Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе «Русское народное творчество»
проект (младшая группа)

Гизитдинова Альфия Мустафиевна

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. И именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx540.36 КБ
Файл klassifikatsiya_proekta.docx23.04 КБ
Файл kartoteka_poteshek.docx136.59 КБ
Файл kartoteka_russkih_nar_igr.docx74.44 КБ
Файл kartoteka_poteshek.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Новосибирска «Детский сад №3 «Радуга детства»

Образовательный проект

по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе

«Русское народное творчество»

C:\Users\Home\Desktop\olimpiada_11_g.jpgC:\Users\Home\Desktop\PHOTO-2020-03-24-20-32-53-1.jpg

                                                          C:\Users\Home\Desktop\images.jpg

                                 

 г. Новосибирск, 2023г.

Пояснительная записка:

Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции.

Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.

Актуальность проекта

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

И именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Участники проекта

Участниками проекта являются воспитанники второй младшей группы №9, педагоги, родители.

Вид проекта

Проект является познавательно-творческим, краткосрочным.

Продолжительность проекта

 Продолжительность проекта - 4 недели.

Области интеграции проекта

Реализация мероприятий проекта предполагает интеграцию всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Мероприятия проекта будут реализованы в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, а также в процессе восприятия произведений художественной литературы.

Цель проекта

Целью проекта является приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта для детей:

Образовательные:

- Познакомить детей с русским народным творчеством, с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства и их назначением, народными традициями, обычаями, а также с народными промыслами.

Развивающие:

- Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира, умение обыгрывать потешки, народные игрушки; выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, побуждать к повторению фольклорных текстов.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, к малой Родине, уважение к его традициям.

Задачи проекта для родителей:

- Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами;

- Повышать активность и интерес родителей к изучению и уважению русской национальной культуры.

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

- Расширение представлений детей об окружающем мире;

- Обогащение знаний о традициях и культуре русского народа;

- Повышение интереса к народному творчеству, желание рисовать и лепить народную игрушку, слушать сказки, учить и обыгрывать песни, потешки, народные игрушки, умение играть в народные игры;

- Воспитание любви к Родине.

Методы проекта.

  • Игровые:

Дидактические игры, подвижные игры, инсценировки, игры с народными игрушками.

  • Словесные:

Чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов, разговор, беседы, отгадывание загадок о предметах быта.

  • Наглядные:

Рассматривание книг, народных игрушек, предметов художественных промыслов, альбомов с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей.

Приёмы.

  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Чтение художественной литературы;
  • Игры, игры-инсценировки.

Классификация проекта:

Тип проекта

Познавательно - творческий

Вид проекта

Краткосрочный, групповой

Итог проектной деятельности

Организация мини - музея в группе «Народные промыслы», демонстрация русской народной сказки «Репка»

Срок реализации

С 1 по 30 апреля 2023 г.

Участники   проекта

Дети второй младшей группы №9 «Одуванчики», воспитатели и

родители воспитанников.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.

      1неделя. «Веселая Матрешка в гостях у малышей»

      2 неделя. «В гости к Иванушке и Алёнушке» (знакомство детей с Русской

                        национальной одеждой)

       3 неделя. «Русская народная кукла»

       4 неделя. «Ох уж эти сказки...»

  1. Заключительный этап.
  1. Организация мини-музея «Народные промыслы»
  2. Театрализованный показ Русской народной сказки «Репка».

Подготовительный этап:

- Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу по данной теме для чтения детям;

- Разработать план реализации проекта;

- Подобрать иллюстративный материал;

- Подобрать сказки, потешки, загадки, подвижные, хороводные, пальчиковые, дидактические игры и упражнения.

- Подготовить материал для изобразительной деятельности.

Сотрудничество с родителями:

- Познакомить родителей с проектом.

- Обсудить цель и задачи проекта.

- Раскрыть перед ними перспективу работы над проектом.

- Провести беседу с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.

- Участие в организации мини - музея «Народные промыслы» и показе Русской Народной сказки «Репка».

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

Познавательное развитие:

  1. Игра - ситуация «Калачи из печи»

Цель: Знакомить детей с русским народным творчеством.

  1. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Принесли матрёшки расписные ложки»

Цель: Познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением, обратить внимание на красоту их оформления.

  1. Ситуативная беседа «Мы принимаем гостей»

Цель: Закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества и правилах безопасного обращения с ними.

  1. Рассматривание предметов декоративно - прикладного творчества.

Цель: Ознакомление с предметами декоративно-прикладного творчества.

  1. Образовательная деятельность «Русская матрёшка»

Цель: Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним видом, особенностями росписи матрёшек.

Речевое развитие:

  1. Чтение потешки «Кисонька - Мурысонька»

Цель: Помочь детям понять содержание услышанного, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к кисоньке; учить обыгрывать потешку, слушать и воспроизводить слова из текста.

