучшая модель обучения — наглядная. Опыты, фильмы, яркие презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются.
В начальной школе советуют использовать как можно больше такого материала, ведь тогда малышам проще привыкнуть к урокам, заинтересоваться происходящим. Таковы особенности обучения детей младшего школьного возраста. Даже сложные предметы можно эффективно преподносить таким интересным образом.
Воображение детей 6-7 лет
Не менее важный психический процесс — воображение. Его развитие начинается еще в 4-5 лет, но к 6 годам воображение становится более управляемым. Его цель — создавать новые образы и использовать полученный опыт для того, чтобы они получались оригинальными.
Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать жизненные задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить выход из разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный характер.
Психическое развитие в возрасте 6-7 лет подразумевает, что воображение, вымысел могут стать защитной функцией. Если в жизни малыша много стресса, страха, то воображение начинает работать гораздо активнее. Он может с вдохновением рассказывать о выдуманных людях, событиях.
Допускать такую ситуацию, когда миры воображения и реальности для детей переплетаются, нельзя.
Мышление детей 6-7 лет
По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту.
По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту. Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»).
Речь детей 6-7 лет
Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь) , так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Увеличивается словарный запас – 3000 слов.
Сроки реализации Программа кружка «С чего начинается Родина?» адресована дошкольникам и рассчитана на 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в подгруппе должно быть не более 6 человек.
Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня с 01 октября 2023 по 30 мая 2024 года.
Возрастная группа | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год | Количество детей. |
4-6 лет | 1 | 32 | 6 |
6-7 лет | 1 | 32 | 6 |
Принципы и подходы к формированию Программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.).
- принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного и регионального.
- принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.).
- принцип непрерывности (формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств).
- принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.; естественное включение краеведческого материала).
- принцип целостности педагогического процесса (обеспечивает единство воспитания, обучения и развития).
- принцип преемственности (патриотическое воспитание продолжается в начальной школе).
- принцип стимулирования активности (важным этапом патриотического воспитания является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность). Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, края, воспоминания старожилов, материал для мини-центра и др.).
В процессе работы кружка запланированы следующие формы работы:
- беседы
- просмотр видеофильмов
- прослушивание музыкальных композиции
- чтнение художественной литературы
- рассматривание иллюстрации, картин,репродукции
- проектная деятельность
- заочные путешествия
- Методы обучения:
- ∙ Словесные
- ∙ Практические
- ∙ Наглядные
- ∙ Игровые
- Методы воспитания:
Методы | Приемы |
Методы формирования сознания личности | Рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, анализ ситуаций, увещевание и др. |
Методы стимулирования деятельности и поведения | Требование, соревнование, поощрение, мотивирование. |
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия
Форма обучения очная
Режим занятий Занятия проводятся 4 раза в месяц, во второй половине дня, продолжительность: 25 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи программы:
- обогащать представления детей о родном городе, о малой родине, развивать познавательный интерес к событиям прошлого и настоящего, отражения представлений в различных видах детской деятельности;
- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к родному городу, родному краю, стране, к представителям разных национальностей, проживающих на территории России, интерес к их культуре и обычаям;
- формировать представления детей о государственных праздниках, уважительное отношение к памятным датам, поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в родном городе, родном крае, стране;
- воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- развивать чувство гордости за достижения людей родного города, родного края, страны, за поступки героев Отечества;
Ожидаемые результаты:
- дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
- проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
- сформируется интерес к народным традициям и промыслам;
- расширятся представления о городах России;
- сформируются чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;
- дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;
- дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
Способы фиксации результатов:
Проведение психологической и педагогической диагностики в конце учебного года.
Комплекс основных характеристик программы
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Учебный план
Программа "Я и моя Родина" предусматривает, что в процессе освоения ребенком ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе. Содержательная часть программы систематизирована по тематическим блокам - их четыре.
I блок - "Я и моя семья". Чувство Родины: Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, с восхищения тем, что видит перед собой малыш. Чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе: Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача первого блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником детского сада. Ее осуществление возможно, если родители и педагоги заложат основы теплого чувства и привязанности к родной семье, искреннюю благодарность сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души.
II блок - "Я и мой город". Изучение тем второго блока подводит дошкольника к пониманию, что их город - частица Родины. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Задача эта решается через познания истории города, традиций, памятных и достопримечательных мест города, проявления интереса к событиям, происходящими в городе.
