Тренинг детско-родительских отношений "Только вместе"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Совместная деятельность, которая поможет родителям лучше узнать своих детей и понять их.  Предложенные психологические  упражнения и техники помогут  родителям дошкольников общаться со своим ребенком, узнавать друг друга с разных сторон, определять проблемы и решать их. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие №1 «Знакомство»

Я рада приветствовать всех, рада, что мы все собрались для интересной и познавательной работы. Работы, которая поможет вам лучше узнать своих детей и понять их. Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Здесь мы будем общаться друг с другом, узнавать друг друга с разных сторон, определять проблемы и решать их.

1. Знакомство. Все участники поочередно представляются, пишут свои имена на листочках и прикрепляют их на одежде. Затем в кругу каждый рассказывает о себе:

  1. Какой он
  2. Что любит
  3. Чем увлекается
  4. Где и кем работает
  5. Семейные традиции и т.д.

2. Упражнение «Ромашка». Участники разбиваются на пары (ребенок, родитель) и выполняют совместный рисунок ромашки.

  1. На лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища.
  2. На стебельке – имя, которым мама обращается к ребенку, когда сердится.
  3. На Божьей коровке – имя, которое нравится ребенку.

Обсуждение рисунков:

  1. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли работу?
  2. Кто что рисовал?
  3. Кто кому помогал?
  4. Кто выбирал цвета и имена?

3. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

4. Релаксация «Эмбрион». Выполняется под спокойную музыку на ковре в парах.

Дети, представьте, что вы маленькие котятки или обезьянки и забрались к своей мамочке на колени и удобно устроились там. Родители и дети ласкают друг друга, называют ласковыми словами и т.д.

Затем дети и родители обмениваются впечатлениями, чувствами, которые они ощущали во время общения.

Затем дети рисуют «Хорошее настроение», а родители приглашаются для беседы.

5. Психогимнастика «Каким я был в возрасте своего ребенка».

  1. Особенности личности
  2. Качества характера
  3. Любимое занятие
  4. Ожидания от родителей

6. Упражнение «Закончить предложение» Родители передают друг другу мяч и заканчивают фразу «Дети это…».

7. Обсуждение детьми своих рисунков.

Вопросы детям:

  1. О чем вы думали, когда рисовали свое настроение?
  2. Мамины ласковые слова повлияли на ваше настроение?
  3. Вам спокойно и хорошо, когда у вас хорошее настроение?
  4. Вы хотели бы,  всегда, делится хорошим настроением со своей мамой, папой, близкими людьми?

Выводы: эмоциональное состояние взрослого влияет на эмоциональное состояние ребенка. Положительно эмоционально настроенный ребенок лучше усваивает информацию и более склонен к обучению.

8. Рефлексия. Продолжить предложение:

  1. Я поняла…
  2. В моем ребенке меня удивило…
  3. Мне очень понравилось…
  4. Мне хотелось бы…

Занятие №2 «Я люблю»

  1. Приветствие.

  1. Ладошками
  2. Спинками
  3. Щечками
  4. Ступнями
  5. Коленями
  6. Плечиком

  1. Упражнение «Похвала».

Нужно так похвалить своего ребенка, чтобы у остальных возникло желание тоже иметь такого ребенка.

  1. Дети рисуют «Что я люблю больше всего на свете». Родители в это время приглашаются на беседу.

Как Вы думаете, что больше всего любит Ваш ребенок?

 

  1. Упражнение «Закончи фразу»:
  1. Быть ребенком хорошо, потому, что…
  2. Быть ребенком плохо, потому, что…
  3. Я хорошая мама, потому, что…

  1. Обсуждение детских рисунков. Дети высказываются о том, что они больше всего любят, а родители сопоставляют свои предположения с детским.

  1. Упражнение «Где мы были, мы не скажем, а что видели покажем».

Родители с детьми вспоминают свою последнюю прогулку в театр, зоопарк, музей или просто прогулку и показывают с помощью мимики и пантомимики увиденное.

  1. Упражнение «Закончи фразу»:
  1. «Я люблю своего ребенка за…»

Безусловно, принимать своего ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!

Родители говорят: «Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь… (лениться, драться, грубить), не начнешь… (слушаться, помогать по дому)».

