«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чердак Галина Ивановна

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.    

Начинать формировать предпосылки математической функциональной грамотности необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. это становится одним из базовых факторов.

Именно в этом возрасте создается базовая основа математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

         Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.        

Начинать формировать предпосылки математической функциональной грамотности необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. это становится одним из базовых факторов. Именно в этом возрасте создается базовая 

основа математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.

Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Она оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать.

 Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – одна из сложных наук, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известно поговорки: «Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься». 

   Начиная работу с детьми, нужно изучить его эмоциональное самочувствие, его отношение к математике.

         Сегодня мы хотим поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала по математической грамотности через игровую деятельность.

Дидактические игры по формированию математических представлений 

условно делятся на следующие группы:

1. Игры с числами и цифрами

2. Игры - путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

      Математические игры – это игры, в которых смоделированы

математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках, это не та обычная математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему - то учит. А, наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т.д.) Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр.  Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сегодня мы хотим остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике, с некоторыми мы вас сегодня познакомим.

Игра «Живые числа»

-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1-10.

Не хочется оставлять без внимания такие игры, как «Божьи коровки» и «Собери мухомор». Детям на занятиях они очень нравятся. Эти игры учат соотносить цифры с числом, считать до 10 и обратно, развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа.

     Игра «Найди цветок для божьей коровки»

Эта игра учит детей соотносить цифру с числом. Чтобы найти соответствующий цветок для божьей коровки – нужно выбрать насекомое и посчитать количество точек на крылышках, а затем выбрать цветок с таким же количеством лепестков.

Игра «Домики и медвежата».

Воспитатель предлагает по словесному указанию выполнять задания, выложить на столе предметы в порядке убывания или возрастания.

Игра «Сосчитай фигуры».

Ход: Рассмотри внимательно рисунок и назови, что здесь изображено (бусы). Из чего они состоят? (из геометрических фигур). Послушай задание: сосчитай все геометрические фигуры на картинке и назови количество каждой из фигур.

        Игры - путешествие во времени, которые служат для знакомства детей

с днями недели, месяцами. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игры: "Живая неделя", "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев"- которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

         В математическую грамотность также входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию 

пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя, в игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Игра «Загадки и отгадки»

 

Методика проведения:

Читаю загадку и предлагает из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.                                  

                                             

По волнам дворец плывет,                         Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет.                                                                       (вертолет)                
(корабль)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

Игра «Реши задачку»

 

Методика проведения:

Предлагаю решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

                   ***                                                        ***

Как-то ночью под кусточком                 Пять ворон на крышу сели,

Грибы выросли опять.                             Да еще к ним прилетели.

Два грибочка, три грибочка.                   Отвечайте быстро, смело

Сколько будет? Ровно ...(пять)               Сколько всех их прилетело? (семь)

Игра «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Волшебный треугольник»

  Методика проведения: на столе у воспитателя лежат карточки из игры «Колумбово яйцо», дети разбиваются на пары, воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы) воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Взрослому нужно создать условия для достижения ребенком результата в игре, ни в коем случае не снижая его активности.

Наш опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

А сейчас предлагаем вам окунуться в мир математической грамотности. Сделать игру своими руками, поиграть в неё самим и использовать в дальнейшей работе с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 21» Артёмовского городского округа « Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Подготовил: воспитатель высшей категории Чердак Галина Ивановна

Слайд 2

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку. 2

Слайд 3

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с числами и цифрами 2. Игры - путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление 3

Слайд 4

Игра «Живые числа» 4

Слайд 5

5 Игра «Найди цветок для божьей коровки»

Слайд 6

Игра «Домики и медвежата » 6

Слайд 7

Игра «Сосчитай фигуры» . 7

Слайд 8

Игры - путешествия во времени 8

Слайд 9

Игры на ориентировку в пространстве 9

Слайд 10

Игра «Загадки и отгадки» 10

Слайд 11

Игра «Реши задачку» 11

Слайд 12

Игра « Танграмм », «Волшебный треугольник» 12

Слайд 13

13

Слайд 14

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Волшебный треугольник», « Танграмм » 14

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...