III блок - "Я и мой край в котором я живу". Особым обучающим эффектом обладает третий тематический блок. Любой край,область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Задача третьего блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя жителем Иркутской области.
Изучение тем второго и третьего блока позволяет воспитывать чувства собственного достоинства ребенка, как представителя своего народа, гордости за свою малую Родину; развивать познавательный интерес и навыки исследования доступных объектов окружающей действительности.
IV блок - "Я и моя Родина - Россия". Темы четвертого блока призваны сформировать у дошкольника чувства любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне. У ребенка формируются первые представления об устройстве нашего государства, он изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. Осознает себя гражданином России. Быть патриотом и гражданином - это непременно быть интернационалистом. Поэтому особенно важно поддержать интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт.
Следует подчеркнуть, что для ребенка с задержкой психического развития характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одному и тому же блоку лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной и той же проблеме. Таким образом, дети ежемесячно погружаются в каждый из изучаемых блоков программы "Я и моя Родина".
Месяц | Работа с детьми | Формы и методы изучения темы | Формы и методы закрепления | |
Октябрь | ||||
1 неделя | «Я, моя семья и детский сад». | Беседа о том, в какой детский сад ходят дети, о сотрудниках детского сада, их заботе о детях- помочь ребенку осознать себя «воспитанником» детского сада. Экскурсия по территории детского сада – познакомить с территорией сада, с участком группы. 1 октября «Международный день пожилых людей» | Изготовление панно «Здравствуйте, я пришел». Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад) Труд на участке детского сада по уборке опавших листьев. | |
2 неделя | «Я и мой город» | Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении. | Игра «Знаешь ли ты свой город?» | |
3 неделя | «Я и мой край» | Рассказ педагога о родном крае – дать знания о расположении области, ее образовании; приобщение к истории родного края. Знакомство с символикой Иркутской области (герб, флаг). | Изготовление альбома «Мой край родной» Д/ игра «Собери герб из частей» | |
4 неделя | «Я и моя Родина-Россия» | Беседа о государстве - «Российская Федерация». Рассматривание карты России (что может рассказать карта о нашей стране).Чтение стихотворений о Родине, пение песен, колыбельных. 16 октября «День отца в России» | Рисование русской березы (символ страны). Оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети. Народные игры. | |
Ноябрь | ||||
1 неделя | «Я, моя семья и детский сад» | Беседа о взрослых членах семьи, и их родителях - закреплять представления о семье, уточнить знания о старших членах семьи (бабушках, дедушках), чем они занимались, где они жили, воспитывать уважение к старшим.Творческие рассказы детей на тему «Моя семья». | Подбор фотографий для альбома «Я в кругу своих родных». Изготовление (совместно с родителями) семейных гербов. | |
2 неделя | «Я и мой город» | Продолжать знакомить детей с малой Родиной-городом Усть-Илимском, воспитывать любовь к нему. | Рассматривание иллюстрации, фото о городе, разучивание стихотворений о родном городе. | |
3 неделя | «Я и мой край» | Рассказ о населенных пунктах области – дать детям знания о том, что некоторые из них названы в честь знаменитых людей, деятельность которых связана с историей; когда и кем заселялась Иркутская область. | Найти на карте страны Иркутскую область, обозначить ее границы, отметить месторасположение г. Усть-Илимска. | |
4 неделя | «Я и моя Родина-Россия» | Беседа о прошлом России, истории ее возникновения - проявлять интерес к прошлому России, познакомить с историей возникновения. Чтение А. Прокофьев «Родина». Прослушивание гимна. 4 ноября «День народного единства» 10 ноября « День сотрудника внутренних дел Российской федерации» 27 ноября « День матери в России» 30 ноября « День Государственного герба Российской Федерации» | Раскрашивание Российского флага. Составление рассказов о гербе России по плану - символу. Д./ игра «Символика» | |
Декабрь | ||||
1 неделя | «Я, моя семья и детский сад» | Знакомство с семейными традициями и праздниками. Чтение поговорок и пословиц о семье и о родном доме. Составление рассказов детьми «Традиции и любимые занятия моей семьи». | Семейный проект «Родословное древо». Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью». | |