В этих фразах мы прямо сообщаем  ребенку, что его принимают условно, что его любят или будут любить, «только если…».

Причина оценочного отношения – в вере в то, что награды и наказания есть главные воспитательные средства.

  1. Упражнение «Погружение». 

Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что вы рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой с прогулки. Он порвал одежду или потерял игрушку. Ваша реакция.… Представьте себя на месте ребенка и приветливо встречающую вас маму.… Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации.

 

 9.  Рефлексия. Продолжить предложение:

  1. Я поняла…
  2. В моем ребенке меня удивило…
  3. Мне очень понравилось…
  4. Мне хотелось бы…

 

 

Правила работы группы:

  1. Доверительный стиль общения.

В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия,  ведущий может предложить принять единую форму обращения на ТЫ, психологически уравнивающую всех членов группы и ведущего.

  1. общение по принципу «здесь и теперь».

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная идея тренинга – превратить группу в объемное своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.

  1. Персонификация высказываний.

Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считает, что…», «Некоторые думают…» на суждения «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т.п.

  1. Искренность в общении.

Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

  1. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

  1. Определение сильных сторон личности.

Во время обсуждений упражнений и заданий каждый участник обязательно должен подчеркнуть положительные качества выступившего.

  1. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься», следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т. п.

Во время обсуждения правил ведущий должен дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.

После принятия правил, участники садятся в круг.

 

Занятие №3 «Настроение»

  1. Приветствие

 Дай ладошечку, моя крошечка

Я поглажу тебя по ладошечке.

На ладошечку, моя крошечка.

Ты погладь меня по ладошечке.

 (под музыку «Я на горку шла…»)

  1. Упражнение «Волшебный камень».

Это волшебный камень, с помощью которого можно узнать очень много хорошего о себе… Родитель передает волшебный камень ребенку со словами «Я даю тебе волшебный камень, потому, что ты самый (самая)…». Затем ребенок передает волшебный камень родителю с теми же словами.

- Приятно было слышать о себе хорошие слова? Волшебный камень помог Вам сказать много доброго и хорошего друг другу. Давайте с еще большей любовью и вниманием относиться друг к другу.

  1. Психогимнастика. С помощью мимики и пантомимики показать, как они любят друг друга.

  1. Рисование детьми на тему «Что мне нужно, чтобы у меня было хорошее настроение». В это время родители приглашаются на беседу.

  1. Беседа с родителями.
  1. «Самый грустный день, проведенный с моим ребенком» (выявить причину).
  2. «Самый веселый день, проведенный с моим ребенком» (выявить причину).

  1. Обсуждение детских рисунков. Высказывания детей. Вопросы родителей детям. Выводы: общение, проведенное вместе время - очень важно для эмоционального развития ребенка.

  1. Пожелания друг другу с помощью волшебного камня. 

  1. Рефлексия. Продолжить предложение:
  1. Я поняла…
  2. В моем ребенке меня удивило…
  3. Мне очень понравилось…
  4. Мне хотелось бы…

  Занятие №4. «Моя семья»

  1. Приветствие. «Комплименты».

  1. Информационная часть.

Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи. Именно семья и взаимоотношения в ней оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка и его отношения к миру.

Проблема современного развития и воспитания детей заключается в низкой компетентности родителей в сфере психолого-педагогических знаний. В связи с этим родители пытаются переадресовать задачи воспитания, обучения и развития собственных детей учреждениям образования.  Но в большинстве случаев родители любят и принимают своего ребенка, но в то же время им часто не хватает психологических и педагогических знаний и умений.

Наша задача – дать полное представление об особенностях развития и воспитания ребенка.

Задача родителей – завоевать любовь ребенка, развитие уверенности в собственных силах и уверенности ребенка в себе. Возможность оставлять за ребенком свободу решения и взаимоуважение всех членов семьи.

 

  1. Упражнение «На какое животное я похожа».

Родители ассоциируют себя и своих детей с животными (не проговаривая). Затем дети озвучивают в соответствии со своими ассоциациями. Родители сравнивают и делают вывод о представлении детей о родителях и детях.

  1. Упражнение «Закончи фразу»:
  1. Мама меня любит за…

  1. Рисование на тему «Моя семья». Родители в это время приглашаются на беседу.

