Детско-родительский клуб "Мы вместе"
рабочая программа
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых –родителей, педагогов.
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных
человечеством за всю историю своего существования. Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия. Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного познания партнерами друг друга. В процессе взаимопонимания происходит постепенное приближение к потребностям и трудностям друг друга. Чем доступнее, понятнее друг для друга становятся педагог и родители, тем меньше настороженности, напряженности в их отношениях, связанных в первую очередь, с ощущением неизвестности. Эмоциональное переживание в период общения, как момент сопереживания внутреннему миру другого и открытия самого себя через общение – вот путь к которому мы пришли в работе с родителями.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы детско-родительского клуба «Мы вместе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-roditelskiy_klub_my_vmeste.docx | 64.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
Программа детско-родительского клуба
«Мы вместе»
Воспитатели:
Кувандыкова М.Е.
Демидович А.В.
Нижневартовск
2022
Содержание
Пояснительная записка | ||
1. | Основная деятельность родительского клуба | |
2. | Модель организации работы родительского клуба | |
3. | Формы организации заседаний родительского клуба | |
4. | Этапы реализации программы | |
5. | Содержание программы | |
5.1 | Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) | |
6. | Заключение | |
7. | Литература | |
8 | Приложение |
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.
На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Именно поэтому наше образовательное учреждение отдало предпочтение этой форме работы. Клуб позволяет сделать общение с родителями более целенаправленным, а, следовательно, эффективным.
Родительский клуб строится на принципах:
Целенаправленность педагогического проекта – Программы родительского клуба «Мы вместе» на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка. Привлечение родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
Индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
Вариативность содержания форм и методов образования родителей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями;
Доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Актуальность родительского клуба.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых –родителей, педагогов.
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных
человечеством за всю историю своего существования. Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия. Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного познания партнерами друг друга. В процессе взаимопонимания происходит постепенное приближение к потребностям и трудностям друг друга. Чем доступнее, понятнее друг для друга становятся педагог и родители, тем меньше настороженности, напряженности в их отношениях, связанных в первую очередь, с ощущением неизвестности. Эмоциональное переживание в период общения, как момент сопереживания внутреннему миру другого и открытия самого себя через общение – вот путь к которому мы пришли в работе с родителями.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы детско -родительского клуба «Мы вместе».
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций, практические занятия.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности.
Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через родительские клубы.
Родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, практические занятия, интерактивные игры – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.
1.Основная деятельность родительского клуба
Основными направлениями деятельности детско-родительского клуба являются:
Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
2. Модель организации работы родительского клуба
Родительский клуб организован на базе МАДОУ города Нижневартовска ДС № 10 «Белочка» группа общеразвивающей направленности 5-6 № 9.
Основные мероприятия проводятся 1 раз в месяц.
3.Формы организации заседаний родительского клуба
- совместные занятия родителей и детей;
- мини-беседы, лекции;
- моделирование проблемных ситуаций;
- презентация информационных буклетов;
- дидактические игры; игры и упражнения;
- беседы;
- художественно-творческая деятельность;
- круглые столы;
- консультации;
- анкетирование;
- проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, тренингов.
- дискуссии
4.Этапы реализации программы
1 этап – подготовительный – сентябрь.
Цель - определение цели, задач и форм работы родительского клуба.
2 этап – основной – октябрь – апрель.
Цель - реализация программы родительского клуба «Мы вместе»
3 этап – заключительный – май.
Цель – подведение итогов работы родительского клуба
5. Содержание программы.
5.1. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями)
№ | Мероприятие | Ответственный | Сроки исполнения |
1. | -Анкетирование родителей: «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей». Приложение №1 - Акция «Дары осени»: совместное изготовление с детьми поделок из природного материала. -Участие в осенней ярмарке. - Буклеты: «Охрана здоровья ребёнка: советы родителям». «Закаливание детей в семье». Приложение №2 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Сентябрь |
2. | - Акция «Сделаем мир чище». Сбор макулатуры, батареек, пластика. Памятки для родителей: «Игры для развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет». Приложение №3 «Упражнения для профилактики плоскостопия». Приложение №4
| Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Октябрь |
3. | - Развлечение ко Дню матери «Мамочка у меня одна». Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку - матери, воспитание социально-нравственных качеств у детей: любви, нежности, заботы, по отношению к матери. Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей. Приложение №5 - Совместное проведение мероприятия «Семья и здоровый образ жизни». Приложение №6 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Ноябрь |
4. | - Акция «Ёлочка – зелёная иголочка». Изготовление новогодних игрушек – выставка, участие в общесадовом конкурсе «Мастерская Деда Мороза») - Совместное изготовление памяток и листовок «Защита хвойных деревьев». - Буклет «Красивая осанка – залог здоровья». Приложение №7 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Декабрь |
5. | - Акция «Покормите птиц зимой». - Консультация для родителей: «Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ». Приложение №8 | Воспитатели группы. | Январь |
6. | Акция «Сладкая посылку солдату»: участие в сборе посылок для военнослужащих. Совместное написание письма солдату. - Буклет «ТРИЗ в детском саду и дома». Приложение №9 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Февраль |
7. | Провести вместе родителями мини – акцию «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку семян. Буклет «Витаминная семейка». Приложение №10 - Консультация для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией» Приложение №11 | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Март |
8. | - «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников». Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы работы. Зарождение новой традиции ДОУ – День родительского самоуправления. Приложение №12 - Акция «Сделаем мир чище». -Совместное изготовление агитационных плакатов и листовок «Сдай макулатуру – спаси дерево!», «Раздельный сбор». Сбор макулатуры, батареек, пластика. | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Апрель |
9. | - День добрых дел Благоустройство детской площадки. Круглый стол- Рассмотрение результатов реализации программы. Определение перспектив деятельности детско - родительского клуба «Мы вместе». | Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники | Май |
Заключение.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности ребёнка трудно переоценить.
Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Именно такой подход предполагают федеральные государственные требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ними «участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги». Педагоги должны оказывать методическую и консультативную помощь родителям воспитанников по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию клубной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.
Детско-родительский клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.
Показателем результативности реализации программы можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива клуба, включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта вне занятий клуба, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.
Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
При реализации тем программы детско-родительского клуба широко применяется технология творческого проектирования, которая позволяет осуществлять партнерство педагогов, детей, родителей. Воспитатели ДОУ при реализации программы используют личностно – ориентированные технологии: темы программы и ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.
Список использованной литературы.
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005.
- Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.; Просвещение,2015.
- Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство
детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина — М., 2001.- 125с
4. Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
5. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ,2004.
Приложение №1
Анкетирование родителей «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка? | |
- здоровье и физическое развитие | |
- развитие нравственных качеств | |
- развитие умственных способностей | |
- развитие художественных способностей | |
-раннее обучение ребенка чтению, письму | |
- другое (что именно) | |
2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада? | |
- информационную | |
- диагностическую | |
-консультативную | |
-другую помощь (какую именно) | |
3. В каких формах Вы хотели получать информацию от педагогов и специалистов детского сада? | |
- родительские собрания | |
- групповые дискуссии | |
- тематические консультации | |
- семинары-практикумы | |
- индивидуальные беседы и консультации | |
-информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт МАДОУ | |
- тематические выставки, папки | |
- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные | |
- посещение педагогами семьи | |
Другое (что именно) | |
4.Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей? | |
- о целях и задачах дошкольного образования | |
- о воспитательно-образовательных программах | |
- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях | |
-о дополнительных услугах | |
-об одежде ребенка | |
- о питании | |
-о гигиенических процедурах | |
-о психофизиологических особенностях ребенка | |
-об успехах ребенка | |
-об общении с ребенком | |
-об организации жизни ребенка в семье | |
-об организации досуга ребенка, семейных праздников | |
- о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи | |
- другое (что именно) | |
5. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду: | |
- советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемах) |
- гид (участие в организации экскурсий и походов) | |
-наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое) | |
- групповой помощник (присутствие родителя в группе и включение его в разные виды взаимодействия с детьми) | |
- помощник в разработке теоретических аспектов развития детей | |
- не имеют времени для участия в организации педагогического процесса в детском саду | |
- другое (что именно) | |
6. Как Вы считаете, наш детский сад | |
- пользуется авторитетом в городе | |
- не пользуется авторитетом | |
- о нем вообще не говорят | |
- затрудняюсь ответить | |
7. Ваш ребенок ходит в детский сад | |
- с удовольствием | |
-через силу | |
- чаще с удовольствием | |
- редко с желанием | |
8. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе? | |
- устраивает полностью | |
-устраивает частично (укажите причину) | |
- не устраивает совсем (укажите причину) | |
9. Как Вы считаете? Дети в нашем детском саду | |
-получают интересные знания и навыки культурного поведения | |
- получают, но недостаточно | |
- не получают ничего нового | |
- получают вредную информацию | |
- затрудняюсь ответить | |
10. Ваша осведомленность о работе детского сада: | |
- полная | |
- частичная | |
- вообще не имеете информации | |
11. Информацию о детском саде Вы получаете: | |
- из наглядной агитации и сайта детского сада | |
- со слов других родителей | |
- от воспитателя | |
- на собраниях | |
- от заведующего | |
- не получаете | |
12. Как часто Вы заходите на сайт МАДОУ? | |
- каждый день | |
- раз в неделю | |
- редко | |
- никогда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.
Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...
Детско-родительское тренинговое занятие "Вместе играем, друг-друга понимаем! "
Данное занятие предназначено для того, чтобы показать родителям различные формы игрового взаимодействия с ребенком и улучшения эмоциональной обстановки в семье. Может использоваться в работе педагога ...
Тренинг детско-родительских отношений "Только вместе"
Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Совместная деятельность, которая поможет родителям лучше узнать своих детей и понять их. Предложенные психологические ...
Тренинговое занятие по гармонизации детско- родительских отношений "Путешествуем вместе!"
Тренинговое занятие по гармонизации детско-родительских отношений «Путешествуем вместе!» предназначено для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Характер детско-родительских отношений яв...
Детско – родительский образовательный проект «Вместе дружная семья - детский сад, родители и Я»
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта...
Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «В детский сад с улыбкой»
Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "В детский сад с улыбкой"...
Взаимодействие с родителями МБДОУ «ЦРР – Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка» в рамках реализации проекта детско – родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ»
Цель проекта: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей, достичь грамотного вовлечения семьи в единое образ...