  1. Разучивание с детьми «Ой, качи, качи, качи…»

Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать её, повторять вслед за воспитателем стихотворные слова и фразы; развивать у детей воображение. Воспитывать любовь к народному фольклору.

  1. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Курочка - пеструшечка» (по потешке)

Цель: Развивать умение узнавать и сравнивать животных и птиц на картинках, используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподражанию голосам животных и птиц, формировать гуманное отношение к ним.

  1. Чтение русских народных сказок и сказок: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова, «Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О Капицы, «Теремок», «Гуси-лебеди», «Снегурушка и лиса» в обр. М. Булатова.

Социально – коммуникативное развитие:

  1. Русские народные игры: «Сорока - белобока», «Ладушки», «Коза», «Каравай»

Цель: Обогащать представления детей о персонажах русского народного творчества; развивать игровые действия, мелкую моторику.

  1. Дидактические игры: «Собери матрёшку»

Цель: Побуждать детей различать низ и верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предметов одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимание.

«Построим матрёшек на зарядку»

Цель: Учить упорядочивать величины по убыванию (от самой большой до самой маленькой)

«Весёлые матрёшки»

Цель: Учить группировать предметы по количеству, использовать при этом слова «столько», «столько - сколько»

«Разрезные картинки»:

Цель: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

  1. Формирование трудовых действий при воспитании КГН с использованием фольклора:

«Ай, лады, лады, лады», «Наша деточка в дому», «Травка-муравка, «Чистая водичка», «Вот и люди спят», «Кран откройся», «Уж я Танюшке пирог испеку»

  1. Ситуация помощи «Научим колобка украшать стол салфетками»

Цель: Побуждать детей охотно выполнять трудовые поручения; развивать взаимодействие между детьми.

  1. Игры с народной сборно-разборной игрушкой матрёшкой.

Цель: Учить играть рядом, не мешая друг другу, объединятся в игре общей игрушкой, участвовать в несложной совместной деятельности.

  1. Игры со снегом «Слепи матрёшку»

Цель: Привлекать детей к изготовлению небольших фигурок из снега, закреплять его свойства.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Образовательная деятельность (рисование) «»

Цели: Познакомить детей с элементами дымковской росписи; развивать умение работать кистью, рисовать округлые формы; воспитывать чувство цвета, аккуратность.

  1. Образовательная деятельность (рисование) «Украсим платок»

Цели: Учить ориентироваться на поверхности шаблона платка, равномерно нанося отпечаток краски пальчиком; закреплять умение работать с гуашью, добиваясь аккуратности при выполнении работы, стимулировать творческую инициативу.

  1. Образовательная деятельность (лепка) «Колобок, колобок, ты куда катишься?»

Цель: Закреплять умение скатывать ком пластилина в шар, различать жёлтый, красный цвет; прививать желание проявлять инициативу.

  1. Раскраски по теме: - «Русское народное творчество»;

5. Игры на детских музыкальных инструментах.

Физическое развитие:

  1. Подвижные русские народные игры: «Котенька - коток», «Пузырь», «Карусели», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Гуси-лебеди».
  2. Пальчиковые игры: «Ладушки», «Ладушки-оладушки», «Совушка-сова», «Ладушки-хлопушки», «Люли, люли, прилетели гули», «Тили-тили-тили бом»
  3. Ритмическое упражнение: «Мы тесто месили»

Заключительный этап.

Итоговая деятельность по проекту:

- Оформление выставок детских работ;

- Организация мини – музея «Народные промыслы»

Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта

1. Знакомство детей с русским народным творчеством.  Авторы-составители:    А.С. Куприна, О.Н. Корепанова, Т.А. Бударина и др.

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханёва.

3. Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа.  Авторы-составители: А. Н. Кастрыкина, Г.П. Павлова.

4. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.  И. А. Лыкова.

5. Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа.  О. В. Павлова.

6. Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста. О. Э. Литвинова.

7. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.

8. Учите детей отгадывать загадки.  Ю.Г.Илларионова.

9. Развивающие игры для детей 2-7 лет. Е.Н. Михина.

10. Картотека тематических пальчиковых игр. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?  Калмыкова Л.Н.

11. Развитие игры детей 3-5 лет. Методическое пособие под редакцией Е. В. Трифоновой.

photo1682787015photo1682786994photo1682786977photo1682786957photo1682786937photo1682786873photo1682786822

photo1682787166              photo1682787147 

photo1682787079 (1)                                            photo1682787079               

                                                          photo1682787120

              photo1682786738 (2)                                            photo1682786738 (3) photo1682786738 (4)           photo1682786738 (1)

 photo1682786738                                    photo1682786696 (2) 

photo1682786696                                   photo1682786777

photo1682787239



Предварительный просмотр:

Классификация проекта:

1 этап подготовительный

Совместная деятельность

Развивающая среда

  Сроки

Работа с родителями

Ответственный

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу по данной теме для чтения детям.