  1. Беседа с родителями «Конфликты»

Как и почему возникают конфликты между родителями и детьми? Очевидно, что дело в столкновении интересов родителя и ребенка.

Удовлетворения желания с одной стороны означает ущемление интересов с другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев.

При столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка, и у родителя. Оба стакана оказываются наполненными до краев.

Что же делать в таких ситуациях? Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят другого выхода, как настоять на своем, другие же считают, что лучше уступить, сохраняя мир.

Так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов:

  1. «Выигрывает родитель». Родители, склонные использовать этот способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет». Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «Всегда добиваться своего, не считаясь с желаниями другого».а дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего возраста им подражают.

Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень».

Есть и другой вариант этого способа: мягко, но ненастойчиво требовать от ребенка выполнение своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается.

Однако, если этот нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они добиваются своего, ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители». В некоторых семьях дети годами бывают «побежденными».

Они растут либо агрессивными, либо пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление, обида, такие отношения нельзя назвать близкими и доверительными.

  1. «Выигрывает только ребенок». По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов, либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то, и другое.

В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Дома это, может, и не заметно, но в обществе сверстников, в детском саду – большие трудности. Им никто не хочет потакать. Дети остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство своим ребенком и своей судьбой. В старости уступчивые взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными.

Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком.

Каков же путь благополучного выхода из конфликта?

Конструктивный способ разрешения конфликтов:

«Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок».

Этот способ основывается на двух навыках общения:

  1. активном слушании
  1.  «Я-сообщении».

Сначала убедитесь, что вам удается успешно послушать ребенка и сообщить ему о своих чувствах в более простых, бесконфликтных ситуациях, и только потом переходите к более сложным случаям. Сам метод шагов и этапов таков:

Шаг 1. Прояснение конфликтной ситуации

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.

Делается это в стиле активного слушания, то есть родитель озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». 

Начать нужно именно с выслушивания ребенка. После того, как ребенок убедился, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения.

Шаг 2. Сбор предложений.

Этот способ начинается с вопросов: «Как же нам быть?», «Как поступить?».

Надо обязательно подождать, дать ребенку первому предложить решение, и только затем предлагать свои варианты. Ни одно предложение не отвергается, просто они набираются в «корзину». Если предложений много, их можно записать на бумагу.

Шаг 3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

Во-первых, каждый участник выслушан.

Во-вторых, каждый вникает в положение другого.

В-третьих, между «сторонами» не возникает ни раздражения, ни обид.

В-четвертых, есть возможность осознать свои истинные желания.

Последнее: прекрасный «урок», как вместе решать «трудные» решения.

  1. Обсуждение детских рисунков. Рассказ детей о семье.

  1. Упражнение «Закончи фразу»:
  1. Я люблю своего ребенка за…

  1. Рефлексия. Продолжить предложение:
  1. Я поняла…
  2. В моем ребенке меня удивило…
  3. Мне очень понравилось…
  4. Мне хотелось бы…

Релаксация «Дождь в лесу»

(релаксация,развитие чувства эмпатии )

Дети становятся в круг, друг за другом — они «превращаются" в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

 

Занятие №5 «Вместе с мамой»

1. Приветствие

 Дай ладошечку, моя крошечка

Я поглажу тебя по ладошечке.

На ладошечку, моя крошечка.

Ты погладь меня по ладошечке.

 

Дай ладошечку, моя крошечка

Я поглажу тебя по ладошечке.

На ладошечку, моя крошечка.

Ты погладь меня по ладошечке.

(под музыку «Я на горку шла…»)

2. Упражнение «Веселые мячики».

Не успели мы поздороваться, как к нам прикатились веселые мячики и хотят с нами поиграть. Родители и дети по - очередно прокатывают мячи по телу друг друга.

 

3. Упражнение «Картина из цветных ниток». Родители вместе с детьми делают картину из ниток. Затем обсуждение каждой картины:

  1.  Какие чувства вы испытывали, когда выполняли работу?
  2. Кто что выкладывал из ниток?
  3. Кто кому помогал?
  4. Кто выбирал цвета и сюжет?
  5. Почему именно этот сюжет?

