"Проект - "Семейные ценности""
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Описание проведённого мероприятия:
педагогический проект
по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
«Сундучок семейных ценностей»
автор:
Ниценко Евгения Викторовна
Перечень предоставленных конкурсных материалов:
- Заявка на участие в конкурсе.
- Методическая разработка проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
- Приложение.
Анкета для родителей. Анализ анкетирования родителей.
Диагностический инструментарий для детей.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников»
Буклет для родителей: «Основные ценности семьи»
Информационный путеводитель для родителей: «Как формировать семейные ценности»
Беседа с детьми «Род и родословная. Генеалогическое древо»
Памятка для родителей «Как создать герб семьи»
Презентация «Семья и семейные ценности»
Конспект Квест – игры «Сундучок семейных ценностей»
Презентация проекта «Сундучок семейных ценностей».
4. Фотогалерея
Продукты проектной деятельности:
- Творческая галерея: «Моя семья», «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб моей семьи».
- Творческая деятельность: «Букет заботы детских рук»
- Фотовыставка «Мой дом – моя крепость»
- Фотоотчёт Квест-игры.
Что такое семейные ценности?
Семейные ценности – это фундамент, на котором строится семья, и зарождаются традиции, которые определяют наше отношение к жизни. Даже за пределами дома каждый человек будет поступать согласно установленными в его сердце ценностями. К сожалению, они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Но, ведь именно уклад жизни родителей оказывает сильное влияние на будущую жизнь ребёнка. Поэтому важно каждому родителю осознать ответственность перед своими детьми, создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной личности.
Хотя семья и семейные ценности – это два разных понятия, они не могут существовать друг без друга. Без фундамента влюбленные люди не смогут достичь и основы единства в браке, поэтому семья без установленных принципов просто не может существовать. Семейные ценности позволяют сохранить духовное единство и целостность. Даже серьезные проблемы не смогут разрушить крепких и теплых взаимоотношений. Семья дает человеку истинное состояние благополучия, умиротворения и спокойствия.
Результаты анкетирования родителей определили проблемное поле: родители недооценивают значимость семейных традиций, многие просто не могут сориентироваться в семейных ценностях своей семьи. К сожалению, взрослые мало говорят со своими детьми, наблюдается распад преемственности поколений. Именно родители являются главными координаторами в формировании культурно – ценностных ориентаций детей.
Большинство ребят имеют элементарные представления о своей семье, знают, чем занимаются родители, но рассказать о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах, дети не могут. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Представления детей о семье нечеткие и неясные.
Именно поэтому возникла необходимость организации совместной с родителями духовно-практической деятельности, направленной на формирование у детей определенных качеств, которые закладывает семейная микросреда и образ жизни семьи в целом. Именно семья, в тандеме с детским садом, образуют межкультурное пространство, в котором дети приобретают опыт социального взаимодействия, который играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного позиции ребёнка в социуме.
Целью проекта стала пропаганда семейных традиций и ценностей в российской семье.
Задачи.
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение к семье, старшему поколению;
- интерес к семейным традициям, чувство патриотизма;
- воспитывать умение проявлять заботу о близких людях и оказывать им посильную помощь;
- формировать умение общаться на основе сотрудничества.
Образовательные:
- обобщить знания детей о семье, близких и дальних родственниках, их взаимоотношениях;
- систематизировать представления детей о семейных ценностях;
- сформировать представления о генеалогическом древе семьи, гербе семьи;
- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей;
- активно включать в познавательно-поисковую деятельность;
- развивать чувства семейного сплочения.
Теоретическая значимость: разработка содержания проекта: использование новых форм, методов и подходов, по приобщению детей к семейным традициям. Оно предусматривает поэтапную организацию участия педагогов, детей и родителей в проектной деятельности по изучению истории семьи и рода способствующее формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Практическая значимость:
- Повышение качества образовательного процесса в области духовно- нравственного воспитания.
- Укрепление связи детского сада и семьи, посредством организации совместной исследовательской деятельности.
- Пополнение методической базы по духовно- нравственному воспитанию.
- Пропаганда возрождения и сохранения семейных ценностей в семьях воспитанников.
- Формирование у детей интереса к своей семье, семейным ценностям и традициям.
- Создание в группе тематического уголка «Сундучок семейных ценностей».
Тип проекта: информационный.
Вид проекта: исследовательски – творческий.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители.
Методы работы:
Информационно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический.