Разработать план реализации проекта.

Подобрать иллюстративный материал.

Подобрать сказки, потешки, загадки; подвижные, хороводные, пальчиковые, дидактические игры и упражнения. Подготовить материал для изобразительной деятельности.

 

Пополнить предметно-развивающую среду предметами народного промысла, альбомами с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей, матрёшками. Поместить в библиотечке подборку русских народных сказок, потешек, песенок, загадок. Подобрать настольно-печатные игры, пазлы по сказкам, разрезные картинки, раскраски.

      В течение      проекта

Познакомить родителей с проектом. Обсудить цель и задачи проекта.

Раскрыть перед ними перспективу работы над проектом.

Провести беседу с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.

Воспитатели

2 этап практический.

Познавательное развитие

Игра - ситуация «Калачи из печи».

Цель: знакомить детей с русским народным творчеством.

 

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Принесли матрёшки расписные ложки».

Цель: познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением, обратить внимание на красоту их оформления.

 

Загадывание и отгадывание загадок про матрёшку и ложку.

 

Ситуативная беседа «Мы принимаем гостей».

Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества и правилах безопасного обращения с ними.

Рассматривание предметов декоративно -прикладного творчества.

Цель: закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества .

 

О Д «Русская матрёшка»

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним видом, особенностями росписи матрёшек.

 

 

Иллюстративный материал

 

 

 

Матрёшки, расписные деревянные ложки

 

 

 

 

 

 

Матрёшки, расписные ложки

 

 

Предметы быта

 

 

 

Матрёшки, расписные ложки, туесок, тарелки, лошадки, свистульки и другое.

 

 

Разные матрёшки

03 апреля 

 

 

06 апреля 

 

 

 

 

 

 

06 апреля

 

 10 апреля

 

 

 

 10 апреля

 

 

 

14 апреля

Беседа с родителями «Как приобщать ребёнка к русскому народному творчеству»

Воспитатели, родители

Речевое развитие

 

Чтение потешки «Кисонька - мурысонька».

Цель: помочь детям понять содержание услышанного, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к кисоньке; учить обыгрывать потешку, слушать и воспроизводить слова из текста.

Разучивание с детьми «Ой, качи, качи, качи…» Цель: помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать её, повторять вслед за воспитателем стихотворные слова и фразы; развивать у детей воображение. Воспитывать любовь к народному фольклору.

Знакомство с потешкой «Пошёл котик на торжок…»

Цель: помочь детям понять содержание услышанного; учить обыгрывать потешку, воспитывать умение слушать и воспроизводить слова из текста.

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Курочка - пеструшечка» (по потешке).

Цель: развивать умение узнавать и сравнивать животных и птиц на картинках, используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподражанию голосам животных и птиц, формировать гуманное отношение к ним.

Чтение русских народных сказок и сказок: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова, «Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О Капицы, «Теремок», «Гуси-лебеди», «Снегурушка и лиса» в обр. М. Булатова.

Книга «Котик-коток» (русские народные песенки)

 

 

 

 

Книга «Он не слон, не лев, не птица»

(загадки, сказки, потешки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книжки-сказки.

 

 

 

 

Иллюстрации к знакомым сказкам.

 

 

 

13апреля 

 

 

 

 

 

18 апреля 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 18 апреля

 

 20 апреля

 

 

 

 

 

 

В течение проекта

 

 

 

Консультация для родителей «Какие русские народные сказки читать детям?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление библиотечки русских народных сказок и потешек для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, родители

Социально – коммуникативное развитие

Русские народные игры: «Сорока - белобока», «Ладушки», «Коза», «Каравай».

Цель: обогащать представления детей о персонажах русского народного творчества; развивать игровые действия, мелкую моторику.

Дидактические игры:

«Собери матрёшку»:

Цель: побуждать детей различать низ и верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предметов одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимание.

«Построим матрёшек на зарядку»:

Цель: учить упорядочивать величины по убыванию (от самой большой до самой маленькой)

«Весёлые матрёшки»:

Цель: учить группировать предметы по количеству, использовать при этом слова «столько», «столько - сколько».

«Разрезные картинки»:

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

 

Формирование трудовых действий при воспитании КГН с использованием фольклора:

«Ай, лады, лады, лады», «Наша деточка в дому», «Травка-муравка, «Чистая водичка», «Вот и люди спят», «Кран откройся», «Уж я Танюшке пирог испеку».

 

Ситуация помощи «Научим колобка украшать стол салфетками».