  1. Упражнение «Вылови мяч из воды». Пока мы с вами создавали картины, наши мячики укатились в лужу. Их нужно достать из лужи с помощью палочек. Работа в паре родитель-ребенок. У каждого по одной палочке.

5.         Детско-родительская игра «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК»

(зрительное внимание)

«На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки семи цветов (красный, желтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).

6. Детско-родительская игра «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

(развитие децентрации мышления, нравственных качеств личности)

Каждая семейная команда получает цветик-семицветик. Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три: желания задумывает ребенок для родителей, три — взрослый для ребенка, одно желание будет совместным {желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

  1. Рисование на тему «Это - Я». Родители приглашаются в круг для общения. Составление родителями рассказа «Мой ребенок». 
  1. Описание автопортрета. Рассказ детей о себе.
  2. Упражнение «Закончи фразу»:
  1. Я хорошая мама, потому, что…

  1.  Рефлексия. Продолжить предложение:
  1. Я поняла…
  2. В моем ребенке меня удивило…
  3. Мне очень понравилось…
  4. Мне хотелось бы…

 

Занятии №6 «Заключительное»

  1. Приветствие. Пожелания участников в работе на тренинге. Психолог предлагает всем отправиться в «Город Мастеров». Но для этого необходимо найти попутчика.

  1. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)»

Участники игры делятся на пары (ребенок-родитель). Завязав глаза, передвигаясь по кругу, на ощупь, найти своего ребенка. Аналогично ребенок ищет маму (по желанию ребенка).

3. Упражнение «Мостик» Цель: установление теплых, позитивных эмоциональных отношений в ларе «родитель — ребенок».

Пары «родитель — ребенок» разводятся в разные стороны лицом друг к другу. На полу вычерчиваются две параллельные линии на расстоянии не более 30 см друг от друга. Психолог дает следующую инструкцию: «Вы находитесь в горах по разные стороны ущелья. Через пропасть перекинут узкий мостик, по которому спокойно может пройти только один человек. Ваша задача — пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположной стороне мостика, не сорвавшись в пропасть. Человек считается «погибшим», если он наступил на черту».

4. Психогимнастика «Музыкальная поляна».  Импровизированный танец под спокойную музыку. Можно с закрытыми глазами, по желанию. По окончании танца все попадают на волшебную поляну и обнаруживают конверты с разрезными картинками.

5. Детско-родительскаяигра «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ»

 (взаимопомощь)

Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и «ломаются» (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков выполняет задание большего объема). В конце игры

« фанты» выкупаются (исполняются песни, стихи или др.).

6. Упражнение «Изготовление поделок». 

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, развитие мелкой моторики, творческой активности и воображения.

Психолог, используя «волшебную коробочку», предлагает всем участникам сделать какие-либо поделки. Родители могут помогать детям. После того как поделки будут изготовлены, каждый из участников может подарить их тому, кто вызывает симпатию, кто понравился больше всего в труппе, объясняя при этом, почему он выбрал именно этого человека.

Изготовление поделок может выполняться под музыку.

 

7. Медиа-презентация «В облаках любви»

  1. Рефлексия.

Психолог предлагает участникам обсудить тренинг, ответив на следующие вопросы:

  1. что нового я узнал о себе;
  2. что нового я узнал о своем ребенке (маме);  
  3. что понравилось...;  
  4. что не понравилось...,
  5. что я хотел(а) бы изменить, добавить, убрать, пожелать...

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Детско – родительский образовательный проект «Вместе дружная семья - детский сад, родители и Я»

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта...

Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «В детский сад с улыбкой»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "В детский сад с улыбкой"...

Занятие с элементами тренинга по гармонизации детско-родительских отношений «Путешествуем вместе!»

установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга....

Взаимодействие с родителями МБДОУ «ЦРР – Усть – Баргузинский детский сад «Золотая рыбка» в рамках реализации проекта детско – родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ»

Цель проекта: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей, достичь грамотного вовлечения семьи в единое образ...

Детско-родительский клуб "Мы вместе" (2020г.-2021г.); детско-родительский клуб "Игра 3D - дети, движения, достижения" (2023г.-2024г.)

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи...


 

Комментарии

Работа по данной программе дал очень неплохие результатыы