ПРОГРАММА дополнительного образования. «Я САМ!» старшая группа коррекционной направленности для детей с ТНР и ОНР
материал (старшая группа)

Особенности программы: программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познаёт окружающий мир. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Всё это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» пгт Лучегорск Пожарского муниципального района

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол №____ от « ____»________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский сад № 4

Лучкина С.Е. ______________

ПРОГРАММА

дополнительного образования.

 «Я САМ!»

старшая группа коррекционной направленности для детей с ТНР и ОНР

                                                                               Разработан:  

Козловская Светлана Анатольевна

пгт Лучегорск 2020

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Тематический план работы кружка.

Пояснительная записка

Особенности программы: программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познаёт окружающий мир. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Всё это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.

Программа «Я сам» рассчитана на один год обучения. При планировании учебного процесса предусматривается как групповая форма организованной образовательной деятельности, так и индивидуальная.

Занятия организовываются один раз в неделю по 30 минут

Наполняемость групп – 7 детей.

В программе участвуют две группы (14 детей).

Форма подбора детей в группы свободная, состав группы – постоянный.

Форма работы – объединение детей по возрасту, по объёму полученных знаний.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями.

Важной задачей дополнительного образования является развитие творческие способностей, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка,  пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда педагог покажет, что существует множество  вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личное отношение к задуманному произведению.

Целью данной программы является: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Цель может быть достигнута при решении ряда задач.

Задачи программы:

Обучающие:

-обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;

-обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

-познакомить  с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию.

Развивающие:

-развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;

-расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;

-развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;

-формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

-воспитывать чувства коллективизма, нравственно-этические нормы межличностных отношений;

-воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

        Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), практические, наглядные.

Место кружка в воспитательно-образовательном процессе:

Программа «Я сам» рассчитана на один год обучения. При планировании учебного процесса предусматривается как групповая форма организованной образовательной деятельности, так и индивидуальная.

Занятия организовываются один раз в неделю (четверг) по 30 минут во вторую половину дня (согласно Сан Пину). Программа рассчитана на 33 занятия.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями.

Результаты освоения программы: 

Дети должны знать:

- правила подготовки рабочего места;

- правила безопасной работы с разными материалами и инструментами:

  • Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
  • Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить  ребёнка.
  • Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
  • Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой.
  • Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.
  • Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки – в коробочке с крышкой.

- технологию шитья разными способами;

- область применения и назначение материалов и инструментов;

Применять  приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;

- создание различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.

Методика работы с воспитанниками строится в направлении:

- личностно – ориентированного подхода к каждому ребёнку;

- стремлению к достижению успеха каждым воспитанником;

- практической направленностью деятельности;

- осуществлению межпредметных связей;

- использованию здоровьесберегающих технологий.

Новизна подхода к отбору содержания обучения определяет пригодность программы для детей старшего дошкольного возраста.

Методическое и материально – техническое обеспечение программы:

  1. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет/ Москва Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Куцакова Л.В. занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Москва Мозаика-Синтез, 1999
  3. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим» Москва Мозаика-Синтез, 2007.
  4. Нагибина М.И. чудеса из ткани своими руками; Ярославль, «Академия развития», 1997
  5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде; М. Просвещение, 1983
  6. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Учебное пособие для пединститутов;                         М. Просвещение, 1987

Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Катушка ниток разного цвета № 40-60.
  2. Вязальные нитки.
  3. Пуговицы с разным количеством дырочек- 60 штук.
  4. Ножницы – 14 штук.
  5. Игла с большим ушком – 14 штук.
  6. Игольницы – 2 штуки.
  7. Картон цветной – 4 пачки.
  8. Бисер – 4 набора разного цвета.
  9. Ткань в виде салфетки – 14 штук.
  10. Альбом «Ручной труд в детском саду» Л.О.Гоман.

План занятий кружка.

занятия

Тема, содержание занятия

1

«Знакомство с иглой»

Цель: учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, приучать в конце занятия убирать иголку вместе с ниткой в игольницу.

Задачи: учить отмерять нитку и отрезать её ножницами (не откусывать).

Материал: нитка, иголка, игольница, ножницы (на каждого ребёнка) используются на каждом занятии и далее не указываются.

2

« Закладка»

Цель: учить делать шов «вперёд иголку», подбирать нитки по цвету, сочетающиеся с цветом картона.

Задачи: продолжаем учить вдевать в иголку нитку, соединять два её конца, завязывать узелок.

Материал: картон с пробитыми дырочками.

3

4

«Картинка в подарок маме» (к Дню Матери)

Цель: учить делать шов «вперёд иголку» в два приёма. Приучать доводить начатое дело до конца.

Задачи: учить детей сначала прошивать швом «вперёд иголку», затем изделие повернуть и шить этим же швом в обратную сторону, от конца к началу.

Материал: цветной картон  с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница.

5

6

« Ёлочка»

Цель: учить делать шов «назад иголку», который необходим для более плотного соединения деталей. Продолжать развивать умение подбирать нитки.

Задачи: учить делать в ткани прокол

Материал: цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница.

7

8

« Украшение ёлочки бусами из бисера»

Цель: учить собирать бусы из бисера. Продолжать развивать умение подбирать бусинки по цвету.

Задачи: учить делать бусы, собирая бисер на конец иглы и продевая на нитку.

Материал: цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница, бисер.

9

« Через край»

Цель: учить делать шов «через край»; закреплять умение правильно пользоваться иголкой. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Задачи: учить выполнять стежки по краю изделия; иглу постоянно вводить с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край.

Материал:  лоскутки ткани, нитка, иголка.

10

« Весёлый кошелёк»

Цель: учить изготавливать кошелёк из картона (открытки) швом «через край», подбирать открытку для своей «весёлой закладки». Сгибать её пополам, так чтобы все стороны и углы совпадали; аккуратно сшивать. Воспитывать аккуратность в работе: учить приводить рабочее место в порядок; вызвать желание самому сшить закладку для книг.

Задачи: уметь делать прокол иголкой снизу вверх, вести нитку по краю изделия и снова делать прокол, но теперь иголкой сверху вниз; стараться делать проколы на одинаковом расстоянии, тогда шов «через край» получится ровный, красивый.

Материал: двойной картон (открытка) вытянутой прямоугольной формы, нитка, иголка.

11

12

« Футляр для расчёски, ручки»

Цель: учить изготавливать футляры для ручек, расчёсок (по выбору); шить по картону швом «через край», следить за тем, чтобы нижние углы и стороны двух картонных прямоугольников совпадали.

Задачи: Продолжать учить владеть нитку в иголку,  делать узелок, шить швом «через край» учить пользоваться  картонной выкройкой, обводить её карандашом и вырезать.

Материал: Выкройки (шаблоны) из цветного картона.

13

14

« Кулончик для мамы»

Цель: продолжать учить шить швом «через край»; формировать умение правильно пользоваться выкройкой (шаблоном); развивать вкус, внимание, желание делать подарки.

Задачи:  продолжать учить делать выкройку, накладывать шаблон на картон и,  не сдвигая его с места, обводить карандашом, вырезать по линии; во время шитья следить за тем, чтобы все стороны совпадали, не смещались.

Материал: выкройка (шаблон) из картона (открытки с цветами, простые карандаши.)

15

16

« Попрыгунчик»

Цель: Научить изготавливать помпон из цветных ниток. Вызвать желание самим сделать игрушку, подбирать нитки, обыграть помпон с любимым домашним животным.

Задачи:  учить заматывать нитки на два круга.

Материал: учить наматывать нитки на два круга.

17

« Игольница для бабушки»

Цель: Закреплять навык шить швом «вперёд иголку», с изнаночной стороны оставляя для выворачивания отверстие; набивать подушечку ватой и зашивать швом «через край»; подбирать нитки к ткани, лоскутки для подушечки.

Задачи: продолжать учить технике швов «вперёд иголку» и «через край»; учить прикреплять готовую подушечку к картонной основе швом «вперёд иголка», при этом с лицевой стороны делать маленький шажок а с внутренней стороны – шаг широкий.

Материал: основа из картона, бумажные листочки, петушки, мишки, неваляшки, котики, цветные яркие лоскутки.

18

19

« Петельный шов»

Цель: учить делать «петельный шов», который применяется для обработки края материала.

Задачи:  учить в этом шве степени укладывать вертикально. При выполнении шва следить ша тем, чтобы проколы делались на одинаковом расстоянии друг от друга и от края изделия; затягивать петлю на край материала так, чтобы он не собирался.

Материал: лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.

20

« Мешочки со шнурком для семян»

Цель: Учить шить мешочки для хранения семян швом «вперёд иголка»; приучать выполнять работу качественно, аккуратно, пользоваться булавкой (при её вдевании в ткань работать двумя пальцами – большим и указательным)

Задачи: закреплять технику шитья «вперёд иголка», мелким шажком, работы с ножницами, иголкой (ножницы передавать кольцами вперёд, иголку – тупым кольцом и только с нитью; иголка в игольнице должна быть вколота в ткань и закреплена; булавки закрепить и убрать в баночку)

Материал: ткань прямоугольной формы (16*12см, булавки.)

21

22

« Секреты пуговицы»

Цель: учить пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом. Учить подбирать нитки в тон пуговицы. Формировать навыки работы с иголкой и ниткой.

Задачи: учить, пришивая пуговицу, ткань прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятать под пуговицу; нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки всё выглядело аккуратно.

Материал: лоскутки ткани, нитка, иголка, игольница.

23

24

« Гномик»

Цель:  учить использовать пуговицы, кроме основного назначения, для отделки или создания необычных работ, в которых пуговицы выступают как детали. В свободное время обыгрывать игрушку.

Задачи:  учить вырезать кольцо из картона, сделать пазы; нарезать одинаковых по длине красных и белых ниток; закрепить нити на кольце; сформировать колпачок и бороду.

Материал: картон, три пуговицы (глаза и нос, шерстяная пряжа двух цветов – для колпака и бороды)

25

26

«Массажный коврик»

Цель: учить пришивать пуговицы с разным количеством дырочек; воспитываем вкус (нитки подбирать в тон пуговиц, по цвету и величине пуговиц составлять узор на коврике); формировать желание работать аккуратно.

Задачи: закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку. Обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч, аккуратно делать узелок, пришивать пуговицы - иголку воткнуть снизу, попав в дырочку сверху и вытянуть с нижней стороны ткани)

Материал: ткань (сукно, драп и т.д.), пуговицы разной величины.

27

28

«Вышивание салфетки»

Цель: познакомить с тамбурным швом. Учить использовать тамбурный шов в вышивании по рисунку при помощи пяльцев; воспитывать вкус; формировать желание работать аккуратно.

Задачи: закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку, обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч, аккуратно делать узелок).

Материал: салфетка с мережкой, нитки, иголка, пяльцы, трафареты рисунков, мелки.

29

30

31

32

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....

Конспект НОД по экологическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками,   охраняемыми видами растений, животных и птиц  Приморского края....

План - конспект занятия кружка «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.

Вашему вниманию предлагается план - конспект  занятия кружка  «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.   Тема занятия: Изготовлени...

Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»

Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...