Цель: побуждать детей охотно выполнять трудовые поручения; развивать взаимодействие между детьми.

 

Игры с народной сборно-разборной игрушкой матрёшкой.

Цель: учить играть рядом, не мешая друг другу, объединятся в игре общей игрушкой, участвовать в несложной совместной деятельности.

 

Игры со снегом «Слепи матрёшку»:

Цель: привлекать детей к изготовлению небольших фигурок из снега, закреплять его свойства.

Иллюстративный материал

 

 

 

 

 

Матрёшки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрезные картинки с изображением матрёшек

 

 

 

Потешки с иллюстрациями

 

 

 

 

 

 

Разные салфетки

 

 

 

 

Разные матрёшки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 05 апреля

 

В течение проекта

 

 

 

 

 05 апреля

 

 

 

 

 

 

 

 05 апреля

 

 

 

 

 

05 апреля

В течение проекта

 

 

 

 

 

07 апреля

 

 

 

 

В течение проекта

 

 

 

На прогулке

 

Папка передвижка «Матрёшка - самая известная русская игрушка».

Воспитатели, родители

Художественно-эстетическое развитие

О Д рисование. «Дымковская игрушка».

Цели: познакомить детей с дымковской игрушкой, элементами дымковской росписи; развивать умение работать кистью, рисовать округлые формы; воспитывать чувство цвета, аккуратность.

 

ОД аппликация. «Украшу я платочек»

Цели: учить ориентироваться на поверхности листа, равномерно распределяя детали аппликации; закреплять умение работать с клеем, добиваясь аккуратного наклеивания; стимулировать творческую инициативу.

 

О Д лепка «Колобок, колобок, ты куда катишься?».

Цель: закреплять умение скатывать ком пластилина в шар, различать жёлтый, красный цвет; прививать желание проявлять инициативу.

Раскраски по теме «Русское народное творчество».

Игры на детских музыкальных инструментах.

Гуашь, кисти, бумага светлых тонов

 

 

 

 

Шаблоны тарелочек, цветы, клей, кисти

 

 

 

 

 

Клей, кисти, салфетки

 

 

 

 

 

Раскраски с изображением матрёшек, лошадок; цветные карандаши.

Бубна, дудочки.

14 апреля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 апреля 

 

 

 

 

В течение проекта

 

 

 

Предложение родителям посетить вместе с детьми исторический музей города.

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Физическое развитие

Подвижные русские народные игры: «Котенька-коток», «Пузырь», «Карусели», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Гуси-лебеди».

 

Пальчиковые игры: «Ладушки», «Ладушки-оладушки», «Совушка-сова», «Ладушки-хлопушки», «Люли, люли, прилетели гули», «Тили-тили-тили бом».

 

Ритмическое упражнение: «Мы тесто месили»

 

В течение проекта на прогулке

 

  В течение      проекта

 

 

25 апреля

 

Воспитатели, инструктор по физической культуре

3 этап - заключительный

Итоговая деятельность по проекту

Экскурсия в мини-музей ДОУ «Народная изба»

Оформление уголка «Народные промыслы» в группе

Создание лэпбука «Наши любимые русские народные сказки»

Театрализованный показ Русской Народной сказки «Репка»

В течение проекта

Воспитатели

Родители (Шелепова Е.А.)

Ритмическое упражнение «Мы тесто месили»

ЦельУпражнять детей в умении ритмичными движениями передавать текст.

Дети запускают руки в «сухой бассейн» и делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста,приговаривая:

Мы тесто месили,мы тесто месили:

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Home\Desktop\3503_589a183ce8ade312dc3a07bae4ec6391.jpg

Картотека загадок

Русские народные сказки

 

Младшая группа

        C:\Users\Home\Desktop\45083_7ac0305de064b2d1c1317772fb38faf4.jpg.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Новосибирска «Детский сад №3 «Радуга детства»

Картотека русских народных игр

Группа№ 9 (возраст 3-4 года)

        

C:\Users\Home\Desktop\dyjXOpVILto.jpg

Воспитатель: Гизитдинова А.М.

Новосибирск, 2023 г.

Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер).

Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.

Сущность человеческой игры представляет собой культурно-исторический феномен. Философы, психологи и педагоги сходятся во взглядах на взаимосвязь культуры, искусства и игры (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, О.П. Радынова, Г.С. Тарасов, и др.). В современных научных теориях природа человеческой культуры рассматривается с точки зрения социологии человека как человека «играющего», и доказывается тот факт, что игра, является неотъемлемой частью жизни человечества, тесно переплетается с искусством. Игра с древних времен представляла собой систему изобразительных и выразительных средств человеческой жизни, связанных с искусством слова, мысли, жеста, интонации, ритма.

Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки, и упорства. Они дают детям столько веселья и у каждого ребёнка в душе просыпается его русское начало, сидящее, где-то далеко в душе.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

«У медведя во бору»

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту.

 

Ход игры: На одной стороне площадки чертиться круг—это берлога медведя; на другой -обозначается дом, в котором живут дети. Педагог выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда педагог скажет: «Идите, дети, гулять!» Они выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек. Они произносят хором:

У медведя во бору, грибы ягоды беру,

А медведь сидит и на нас рычит.

После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тоткого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией детей ловить нельзя.

После того как медведь поймает несколько играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

 

«Зайка беленький сидит»

Цель:Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с
текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние словатекста. Доставить детям радость.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках с одной стороны комнаты. Педагог говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину, становятся около педагога и присаживаются на корточки. Педагог произносит текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так вот так он ушами шевелит.(дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать! (со слов «скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте).

Кто-то зайку испугал, зайка прыг…….и ускакал (воспитатель показывает игрушку мишку—и дети убегают на свои места.)

 

 Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо приготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети  

выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо им дать возможность найти себе место.

 «Мыши и кот»

Цель: Развивать внимание, образные движения.

 

Ход игры: Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет педагог. Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате). Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.

 

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет  глаза и заснет, а возвращаться в норки—когда кот проснётся и замяукает. Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания,  и тогда дети—мыщки—выползают из своих норок.

 

«Заинька»

Цель:  Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

    Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

 2.Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

    Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

 3.Заинька, повернись, серенький, повернись,

    Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

 4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

 5. Заинька поклонись, серенький поклонись

     Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.

 При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того, когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться выполняя движения.

При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

                      Заинька выбирай, серенький выбирай!

                      Вот так этак, выбирай (2 раза)

Ребенок выбирает другого заиньку, и игра повторяется. Песню педагог должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений маленьких детей.

«По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.

 

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять.  Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камещкам, по камешкам

По камещкам, по камешкам….

В ямку бух!

При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение.

 

После нескольких повторений он произносит другой текст:

                По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.

                Устали наши ножки, устали наши ножки.

                Вот наш дом—здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом—на скамейке, за проведенной чертой и т.д.).

Указания. Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую и т.п.). Педагог произвольно удлиняет или укорачивает двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.

 «Карусели»

 

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

      Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

      А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

      Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

      Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Ходит Ваня»

 

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательноеотношения друг к другу.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

 

«Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь.

Выбирай кого захочешь!

Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге выбирает пару и дети танцуют под музыку.

 

«Мороз Красный Нос» 

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!

 

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

«Мыши в кладовой»

 

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.

Ход игры: Дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли – это «кладовка». Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.

 

«Курочка – хохлатка»

 

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

 

«Зайцы и волк»

 

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять  прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

 

Ход игры: Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

 

 

«Хоровод»

 

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

 

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

 

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

 При произнесении последней фразы выполняют приседания.

 

 «Наседка и цыплята»

Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Ход игры: Дети, изображающие цыплят, вместе с воспитателем – «наседкой» - находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см верёвкой или дугой  – «домом». На противоположной стороне площадки сидит кот.  «Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»: «Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» подлезают под верёвку, бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм.

Цыплята по двору гуляли, цыплята зёрнышки искали.

(прыгают на двух ногах с продвижением вперед)

Клю-клю-клю, клю-клю-клю, так я зерныщки клюю.

(приседают, стучат пальчиками по полу)

А как выйдет Васька-кот, лапкой мордочку утрет.

(кот выполняет движения по тексту)

Разбегайтесь кто куда, а то птичек ждет беда.

(цыплята убегают домой).

По сигналу: «Кот»- «цыплята» быстро убегают в дом. Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель, а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя.

«Солнышко и дождик»

 

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

 

Ход игры:  Дети сидят на стульчиках.  Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Светит солнышко сильнее

Светит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

(дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки)

Дождик, дождик все быстрей!

Все под зонтик поскорей!

(Бегут под зонтик)

«Снег, снег  кружится…»

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится когда подует ветерок.

Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!»- произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.

 

"Метелица"

 

Цель: Доставить радость детям веселой игрой

 

Ход игры: Играющие встают в круг и, не сходя с места, начинают кружиться, напевая:

Метелица, метелица,                            
Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится-

Тот заметелится!

  На последнем слове песни все должны остановиться и стоять, не шевелясь. Кто упадет, или не сможет вовремя остановиться, тот из игры выходит. Остальные опять поют песню и кружатся. Остается в круге самый выносливый. Он и выигрывает.

 

Русская народная потешка  «Где вы были?»

Дети ведут диалог с педагогом.

 

Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?

Дети: За грибами в лес ходили.     Ходят на месте.

Воспитатель: Что вы, ручки, роботали?

