"Взаимодействие родителей (законных представителей) по формированию предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста"
консультация

Материал для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_vystuplenie_na_rmo.docx25.8 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями (законными представителями по формированию предпосылок математической грамотности детей дошкольного возраста)

Слайд 2

В настоящее время семья и семейное воспитание стали приоритетными в осуществляемой государством политике. Исследователи признают -  семья - уникальный и специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению.

К тому же детский сад – это первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители, и где формируется их педагогическая культура.

Взаимодействие семьи и детского сада играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной ступени образования.

Слайд 3

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 года №2506-р г. Москва) математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности, в частности физическое, нравственное, эстетическое умственное воспитание и развитие детей. Одной из самых проблематичных сфер развития детей дошкольного возраста является математическое развитие, которое включает в себя развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Слайд 4.

Основная образовательная программа дошкольного образования выделяет основные задачи обучения в рамках математического развития такие как накопление дошкольниками знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;  формирование у детей первых математических представлений, обучению счёту, вычислениям в пределах небольших чисел, алгоритму решения элементарных задач, простейшим способам измерения размеров, овладение математическими терминами. И, поскольку, приоритет остается за семейной системой ценностей, было бы неправильно рекомендовать родителям какие-то конкретные решения или ответы на часто задаваемые вопросы. А вот что можно было бы порекомендовать - так это продуктивные общие подходы к решению проблемных ситуаций и максимально возможную информированность в любой проблемной сфере, что означает знакомство со многими источниками и их выбор с точки зрения применимости к конкретной ситуации или личности. Например, формирование представлений и навыков, способных помочь ребёнку в позитивной социализации: номера маршрутов общественного транспорта; номера домов; календарь, даты; необходимые для социализации представления о времени, навык употребления с ним слов; деньги, покупки в магазине; сравнение по весу, по росту, по величине; простейшие изменения размеров.

Слайд 5

Педагогическое просвещение по вопросам математического развития детей как целенаправленное и организованное взаимодействие с родителями может стать эффективным средством повышения педагогической культуры. В рамках педагогического просвещения я  применяю как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. С семьями провожу как общую, так и индивидуальную работу. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.

Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей - беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из детского сада. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу  начинаю с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а еще лучше – наглядными. Если работали по карточкам, я показываю карточку, заполненную самим ребенком, либо видеозапись, если таковая велась.

В беседе с родителями  уточняю, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений. Ненавязчиво  даю свои конкретные рекомендации, как эффективнее знакомить детей с такими понятиями, как количество, форма, размер, пространство, время. Для этой беседы готовлю специальную литературу, которую родители могут взять домой для ознакомления.

Слайд 6,7

Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания, специальные семинары, мастер – классы. Темы выступлений подбираю заранее и раскрываю какую-нибудь актуальную проблему. Например, по теме «Использование логических блоков Дьенеша , палочек Кюизенера для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» я провела мастер-класс для родителей совместно с детьми, где познакомила родителей с примерами игр и упражнений, которые они могут проводить дома с детьми.

Слайд 8

Информационные стенды – это удобный, практичный и эффективный носитель для размещения полезной информации. Содержание информационных стендов для родителей: возрастные особенности детей; что должен знать и уметь ребенок в области математики; чему ребенок учится сейчас на занятиях по математике; основные методы и приемы математического развития детей данного возраста; от каких математических ошибок надо уберечь ребенка и как; возможности применения имеющихся знаний и умений в быту; описание математических игр в семейном кругу; список рекомендуемой литературы по математическому развитию детей.

Слайд 9

Информационные буклеты - вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, в котором, например, можно разместить краткую информацию о формировании какого либо умения в рамках математического развития: « Как научить ребёнка определять время», «Стихи для запоминания последовательности дней недели» и др.

Слайд 10

В своей работе я поощряю самообразование родителей. Поэтому организую для них выставку методической литературы. Родители охотно берут книги домой. Некоторые книги родители сами охотно передают в общественное пользование.

Слайд 11

Семинар предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. На семинаре, который прошел в нашей группе был привлечен педагог-психолог. Она осветила тему «Развитие познавательных процессов  у детей дошкольного возраста». Родители поделились своим опытом математического развития детей, высказывали свое мнение и совместно с воспитателем составили рекомендации родителям.

Слайд 12

Целью консультации является оказание помощи родителям по вопросам математического развития детей, в разрешении возникающих проблем. Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию и т.д. Например, я в группе разделила детей на подгруппы; кто-то испытывает трудности при счете, у кого-то проблемы с ориентировкой в пространстве и т.д. Подбираю подходящую статью, даю ее прочитать родителям. А затем мы собираемся в группе и обсуждаем эту статью. Родители выбирают значимые для них рекомендации, которые они в будущем применяют при формировании знаний по математике со своим ребенком.

Слайд 13,14

Математическая игротека – форма взаимодействия, позволяющая родителям закреплять и развивать полученные навыки дома, т.к. игротека формируется из дидактических и настольных игр, направленных на формирование какого-либо навыка и находится в свободном доступе как для детей, так и для родителей, которые они могут брать в течении недели домой. Некоторые игры родители делают своими руками.

Современные компьютерные технологии позволяют организовать педагогическое просвещение большей части родителей. Особенно эта форма востребована для тех родителей, которые не имеют возможности часто посещать детский сад, участвовать в жизни детского сада в виду различных ситуаций в семье. С целью организации помощи семье использую персональный сайт воспитателя, где есть отдельная страничка для родителей.

Там я размещаю не только теоретический материал. В своей работе я использую интерактивные игры, которые пользуются большой популярностью у наших родителей, так как при помощи них родители закрепляют пройденный материал.

Слайд 15

Безусловно, одной из современных и эффективных форм  является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

               становясь активными участниками  процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;

               у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

               развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

               возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.

А у нас, педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома. В нашей группе был реализован среднесрочный проект «Волшебный мир логических игр».

Слайд 16, 17

Работая над проектом, родители познакомились с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизенера. Во время работы над проектом несколько семей приобрели для своих детей эти замечательные пособия.

Слайд 18

Прежде чем выбирать формы взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам математического развития дошкольников педагогу – практику необходимо выявить:

  • уровень осведомленности родителей о математическом содержании программы детского сада;
  • степень участия родителей в математическом развитии детей;
  • готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.

Ответы на поставленные вопросы помогут разработать план, сформулировать задачи работы ДОУ по взаимодействию с семьей в соответствии с потребностями и запросами родителей, учесть потенциал родителей при организации образовательного процесса, а также выбрать наиболее целесообразные формы взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности деятельности ДОУ необходимо тесное сотрудничество с семьей, а это возможно только при наличии активной родительской позиции.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоват...

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста

Презентация "Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста"...

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Формирование предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста через дидактические игры...