2 неделя | «Я и мой город» | Рассказ воспитателя об архитектуре города - познакомить с этапами строительства города, как все начиналось и изменилось в наше время.Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями (сравнить город раньше и теперь).Экскурсия по фотовыставке «Архитектура родного города». | Конструирование «Построим дома разной архитектуры». | |
3 неделя | «Я и мой край» | Знакомство с городом Иркутском – вызвать интерес к главному городу области, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах. | Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе. | |
4 неделя | «Я и моя Родина-Россия» | Рассматривание картин с изображением русского флота г.Санкт-Петербургом. Рассказ воспитателя о истории России времен Петра 1.Обсуждение рассказа С.Баруздин «Город и тоже главный» (из книги «Страна где мы живем»). 31 декабря «Новый год» | Конструирование кораблей. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле». | |
Январь | ||||
1 неделя | «Я, моя семья и детский сад» | Беседа о правах и обязанностях ребенка «Что я знаю о своих правах?» – способствовать формированию основ правовых знаний; разъяснить общепринятые нормы и правила поведения. | Оформление альбома с рисунками «Что я знаю о своих правах?». Игра «Кто, где живет» Инсценировка сказки «Заюшкина избушка». | |
2 неделя | «Я и мой город» | Знакомство с изображением герба родного края, объяснить значение символов в нем; дать знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать | Д/игра «Собери герб из частей» | |
3 неделя | «Я и мой край» | Знакомство с полезными ископаемыми нашего края. Рассматривание камней и минералов Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств России. | Д/игра «Полезные ископаемые Иркутской области». | |
4 неделя | «Я и моя Родина-Россия» | Беседа о Дне прав человека – знакомить детей с основами правового знания: все люди на Земле защищены Законом. Никто не может нарушать права человека. Досуг «Мы тоже имеем право» - закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка. Обобщить знания основных статей Конвенции. | Игра «Цветик-семицветик». Изготовление альбома «Мы все разные, мы все равны» (картинки с изображением людей разной национальности). | |
Февраль | ||||
1 неделя | «Я, моя семья и детский сад» | Беседа о доброжелательности и терпимости друг к другу - формировать понимание дружбы. Разучивание пословиц о дружбе. Обсуждение ситуаций «Встреча с другом». | Изготовление альбома «Гиннесик» (все дети группы лучшие, самый вежливый -…, самый веселый-…). Сюжетно-ролевая игра «детский сад». | |
2 неделя | «Я и мой город» | Рассказ о микрорайонах в городе – дать представления о том, как он назывался раньше, отчего он получил свое название. Экскурсия городу с родителями. | Рисование нового микрорайона города. | |
3 неделя | «Я и мой край» | Рассматривание иллюстраций с изображением реки Ангара – расширять представления о природных богатствах реки, об ее историческом значении городов на Ангаре, о жителях поселившихся на ее берегах. | Сюжетно – ролевая игра «По реке Ангаре» | |
4 неделя | «Я и моя Родина -Россия» | Беседа «Кто такие богатыри?» Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».Рассказ приглашенного воина о службе в Армии. Спортивное развлечение «Вместе с папой». 23 февраля «День защитника Отечества» | Творческая игра «Мы защитники» Изготовление макета пограничного столба. Сюжетно-ролевая игра «Пограничники». | |
Март | ||||
1 неделя | «Я, моя семья и детский сад» | Беседа о мамах - воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к женщине-матери, стремление помогать ей. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей». Заучивание песен и стихотворений о маме. | Изготовление подарков для мам, бабушек. Выставка рисунков «Портрет мамы». Концерт для мам, бабушек. | |
2 неделя | «Я и мой город» | Беседа о флоре и фауне нашего города - дать представление о растительном и животном мире. Рассматривание фотографий с растениями и животными. | Рисование «Растения и животные нашего города». Изготовление альбома «Правила поведения в лесу». Дидактическая игра «Что лишнее?» | |
3 неделя | «Я и мой край» | Рассказ воспитателя о заповедниках и заказниках нашей области - дать представление о том, почему и как люди берегут редких животных. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите. Экскурсия по книжной выставке «Нет на свете Родины милее, чем моя земля». | Оформление книжки-открытки о животном (совместно с родителями) Дидактическая игра «Собери диких животных (из частей). Изготовление Красной книги. | |