Дети: Мы грибочки собирали.   Приседают и

Воспитатель: А вы глазки помогали?  «собирают грибы».

Дети:

Мы искали да смотрели, Смотрят из- под

Все пенечки оглядели.руки, поворачиваясь

                                                                                  вправо и   влево.

Вот и Ванюшка с грибком,                      Сжимают пальцы одной руки в

С подосиновичком!                                                  кулак и прикрывают ег

                                                                                     сверхуладонью другой.

 

 

«Зайка шел»

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту.

 

Ход игры:  Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

 

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

 

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

 

«Кружок»

 

Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с нарастанием темпа.

 

Ход игры: Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

 

«Снежок»

Цель: Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться по кругу.

 

Ход игры: дети встают в круг

На мотив («как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок                (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем    (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать               (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей               (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

 

 «Гуси»

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.

Указания взрослого:

- Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой – а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я буду волк, а вы – гуси!

                                         - Гуси, гуси!

                                                             (дети: «га-га-га!»)

                                         Есть хотите?

                                                             («Да-да-да!»)

                                         Хлеба с маслом?

                                                             («Нет!!!»)

                                         А чего же вам?

                                                             («Конфет!!!»)

                                         Летите домой!

Взрослый произносит вместе с детьми:

                                        Серый волк под горой

                                        Не пускает нас домой.

                                        Раз, два, три – домой беги!

Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей.

 

 «Подарки»

Цель: передать через движения характер изображаемой игрушки.

Указания взрослого:

- Вы любите, когда вам дарят игрушки? Мы сейчас будем делать друг другу подарки.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

                                         Принесли мы всем подарки,

                                         Кто захочет, тот возьмет,

                                         Вот вам кукла с лентой яркой,

                                         Конь, волчок и самолет.

                (с окончанием слов дети останавливаются, обращаясь к ребенку, стоящему в кругу, спрашивает, какой из подарков он хотел бы получить)

 

     КОНЬ                            КУКЛА                                            ВОЛЧОК

Скачет конь наш,        Кукла, кукла, попляши,  Вот как кружится волчок,

Чок-чок-чок!               Яркой  лентой помаши.  Прожу-ж-жал и на бочок.

Слышен топот           Кукла, кукла покружись              (повторить два раза)

быстрых ног,         Всем ребятам поклонись!

Хоп-хоп-хоп!

Хоп-хоп-хоп!                                                                 САМОЛЕТ

Тпрррруууу!                                            Изображая самолет, дети                    

                                                                «заводят моторы» под звуки

                                                                Р-р-р-р-р-р-р и делают круго

                                                                вые движения руками

                                                               перед собой и «взлетают» и летят.

 

 

«Летает - не летает»

Цель: Развивать внимание, фантазию

Ход игры: Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

 

«Одуванчик»

Цель: Учить правильно выполнять движения по тексту, слышать окончание музыки.

Ход игры: Дети выполняют движения по тексту игры.

По краешку канавки

На травяном диванчике

Весёлою гурьбою

Расселись одуванчики

Тут и солнышко взошло,

Покатились мячиком.

Идет красно солнышко,

Где же одуванчики?

Дети– одуванчики в желтых шапочках бегают под музыку, бубен. С окончанием музыки они бегут на стулья.

Ведущий произносит текст, после чего идет искать одуванчики, которые закрывают руками лицо, прячутся.

Ведущий: Желтый одуванчик, я тебя сорву.

Желтый одуванчик, спрятался в траву

Ведущий уходит. Игра начинается снова.

 

 

 

«Зайки»

Цель: развивать быстроту

 

ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает "зайчика", а взрослый - "волка". "Зайчик" делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: "Волк идет!" - "волк" бежит за "зайчиком", который убегает от него.

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шелка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес поет! -

Убегайте без оглядки:

Волк идет, волк идет!

 

«Пузырь»

Цель: формировать у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его. Упражнять детей в умении слышать сигнал воспитателя, развивать внимание.

Ход игры: Ведущий (взрослый) вместе с детьми берут друг друга за руки и образуют небольшой круг.

Ведущий:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно дети постепенно расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока ведущий не скажет слова: "Лопнул пузырь!". Дети опускают руки и приседают, говоря: "Хлоп". Можно после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга и произнести: "пш-ш-ш-ш-ш

2. Затем вновь надувают пузырь, отходя назад, образуя большой круг.

(текст ведущий произносит медленно, чётко, привлекая детей повторять слова за ним)

«Кот и мыши»

Цель: развитие общей моторики; зрительного внимания; оптико-пространственных представлений; координации речи.

Ход игры: Дети, с помощью педагога или самостоятельно, считалкой выбирают кота, остальные дети становятся мышами. Кот «живет» в своем домике (стульчик, мыши «живут» в своих домиках (стульчики). Домики находятся напротив друг друга, на расстоянии 5 — 6 метров.

