Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе «Русское народное творчество»
проект (младшая группа)
Образовательный проект
по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе
«Русское народное творчество»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Олонский детский сад»
Образовательный проект
по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе
«Русское народное творчество»
В Воспитатель: Мошкина Н.В.
2024г.
Пояснительная записка:
Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.
Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции.
Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.
Актуальность проекта
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
И именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
Участники проекта
Участниками проекта являются воспитанники второй младшей группы, педагоги, родители.
Вид проекта
Познавательно – творческий, информационный, групповой..
Продолжительность проекта
Продолжительность проекта – март, апрель, май.
Цель проекта
Целью проекта является приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта для детей:
Образовательные:
- Познакомить детей с русским народным творчеством, с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства и их назначением, народными традициями, обычаями, а также с народными промыслами.
Развивающие:
- Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира, умение обыгрывать потешки, народные игрушки; выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, побуждать к повторению фольклорных текстов.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, к малой Родине, уважение к его традициям.
Задачи проекта для родителей:
- Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами;
- Повышать активность и интерес родителей к изучению и уважению русской национальной культуры.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
- Расширение представлений детей об окружающем мире;
- Обогащение знаний о традициях и культуре русского народа;
- Повышение интереса к народному творчеству, желание рисовать и лепить народную игрушку, слушать сказки, учить и обыгрывать песни, потешки, народные игрушки, умение играть в народные игры;
- Воспитание любви к Родине.
Методы проекта.
- Игровые:
Дидактические игры, подвижные игры, инсценировки, игры с народными игрушками.
- Словесные:
Чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов, разговор, беседы, отгадывание загадок о предметах быта.
- Наглядные:
Рассматривание книг, народных игрушек, предметов художественных промыслов, альбомов с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей.
Приёмы.
- Беседы;
- Наблюдения;
- Чтение художественной литературы;
- Игры, игры-инсценировки.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
- Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу по данной теме для чтения детям;
- Разработать план реализации проекта;
- Подобрать иллюстративный материал;
- Подобрать сказки, потешки, загадки, подвижные, хороводные, пальчиковые, дидактические игры и упражнения.
- Подготовить материал для изобразительной деятельности.
Сотрудничество с родителями:
- Познакомить родителей с проектом.
- Обсудить цель и задачи проекта.
- Раскрыть перед ними перспективу работы над проектом.
- Провести беседу с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
- Участие в оформлении альбома «Народные промыслы» и показе Русской Народной сказки «Репка».
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
Познавательное развитие:
- Игра - ситуация «Калачи из печи»
Цель: Знакомить детей с русским народным творчеством.
- Развивающая образовательная ситуация на игровой основе
«Принесли матрёшки расписные ложки»
Цель: Познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением, обратить внимание на красоту их оформления.
- Ситуативная беседа «Мы принимаем гостей»
Цель: Закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества и правилах безопасного обращения с ними.
- Рассматривание предметов декоративно - прикладного творчества.
Цель: Ознакомление с предметами декоративно-прикладного творчества.
- Образовательная деятельность «Русская матрёшка»
Цель: Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним видом, особенностями росписи матрёшек.
Речевое развитие:
- Чтение потешки «Кисонька - Мурысонька»
Цель: Помочь детям понять содержание услышанного, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к кисоньке; учить обыгрывать потешку, слушать и воспроизводить слова из текста.
- Разучивание с детьми «Ой, качи, качи, качи…»
Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать её, повторять вслед за воспитателем стихотворные слова и фразы; развивать у детей воображение. Воспитывать любовь к народному фольклору.
- Развивающая образовательная ситуация на игровой основе
«Курочка - пеструшечка» (по потешке)
Цель: Развивать умение узнавать и сравнивать животных и птиц на картинках, используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподражанию голосам животных и птиц, формировать гуманное отношение к ним.
- Чтение русских народных сказок и сказок: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова, «Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О Капицы, «Теремок», «Гуси-лебеди», «Снегурушка и лиса» в обр. М. Булатова.
Социально – коммуникативное развитие:
- Русские народные игры: «Сорока - белобока», «Ладушки», «Коза», «Каравай»
Цель: Обогащать представления детей о персонажах русского народного творчества; развивать игровые действия, мелкую моторику.
- Дидактические игры: «Собери матрёшку»
Цель: Побуждать детей различать низ и верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предметов одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимание.
«Построим матрёшек на зарядку»
Цель: Учить упорядочивать величины по убыванию (от самой большой до самой маленькой)
«Весёлые матрёшки»
Цель: Учить группировать предметы по количеству, использовать при этом слова «столько», «столько - сколько»
«Разрезные картинки»:
Цель: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
- Формирование трудовых действий при воспитании КГН с использованием фольклора:
«Ай, лады, лады, лады», «Наша деточка в дому», «Травка-муравка, «Чистая водичка», «Вот и люди спят», «Кран откройся», «Уж я Танюшке пирог испеку»
- Ситуация помощи «Научим колобка украшать стол салфетками»
Цель: Побуждать детей охотно выполнять трудовые поручения; развивать взаимодействие между детьми.