Формы работы с детьми: беседы с применением ИКТ, творческие домашние задания, изо-деятельность, арт. – технология «Коллажирование», традиционная образовательная деятельность и инновационная форма Квест – игра.
Формы работы с родителями: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, памятки, буклеты, творческие домашние задания.
Ожидаемые результаты. Дети.
- Имеет представления о, семейных традициях, бережном отношение к ним;
- Проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;
- проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны;
- Проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями;
- Умеет слушать и уважать мнения других людей;
- Задает вопросы взрослым;
- Проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
Ожидаемые результаты. Родители.
- Родители – активные участники в пополнении предметно-развивающей среды;
- Окрепла заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ в вопросах духовно- нравственного воспитания;
- Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;
- Продуктивное сотворчество педагогов – родителей - детей.
Риски:
- пассивное участие детей и родителей в проекте;
- вспышка вирусных заболеваний в группе;
- ограничения по COVID – 19 очного участия родителей в проекте.
Возможные пути решения вышеизложенных проблем:
- Все события проекта должны быть эмоциональными, интересными, познавательными, чтобы избежать безразличия участников проекта;
- Особо важные задания и поручения должны быть продублированы;
- Профилактические мероприятия вирусных и простудных заболеваний;
- Максимально задействовать в работу различные мобильные приложения и социальные сети.
Диагностика.
С целью изучения сформированнности представлений о семейных ценностях в семьях воспитанников в рамках проекта использовались диагностические методики:
- Анкета «Традиционные семейные ценности» (устный опрос), с целью определения уровня знаний старшими дошкольниками духовно-нравственных понятий традиционных семейных ценностей.
- Анкета для родителей «Семейные традиции» (письменный опрос), с целью выявления семейных традиций, ценностей. Оказание помощи родителям в осознании значимости семьи в жизни человека.
- Методика «Ситуации» (равноправный диалог), с целью диагностирования умения следовать в своем поведении традиционным семейным ценностям.
- Методика И.Б. Дермановой «Закончи предложение» (интервью), с целью выявления у дошкольников эмоционального отношения к нравственным нормам поведения в семье.
Результаты вводной диагностики, показали, что у детей есть слабые представления о семейных ценностях, большая часть имеет средний уровень сформированной данных представлений и использует семейные ценности в своем поведении. Однако есть часть детей, у которых данные представления о семейных ценностях сформированы недостаточно, что актуализирует проведение дополнительной педагогической работы по формированию представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста посредствами проектной деятельности.
Вывод.
Формирование представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста, посредством проектной деятельности составляет педагогическую проблему. Её решение предусматривает: учет особенностей воспитания традиционных семейных ценностей в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста; организацию взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания традиционных семейных ценностей у детей дошкольного возраста; обеспечение преемственности и комплексности воспитательного процесса.
По результатам контрольной диагностики уровня сформированности представлений о семейных ценностях мы пришли к следующим выводам:
- Разработка и апробация комплекса мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье способствовала формированию представлений о семейных ценностях и традициях и бережном отношении к ним.
- Дети стали проявлять эмоционально-ценностное отношение к семье, прошлому и будущему.
- Проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
- Проявляют любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
- Родители стали активными участниками в воспитательно – образовательном процессе в вопросах духовно- нравственного воспитания детей.
- Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;
После подведения итогов результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно. Следовательно, проведенная педагогическая работа оказалась эффективной, а разработанный комплекс мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье посредствам проектной деятельности может быть использован в работе педагогов ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников"
Наш проект направлен на создание условий для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций, на воспитание у детей любви и уважен...
Педагогический проект "Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников"
Русское народное искуство - неиссякаемый источник народной мудрости. Знакомство детей с образом птицы в народном искусстве способствует развитию нравственности, творческих способностей, воображению, э...
Проект «Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников»
Проект «Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников»Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества,возвышать дух над телом,выдвигать вперед духовные потребности.Зад...
Педагогический проект "Семейные ценности и реликвии"
Методическая разработка по развитию связной речи...
Социокультурный проект "Семейные ценности"
Целью проекта является внедрение современных моделей и систем успешной социализации детей, путем активного сотрудничества с семьями воспитанников детского сада....
Конспект проекта "Семейные ценности"
Средняя группа...
Итоги реализации социокультурного проекта "Семейные ценности"
В информации обобщен опыт и описаны итоги реализации 1 этапа долгосрочного социокультурного проекта "Семейные ценности" в МБДОУ "Детский сад №10 г.Красноармейска"....