Кот читает стихотворение, выполняя движения по тексту:

Я — красивый рыжий кот

У меня — пушистый хвост

Мышек очень я люблю,

Их ловлю, ловлю, ловлю.

Затем кот садится на стульчик (в домик, «засыпает».

«Мыши», сидя в домике, поют коту колыбельную песенку:

Спи, усни, спи, усни.

Кот пушистый, спи — усни.

Затем, «мышки» встают и со словами «Тише, мыши, кот услышит» двигаются к домику кота.

Дети двигаются в ритме музыки.

Неожиданно звучит громкий аккорд (или удар в бубен, «кот» просыпается и начинает догонять «мышей». «Мыши» стараются убежать в свои домики.

Котом становится пойманный ребенок или выбирается как в начале игры.

 

«Маленькие ножки — большие ноги»

Ход игры:  дети выполняют движения, подражая воспитателю: Большие ноги. Шли по дороге: Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ.

Русская народная хороводная игра «Чурилки» (от слова «чур»)

Ход игры: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют: Трынцы-брынцы, бубенцы, Позолочены концы. Кто на бубенцах играет, Того жмурки не поймают. Или: Колокольцы, бубенцы Зазвонили, удальцы. Отгадай, откуда звон? После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.

«Ладушки-ладошки»

Цель: вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить.

Ход игры: дети выполняют движения, подражая воспитателю: Ладушки-ладошки, Звонкие хлопошки, Где же вы бывали? Что же вы видали? Рылись мы в песочке, Клали пирожочки, Так, так, так да вот так, Клали пирожочки. Ладушки устали, Ладушки поспали, Так, так, так да вот так, Ладушки поспали. Ладушки вставали, Ладушки играли, Так, так, так да вот так, Ладушки играли.

«Золотые ворота»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.

Ход игры: выбирают двоих водящих по считалке. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки (лицом друг к другу), остальные вереницей, взявшись за руки, идут через ворота. Водящие говорят: «Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

 Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас».

 Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторону хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.

 «Капуста»

Цель: развивать пластику тела, чувство юмора.

Ход игры: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит: Я на камешке сижу, Мелки колышки тешу, Мелки колышки тешу, Огород горожу. Чтоб капусту не украли, В огород не прибегали Волк и птицы, Бобер и куницы, Заинька ушастый, Медведь толстопятый. Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», — победитель.

«Веточка» (хороводная игра)

Цель: развивать выразительность речи, учить управлять телом.

Правила: в центр круга идут, напевая: Есть веточка на дереве, Я ее сорву. Кому же ее отдать? Никому, никому — Только другу дорогому. Выбранный с веточкой танцует импровизированный танец.

«Кандалы»

Правила: играющие встают в две шеренги на расстоянии 10 метров, крепко взявшись за руки. Идет перекличка шеренг. Первая шеренга: «Кандалы-раскандалы, раскуйте нас», вторая шеренга отвечает: «Кого из нас?» (Называют имена детей.) Бежит первый ребенок из первой шеренги, стремится «разбить», разомкнуть руки второй шеренги. Если удается, уводит выбранных детей в свою шеренгу, если нет — сам остается в той шеренге. Задачи: познакомить со значением слова «кандалы», способствовать развитию силы, смекалки, помочь проникнуться чувством общего результата.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Баю, баю, баюшок , В огороде петушок. Песни громко поет, Ване спать не дает А ты, Ванечка, усни, Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать - не гулять, Только глазки закрывать. ********** Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай И в гудочек не гуди – Наших деток не буди. Наши детки будут спать Да большими вырастать. Они поспят подольше, Вырастут побольше. КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕНОК И ПОТЕШЕК Вторая младшая группа

Слайд 2

На кота потягушки , На дитя порастушки , А в ручки хватушки , А в ножки ходушки , А в роток говорунок , А в голову разу мок! ********** Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка. Потягушечки , потягушечки Поперек толстушечки , А в ручки хватушечки , А в ножки ходушечки , А в роток говорок, А в головку разумок . Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все давно уж спать должны, Наши дети тоже. ********** Ночь прошла, Темноту увела, Замолчал сверчок, Запел петушок. Встала маменька, Открыла ставенку. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко !»

Слайд 3

Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. ********** Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Совсем как в нашей ванной. ********** В ручейке вода струится В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом, щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, Эту песенку не пой. Знаем, знаем, да-да-да, Где тут плещется вода. Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошки, По-нем-нож-ку , Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей. Из колодца принесла Курица водицы. И цыплята всей гурьбой Побежали мыться. ********* Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке - ладошки, А пальчики - Антошке.