4 неделя | «Я и моя Родина -Россия» | Рассказ воспитателя о столице, объяснить символику герба Москвы. Обсуждение стихотворения А.Прокофьев «Моя Москва». Рассматривание картин с видами Москвы (Кремль, Красная площадь). Слушание песен о Москве. 8 марта «Международный женский день» | Изготовление альбома о Москве. Конструирование «Башни Московского Кремля». | |
Апрель | ||||
1 неделя | «Я, моя семья и детский сад» | Рассказ воспитателя о проявлениях эмоций близких людей – воспитывать умение выражать доброжелательное отношение к близким, проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших. Составление рассказа из личного опыта «Как мы отдыхаем». | Дидактическая игра «Определи настроение». Рисование «Моя семья». Игра «Улыбка» (воспитание эмпатии). | |
2 неделя | «Я и мой город» | Рассказ воспитателя о почетных людях нашего города (писатели, спортсмены, врачи) – воспитывать чувство уважения и гордости за их достижения. Рассматривание фотографий. | Оформление стенда «Почетные люди города» | |
3 неделя | «Я и мой край» | Беседа «Природа рядом со мной» - о живой и неживой природе (что значит живое и неживое). Экскурсия «Деревья нашего участка» Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы». | Дидактическая игра «Что в тайге мы нашли», «Кто где живет», «Кто лишний». Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного края». | |
4 неделя | «Я и моя Родина - Россия» | Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Чтение «Первый в космосе» Бороздин. Пословицы и поговорки о космонавтах. Рассуждения «Если бы ты встретил в космосе инопланетян?». 12 апреля «День космонавтики» 22 апреля «Всемирный день Земли» | Отражение впечатлений в рисунках. Сюжетно - ролевая игра «Космический полет». Конструирование космического корабля. | |
Май | ||||
1 неделя | «Я, моя семья и детский сад» | Беседа о школе - формировать понятие о том, что скоро дети пойдут в школу и будут учениками, уточнить, что же больше всего им понравилось в детском саду, что запомнилось. Заучивание стихотворений к празднику. | Изготовление приглашений для сотрудников детского сада на выпускной праздник. | |
2 неделя | «Я и мой город» | Викторина «Что ты знаешь о своем родном городе?». Разучивание стихотворений местных поэтов о городе. | Изготовление альбома «Город, в котором живу и мечтаю» с рисунками детей. Конкурс рисунков «Любимый город мой». | |
3 неделя | «Я и мой край» | Встреча с ветеранами ВОВ на празднике посвященному Дню Победы, слушание рассказов о войне, вручение «фронтовых» писем в треугольниках. | Рисование «Ваш подвиг будет жить в веках!». Совместно с родителями сбор материала о героях своей семьи (ветеранов войны, участников трудового фронта). Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного края. | |
4 неделя | «Я и моя Родина - Россия» | Рассказ-беседа о Дне Победы. Прослушивание фронтовых песен. Заучивание стихотворений. Экскурсия к мемориалу Славы и Вечному огню, возложение цветов – воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников. 1 мая «Праздник Весны и Труда» 9 мая «День Победы» | Аппликация «Букет ветерану». Изготовление Георгиевских ленточек к празднику. |
Календарно-учебный график
Расписание
Наименование видов услуг | Форма предоставления услуг | Время проведения | Кол-во занятий | День недели | |
В неделю | В месяц | ||||
Кружок «С чего начинается Родина?» | Занятия в кружке дополнительного образования | 15.40 | 1 | 4 | Четверг |
Оценочные материалы
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.
Высокий уровень. Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права. Знает, что такое «Конвенция о правах ребенка».
Средний уровень. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».
Низкий уровень. Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.
Условия реализации программы
Реализация Программы предполагает использование подгрупповой или фронтальной форм работы.
Информационный ресурсы:
- Интернет;
- Методическая литература.
Список используемой литературы:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
2.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010
3.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
Интернет- ресурсы:
5. http://patriot-doy4.jimdo.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет
Рабочая программа коррекционно – развивающей работыв подготовительной группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР от 6 до 7 лет...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Данная программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом «Примерной комплексной образо...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур....
Рабочая программа по ОО "Речевое развитие" подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелым...
Рабочая программа по ОО "Речевое развитие" старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелым...