ПРОГРАММА дополнительного образования. «Я САМ!» старшая группа коррекционной направленности для детей с ТНР и ОНР
материал (старшая группа)
Особенности программы: программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познаёт окружающий мир. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Всё это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/ya_sam.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» пгт Лучегорск Пожарского муниципального района
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №____ от « ____»________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детский сад № 4 Лучкина С.Е. ______________ |
ПРОГРАММА
дополнительного образования.
«Я САМ!»
старшая группа коррекционной направленности для детей с ТНР и ОНР
Разработан:
Козловская Светлана Анатольевна
пгт Лучегорск 2020
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Тематический план работы кружка.
Пояснительная записка
Особенности программы: программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познаёт окружающий мир. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Всё это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.
Программа «Я сам» рассчитана на один год обучения. При планировании учебного процесса предусматривается как групповая форма организованной образовательной деятельности, так и индивидуальная.
Занятия организовываются один раз в неделю по 30 минут
Наполняемость групп – 7 детей.
В программе участвуют две группы (14 детей).
Форма подбора детей в группы свободная, состав группы – постоянный.
Форма работы – объединение детей по возрасту, по объёму полученных знаний.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями.
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческие способностей, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда педагог покажет, что существует множество вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личное отношение к задуманному произведению.
Целью данной программы является: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Цель может быть достигнута при решении ряда задач.
Задачи программы:
Обучающие:
-обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
-обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
-познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию.
Развивающие:
-развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
-расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
-развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
-формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
-воспитывать чувства коллективизма, нравственно-этические нормы межличностных отношений;
-воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), практические, наглядные.
Место кружка в воспитательно-образовательном процессе:
Программа «Я сам» рассчитана на один год обучения. При планировании учебного процесса предусматривается как групповая форма организованной образовательной деятельности, так и индивидуальная.
Занятия организовываются один раз в неделю (четверг) по 30 минут во вторую половину дня (согласно Сан Пину). Программа рассчитана на 33 занятия.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями.
Результаты освоения программы:
Дети должны знать:
- правила подготовки рабочего места;
- правила безопасной работы с разными материалами и инструментами:
- Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребёнка.
- Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
- Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой.
- Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.
- Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки – в коробочке с крышкой.
- технологию шитья разными способами;
- область применения и назначение материалов и инструментов;
Применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
- создание различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Методика работы с воспитанниками строится в направлении:
- личностно – ориентированного подхода к каждому ребёнку;
- стремлению к достижению успеха каждым воспитанником;
- практической направленностью деятельности;
- осуществлению межпредметных связей;
- использованию здоровьесберегающих технологий.
Новизна подхода к отбору содержания обучения определяет пригодность программы для детей старшего дошкольного возраста.
Методическое и материально – техническое обеспечение программы:
- Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет/ Москва Мозаика-Синтез, 2005.
- Куцакова Л.В. занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Москва Мозаика-Синтез, 1999
- Куцакова Л.В. «Творим и мастерим» Москва Мозаика-Синтез, 2007.
- Нагибина М.И. чудеса из ткани своими руками; Ярославль, «Академия развития», 1997
- Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде; М. Просвещение, 1983
- Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Учебное пособие для пединститутов; М. Просвещение, 1987
Материально-техническое обеспечение программы:
- Катушка ниток разного цвета № 40-60.
- Вязальные нитки.
- Пуговицы с разным количеством дырочек- 60 штук.
- Ножницы – 14 штук.
- Игла с большим ушком – 14 штук.
- Игольницы – 2 штуки.
- Картон цветной – 4 пачки.
- Бисер – 4 набора разного цвета.
- Ткань в виде салфетки – 14 штук.
- Альбом «Ручной труд в детском саду» Л.О.Гоман.
План занятий кружка.
№ занятия | Тема, содержание занятия |
1 | «Знакомство с иглой» Цель: учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, приучать в конце занятия убирать иголку вместе с ниткой в игольницу. Задачи: учить отмерять нитку и отрезать её ножницами (не откусывать). Материал: нитка, иголка, игольница, ножницы (на каждого ребёнка) используются на каждом занятии и далее не указываются. |
2 | « Закладка» Цель: учить делать шов «вперёд иголку», подбирать нитки по цвету, сочетающиеся с цветом картона. Задачи: продолжаем учить вдевать в иголку нитку, соединять два её конца, завязывать узелок. Материал: картон с пробитыми дырочками. |
3 | |
4 | «Картинка в подарок маме» (к Дню Матери) Цель: учить делать шов «вперёд иголку» в два приёма. Приучать доводить начатое дело до конца. Задачи: учить детей сначала прошивать швом «вперёд иголку», затем изделие повернуть и шить этим же швом в обратную сторону, от конца к началу. Материал: цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница. |
5 | |
6 | « Ёлочка» Цель: учить делать шов «назад иголку», который необходим для более плотного соединения деталей. Продолжать развивать умение подбирать нитки. Задачи: учить делать в ткани прокол Материал: цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница. |
7 | |
8 | « Украшение ёлочки бусами из бисера» Цель: учить собирать бусы из бисера. Продолжать развивать умение подбирать бусинки по цвету. Задачи: учить делать бусы, собирая бисер на конец иглы и продевая на нитку. Материал: цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница, бисер. |
9 | « Через край» Цель: учить делать шов «через край»; закреплять умение правильно пользоваться иголкой. Воспитывать аккуратность и самостоятельность. Задачи: учить выполнять стежки по краю изделия; иглу постоянно вводить с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край. Материал: лоскутки ткани, нитка, иголка. |
10 | « Весёлый кошелёк» Цель: учить изготавливать кошелёк из картона (открытки) швом «через край», подбирать открытку для своей «весёлой закладки». Сгибать её пополам, так чтобы все стороны и углы совпадали; аккуратно сшивать. Воспитывать аккуратность в работе: учить приводить рабочее место в порядок; вызвать желание самому сшить закладку для книг. Задачи: уметь делать прокол иголкой снизу вверх, вести нитку по краю изделия и снова делать прокол, но теперь иголкой сверху вниз; стараться делать проколы на одинаковом расстоянии, тогда шов «через край» получится ровный, красивый. Материал: двойной картон (открытка) вытянутой прямоугольной формы, нитка, иголка. |
11 | |
12 | « Футляр для расчёски, ручки» Цель: учить изготавливать футляры для ручек, расчёсок (по выбору); шить по картону швом «через край», следить за тем, чтобы нижние углы и стороны двух картонных прямоугольников совпадали. Задачи: Продолжать учить владеть нитку в иголку, делать узелок, шить швом «через край» учить пользоваться картонной выкройкой, обводить её карандашом и вырезать. Материал: Выкройки (шаблоны) из цветного картона. |
13 | |
14 | « Кулончик для мамы» Цель: продолжать учить шить швом «через край»; формировать умение правильно пользоваться выкройкой (шаблоном); развивать вкус, внимание, желание делать подарки. Задачи: продолжать учить делать выкройку, накладывать шаблон на картон и, не сдвигая его с места, обводить карандашом, вырезать по линии; во время шитья следить за тем, чтобы все стороны совпадали, не смещались. Материал: выкройка (шаблон) из картона (открытки с цветами, простые карандаши.) |
15 | |
16 | « Попрыгунчик» Цель: Научить изготавливать помпон из цветных ниток. Вызвать желание самим сделать игрушку, подбирать нитки, обыграть помпон с любимым домашним животным. Задачи: учить заматывать нитки на два круга. Материал: учить наматывать нитки на два круга. |
17 | « Игольница для бабушки» Цель: Закреплять навык шить швом «вперёд иголку», с изнаночной стороны оставляя для выворачивания отверстие; набивать подушечку ватой и зашивать швом «через край»; подбирать нитки к ткани, лоскутки для подушечки. Задачи: продолжать учить технике швов «вперёд иголку» и «через край»; учить прикреплять готовую подушечку к картонной основе швом «вперёд иголка», при этом с лицевой стороны делать маленький шажок а с внутренней стороны – шаг широкий. Материал: основа из картона, бумажные листочки, петушки, мишки, неваляшки, котики, цветные яркие лоскутки. |
18 | |
19 | « Петельный шов» Цель: учить делать «петельный шов», который применяется для обработки края материала. Задачи: учить в этом шве степени укладывать вертикально. При выполнении шва следить ша тем, чтобы проколы делались на одинаковом расстоянии друг от друга и от края изделия; затягивать петлю на край материала так, чтобы он не собирался. Материал: лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница. |
20 | « Мешочки со шнурком для семян» Цель: Учить шить мешочки для хранения семян швом «вперёд иголка»; приучать выполнять работу качественно, аккуратно, пользоваться булавкой (при её вдевании в ткань работать двумя пальцами – большим и указательным) Задачи: закреплять технику шитья «вперёд иголка», мелким шажком, работы с ножницами, иголкой (ножницы передавать кольцами вперёд, иголку – тупым кольцом и только с нитью; иголка в игольнице должна быть вколота в ткань и закреплена; булавки закрепить и убрать в баночку) Материал: ткань прямоугольной формы (16*12см, булавки.) |
21 | |
22 | « Секреты пуговицы» Цель: учить пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом. Учить подбирать нитки в тон пуговицы. Формировать навыки работы с иголкой и ниткой. Задачи: учить, пришивая пуговицу, ткань прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятать под пуговицу; нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки всё выглядело аккуратно. Материал: лоскутки ткани, нитка, иголка, игольница. |
23 | |
24 | « Гномик» Цель: учить использовать пуговицы, кроме основного назначения, для отделки или создания необычных работ, в которых пуговицы выступают как детали. В свободное время обыгрывать игрушку. Задачи: учить вырезать кольцо из картона, сделать пазы; нарезать одинаковых по длине красных и белых ниток; закрепить нити на кольце; сформировать колпачок и бороду. Материал: картон, три пуговицы (глаза и нос, шерстяная пряжа двух цветов – для колпака и бороды) |
25 | |
26 | «Массажный коврик» Цель: учить пришивать пуговицы с разным количеством дырочек; воспитываем вкус (нитки подбирать в тон пуговиц, по цвету и величине пуговиц составлять узор на коврике); формировать желание работать аккуратно. Задачи: закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку. Обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч, аккуратно делать узелок, пришивать пуговицы - иголку воткнуть снизу, попав в дырочку сверху и вытянуть с нижней стороны ткани) Материал: ткань (сукно, драп и т.д.), пуговицы разной величины. |
27 | |
28 | «Вышивание салфетки» Цель: познакомить с тамбурным швом. Учить использовать тамбурный шов в вышивании по рисунку при помощи пяльцев; воспитывать вкус; формировать желание работать аккуратно. Задачи: закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку, обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч, аккуратно делать узелок). Материал: салфетка с мережкой, нитки, иголка, пяльцы, трафареты рисунков, мелки. |
29 | |
30 | |
31 | |
32 | |
33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....
Анализ предметно – пространственной среды в старшей группе коррекционной направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием.
требования к созданию предметно - пространственной среды в группе коррекционной направленности...
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....
Конспект НОД по экологическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений, животных и птиц Приморского края....
План - конспект занятия кружка «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.
Вашему вниманию предлагается план - конспект занятия кружка «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ. Тема занятия: Изготовлени...
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект родительского собранияв старшей группе компенсирующе...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...