- Игры с народной сборно-разборной игрушкой матрёшкой.
Цель: Учить играть рядом, не мешая друг другу, объединятся в игре общей игрушкой, участвовать в несложной совместной деятельности.
- Игры со снегом «Слепи матрёшку»
Цель: Привлекать детей к изготовлению небольших фигурок из снега, закреплять его свойства.
Художественно-эстетическое развитие:
- Образовательная деятельность (рисование) «»
Цели: Познакомить детей с элементами дымковской росписи; развивать умение работать кистью, рисовать округлые формы; воспитывать чувство цвета, аккуратность.
- Образовательная деятельность (рисование) «Украсим платок»
Цели: Учить ориентироваться на поверхности шаблона платка, равномерно нанося отпечаток краски пальчиком; закреплять умение работать с гуашью, добиваясь аккуратности при выполнении работы, стимулировать творческую инициативу.
- Образовательная деятельность (лепка) «Колобок, колобок, ты куда катишься?»
Цель: Закреплять умение скатывать ком пластилина в шар, различать жёлтый, красный цвет; прививать желание проявлять инициативу.
- Раскраски по теме: - «Русское народное творчество»;
5. Игры на детских музыкальных инструментах.
Физическое развитие:
- Подвижные русские народные игры: «Котенька - коток», «Пузырь», «Карусели», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Гуси-лебеди».
- Пальчиковые игры: «Ладушки», «Ладушки-оладушки», «Совушка-сова», «Ладушки-хлопушки», «Люли, люли, прилетели гули», «Тили-тили-тили бом»
- Ритмическое упражнение: «Мы тесто месили»
Заключительный этап.
Итоговая деятельность по проекту:
- Оформление выставок детских работ;
- Оформление альбома «Народные промыслы»
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта
1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авторы-составители: А.С. Куприна, О.Н. Корепанова, Т.А. Бударина и др.
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханёва.
3. Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа. Авторы-составители: А. Н. Кастрыкина, Г.П. Павлова.
4. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. И. А. Лыкова.
5. Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа. О. В. Павлова.
6. Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста. О. Э. Литвинова.
7. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
8. Учите детей отгадывать загадки. Ю.Г.Илларионова.
9. Развивающие игры для детей 2-7 лет. Е.Н. Михина.
10. Картотека тематических пальчиковых игр. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Калмыкова Л.Н.
Диагностика детей дошкольного возраста по приобщению детей русской народной культуре
1. Изучить интерес у детей старшего дошкольного возраста к русской традиционной культуре (с использованием материала народного календаря).
2. Определить своеобразие представлений о русской традиционной культуре у детей старшего дошкольного возраста, к некоторым составляющим ее материальной и духовной культуры.
3. Выявить желание детей отражать вышеназванные представления в разных видах деятельности.
Методика представляет собой модифицированный вариант диагностики Акуловой О. В. (Мониторинг программы «Детство»).
Задачи:
1. Изучить интерес у детей старшего дошкольного возраста к русской традиционной культуре (с использованием материала народного календаря).
2. Определить своеобразие представлений о русской традиционной культуре у детей старшего дошкольного возраста, к некоторым составляющим ее материальной и духовной культуры.
3. Выявить желание детей отражать вышеназванные представления в разных видах деятельности.
Методика представляет собой модифицированный вариант диагностики Акуловой О. В. (Мониторинг программы «Детство»).
Задание 1
. Индивидуальная беседа с ребенком по иллюстрации. «Русская изба»
Цель: Определить своеобразие представлений о традиционных предметах быта, одежды, занятий.
Стимульный материал: сюжетная картинка интерьера русской избы с предметами быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, прялка, сундук, лавка, веретено и т. д. и людьми в народных костюмах. (приложение 1)
Предъявление задания:
1. Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней видишь? Как ее можно
назвать?
2. Какие предметы тебе знакомы? Назови.
3. Чем занимаются люди (прядет, вышивает, играет?
4. Назови, во что одеты?
5. Покажи, где прялка, шкатулка, и т. д., где их можно встретить в наше время?
Критерии оценки для обработки данных:
- Знание названий и назначений предметов быта.
- Представления о русской народной одежде.
- О занятиях людей в старину.
- Интерес к теме.
Задание 2.
Индивидуальная беседа с ребенком. «Будни и праздники»
Цель: Выяснить особенности отношения и представления о календарной жизни русского народа (будни и праздники).(приложение2)
Стимульный материал: Иллюстрации
Предъявление задания: Индивидуально детям задаются вопросы:
1. Что такое календарь, зачем он нужен?
2. Как ты думаешь, что такое народный календарь?
3. Что такое праздники и будни?
4. Чем праздники отличаются от будней?
В случае затруднения внимание детей обращается на приготовленные заранее картинки, и задаются вопросы:
- Как ты думаешь, где здесь праздники, а где будни? Разложи эти картинки.