Слайд 4

Кран, откройся, Нос, умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся, Грязь, смывайся! Грязь, смывайся! ********* Лейся, чистая водичка, Ты умой мне чисто личико, Шейку, ручки умывай, Ничего не забывай! Мылом, мылом чисто мойся, Ни о чем не беспокойся. Мыло не кусается, просто умывается. Жили-были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед, Все съедали сто котлет. Все потом ложились спать. Начинай считать опять. ********** Гойда , гойда , люленьки , Прилетели гуленьки, Стали гули говорить, Чем Ванюшу накормить. Один скажет - кашкою, Другой - простоквашкою , Третий скажет - молочком И румяным пирожком.

Слайд 5

Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерна взялась, Зайка - за капустку , Мышка - за корку, Детки - за молоко. ********** Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку , Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. ************* Дубы, дубочки, Пеку блиночки , Блиночки горячи, Не хотят сидеть в печи. Блиночки румяные С маслицем, сметаною. Посадим на ложку Капустку , картошку — и спрячем! Попробуй найди! Не видно на ложке Капустки , картошки. И нет на тарелке — гляди! ********** На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна. Пей, дружок, томатный сок, Будешь строен и высок.

Слайд 6

Гуси, вы гуси, Красные лапки! Где вы бывали, Что вы видали? -Мы видали волка: Унес он гусенка, Да самого лучшего, Да самого большего! ********** Гуси, вы гуси, Красные лапки! Щипите вы волка- Спасайте гусенка! Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого. ********* Дождик, дождик, пуще, Будет травка гуще. Дождик, дождик, посильней, Огород ты наш полей. ********** Огуречик , огуречик , Не ходи на тот конечик - Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.

Слайд 7

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великою милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными! ********** Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи- Брызни в поле пуще: Станет травка гуще! *********** Уж ты, зимушка-зима, Закурила да замела Все дорожки, все лужки; Негде Санечке пройти. Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусок пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки! ********** Зайчишка- трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел, Сидит грызет. Иди прочь- Хозяин идет!

Слайд 8

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. ********** Тень-тень, потетень , Выше города плетень, Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялась лиса: -Всему свету я краса! Похвалялся зайка: -Поди догоняй-ка! Похвалялись ежи: -У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: -Могу песни я петь! Ах ты, радуга- дуга, Ты высока и туга! Не дай дождичка, Дай мне ведрышко. Чтобы деткам погулять, Чтоб теляткам поскакать, Нужно солнышко, Колоколнышко ! ********** Раним-рано поутру Пастушок ту-ру-ру-ру ! А корвки в лад ему Затянули: « Му-му-му !» Ты, коровушка, ступай. В чисто поле погуляй, А вернешься молочком!

Слайд 9

********** Ой , качи-качи-качи ! Глянь — баранки, калачи, Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи. С пылу, с жару, из печи — Все румяны, горячи. Налетели тут грачи, Подхватили калачики, Нам осталися бара-а-а-ночки! ********** — Кисонька- мурысонька , Ты где была? — На мельнице. — Кисонька мурысонька , Что там делала? — Муку молола. — Кисонька- мурысонька , Что из муки пекла? — Прянички. — Кисонька- мурысонька , С кем прянички ела? — Одна. — Не ешь одна! Не ешь одна!

Слайд 10

-Ножки, ножки, где вы были? -За грибами в лес ходили. -Что вы, ручки, работали? -Мы грибочки собирали! -А вы, глазки, помогали? -Мы искали да смотрели- Все пенечки оглядели. Вот и Ванюшка с грибком, С подосиновичком ! ********** Ночь прошла, Темноту увела. Замолчал сверчок, Запел петушок, Полежала немножко… Распахнула окошко: Здравствуй, солнышко- Колоколнышко ! -Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была? Ты с чем пришла? -За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу весну красну! ********** Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко: Ждут тебя детки, Ждут малолетки! ******** Гуля, гуля- голубок, Гуля сизенький , Сизокрыленький , Всем миленький!

Слайд 11

********** Курочка- пеструшечка , цыплят води! Уточка- водоплавочка , по воде плыви! Гусочка-краснолапочка , по лугу ходи! Свинка- белоспинка , землю копай! Козочка- брыкалочка , по горе скачи! Барашек-кудряшек, по лесу броди! Коровка-буренка, молочка неси! Лошадка- пегашка , беги беги ! Нашего Ванюшку вези, вези!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Проект во второй младшей группе «Русские народные сказки»

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национал...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».

Цель: приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства через интеграцию различных видов деятельности. Познакомить детей с русской народной игрушк...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Русские народные сказки»

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это сказка. Сказки прочно вошли в детски...

Конспект ОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».

Приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства, через знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Задачи:1.Образовательные:...

Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе «Русское народное творчество»

Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе«Русское народное творчество»...