- Чем заняты люди на картинках праздников и на картинках будних дней?
- Чем праздники отличаются от будней?
Критерии оценки для обработки результатов:
- Понимание понятий.
- Доказательность – умение обосновать.
- Знание признаков праздника (одежда, песни, угощения).
- Активность при обсуждении.
- Стремление к получению новых знаний.
- Наглядность.
Задание 3.
Экспериментальная ситуация «Выбери праздник».
Цель: выявить особенности представлений детей об основных обрядовых праздниках русского народа.
Стимульный материал: подборка иллюстраций с изображением обрядовых праздников: «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Сороки», «Синичкин день», «Наум Грамотник». (приложение 3)
Предъявление задания: Рассмотри картинки. На них изображены разные русские народные праздники.
1. Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их. Как узнал?
2. Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?
3. Выбери те, которые тебе незнакомы?
4. Ты бы хотел о них узнать?
Задание 4.
Экспериментальная ситуация «Выбери игру».
Цель: Определить особенности интереса детей к русским народным играм.
Стимульный материал: Картинки с сюжетами народных и современных игр. (приложение 4)
Предъявление задания: Рассмотри картинки:
1. Выбери из них те игры, которые тебе нравятся больше других. Чем они тебе нравятся?
2. В какие из них тебе хотелось бы поиграть? Как будешь играть?
3. Выбери те игры, которые ты видишь впервые.
4. Хотел бы ты узнать о них и поиграть?
Задание 5.
Наблюдение за детской деятельностью. «Ситуация выбора»
Цель: Выявить желание детей отражать имеющиеся представления о русской народной культуре в игровой, изобразительной деятельности.
Наблюдение в уголке художественно-изобразительной деятельности.
Задача: Выявить наличие интереса к предметам народного быта и игрушкам, выраженного в желании раскрасить изображения определенных видов.
Стимульный материал: Заранее в уголок изобразительной деятельности вносятся: раскраски с изображением девушки в русском народном костюме, реалистичной девочки, мальчика, силуэты дымковских игрушек (лошадка, козочка, барышня, реалистичное изображение лошадей, коз, изображение народных и классических музыкальных инструментов, цветные карандаши.
Критерии оценки для обработки результатов 4, 5, 6 заданий:
- Выбор картинки с тематикой традиционной культуры.
- Наличие мотива.
- Желание узнать новое, стремление к получению новых знаний.
Задание 6.
Индивидуальная беседа с ребенком. «Природа России»
Цель: Выяснить особенности представлений детей о природе России и об отношении к ней людей.
Предъявление задания: Детям задаются вопросы:
1. Как ты считаешь, какое время года в России самое красивое?
2. Почему о природе, животных так много придумано сказок, загадок, пословиц и поговорок?
3. Как ты думаешь, почему Россию называют матушкой, землю – кормилицей. А лето – красным?
4. В старину месяцы назывались по-другому. Как ты думаешь, месяцы, какого времени года назывались хмурень, листобоем, полузимником?
Критерии анализа особенностей развития интереса и представлений о традиционной культуре России.
- Интерес детей к некоторым составляющим духовной и национальной культуре России.
- Представления о некоторых особенностях русского быта, обрядовых праздников и наиболее важных нравственных ценностях русского народа.
- Желание отражать представления в игровой, изобразительной деятельности.
- Самостоятельность суждений.
На основе данных критериев можно выделить 3 уровня характеризующие своеобразие интереса и представлений о традиционной культуре:
Низкий уровень характеризуется неустойчивым или отсутствием интереса, недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты национальной культуры. Ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого.
Средний уровень характеризуется проявлением положительного интереса к традиционной культуре. Усвоение традиций дошкольниками правильные, но в значительной степени фрагментарные поверхностные представления о традициях. Ребенок затрудняется назвать некоторые элементы национального костюма, но называет принадлежность костюма, знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более двух народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.
Высокий уровень характеризуется высоким интересом, правильным, обобщенным представлением о национальной культуре, выражающимся в развернутом суждении о ней. Ребенок называет все элементы национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы быта.
Список литературы:
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Акулова О. В. и др. Мониторинг в детском
саду. – СПб. : Детство – Пресс, 2010.
2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М. :
Педагогическое общество России, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка – рябушечка».
Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе драматизации русской народной песенки «Курочка-рябушечка»....
Конспект по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей группе Тема: « Кошкин дом» (по русской народной потешке)
Цель: Дать детям знания о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности через проигрывание на примере русской народной потешки « Кошкин дом»....
Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Русская матрешка»
Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Русская матрешка»...
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».
Цель: приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства через интеграцию различных видов деятельности. Познакомить детей с русской народной игрушк...
Образовательный проект по познавательно-творческому развитию во второй младшей группе «Русское народное творчество»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Де...
Конспект ОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».
Приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства, через знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Задачи:1.Образовательные:...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...