«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста».
методическая разработка
В современном мире снижается потребность в чтении, особенно среди детей. Им гораздо интереснее просмотр мультфильмов или компьютерные игры, чем послушать чтение интересной иллюстрированной книги. А ведь именно в дошкольном возрасте, отличающемся особой эмоциональностью и любознательностью, рождается интерес к книге, начинает складываться читательский опыт, необходимые для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению и литературный вкус формируется в семье. Дети нуждаются в чтении вслух, но многие родители из-за нехватки времени уделяют этому мало внимания. Многие сами не любят читать или относятся к книге, как к развлечению некоторые не знают, как организовать чтение дома. По данным российских СМИ, только 15% родителей стараются формировать книжную культуру детей, а 60% - не читают им вообще. Как следствие, дошкольники в таких семьях также не проявляют интерес к книгам. Отсюда— низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Поэтому формирование потребности в чтении и навыков понимания текста у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей. В соответствии с ФГОС ДО: содержание программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие детей в различных видах деятельности. И отдельной образовательной областью выделено - речевое развитие, которое включает один из компонентов – это ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия. Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель ВКК:
Первухина Л.В.
Барабинск, 2024г.
Слайд темы
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию выступление по теме: «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста».
Слайд 2
Начну своё выступление с цитаты Василия Александровича Сухомлинского
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».
В современном мире снижается потребность в чтении, особенно среди детей. Им гораздо интереснее просмотр мультфильмов или компьютерные игры, чем послушать чтение интересной иллюстрированной книги. А ведь именно в дошкольном возрасте, отличающемся особой эмоциональностью и любознательностью, рождается интерес к книге, начинает складываться читательский опыт, необходимые для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению и литературный вкус формируется в семье. Дети нуждаются в чтении вслух, но многие родители из-за нехватки времени уделяют этому мало внимания. Многие сами не любят читать или относятся к книге, как к развлечению некоторые не знают, как организовать чтение дома.
Слайд 3
По данным российских СМИ, только 15% родителей стараются формировать книжную культуру детей, а 60% - не читают им вообще. Как следствие, дошкольники в таких семьях также не проявляют интерес к книгам. Отсюда— низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Поэтому формирование потребности в чтении и навыков понимания текста у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей.
В соответствии с ФГОС ДО: содержание программы дошкольного
образования должно обеспечивать развитие детей в различных видах деятельности. И отдельной образовательной областью выделено - речевое развитие, которое включает один из компонентов – это ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия.
Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй.
Слайд 4
Ключевыми аспектами взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы и формированию читательской грамотности являются:
- Повышение уровня компетентности родителей в воспитании грамотного читателя;
- Возрождение традиции семейного чтения, осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания ребенка;
- Расширение представлений родителей о детской литературе.
Слайд 5
Для решения поставленных задач мы используем различные формы работы с родителями:
Информационно-аналитические (проведение опросов, анкетирование);
- Целью информационно-аналитических форм организации общения с родителями является: выявление уровня читательского интереса у родителей и детей, изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам через проведение опросов, бесед, анкетирование.
- наглядно-информационные (тематические выставки, открытые занятия по чтению художественной литературы, выставки);
Цель: ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи, позволяющие пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, правильно оценивать и объективно видеть деятельность воспитателя.
Это возможно через оформление информационных стендов, уголка для родителей «Читаем дома», где можно рекомендовать списки литературы для прочтения ребенку данного возраста; консультации, например: «Что детям читать дома», «Где живут сказки», «Учим с ребенком стихи», информационные листы «Растим будущего читателя», «Советы, как приобщить детей к книге».
- познавательные (сказки, фольклор, стихи)
- досуговые (круглый стол, литературные викторины, театральные постановки «В гостях у сказки»)
Эти формы работы позволят родителям ознакомится с условиями, содержанием и методами развития читательской грамотности детей в условиях нашей группы.
Слайд 6.
На родительском собрании провели анкетирование и сделали вывод, что дома детям читают очень мало. По ответам родителей мы поняли, что они не знают, какие произведения читать детям в разном возрасте. У детей, по мнению родителей, любимые произведения в 5-6 лет это «Колобок», «Курочка Ряба». Соответственно эти сказки они и читают дома. Родители не беседуют с детьми по содержанию прочитанного.
Слайд 7
Понимая важность работы по формированию читательской грамотности у детей, работая в настоящее время с детьми старшего возраста, совместно с родителями было принято решение начать реализацию долгосрочного проекта «Читаем вместе!»
Цель проекта: создание условий для формирования читательской грамотности детей в семье через взаимодействие с родителями.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
*повысить уровень компетенции родителей в воспитании грамотного читателя;
*возродить традиции семейного чтения, осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности;
*расширить представлений родителей о детской литературе.
Слайд 8
1.Работу над проектом по читательской грамотности начали с оформления стенда для родителей.
Слайд 9
2.В группе, с участием родителей, собрана небольшая библиотека, есть место для уединения и организации тематических выставок в книжном уголке. На первоначальном этапе мы можем помочь родителям научиться ориентироваться в мире детской литературы, решить проблемы, с которыми они сталкиваются в организации чтения.
Слайд 10
С целью создания условий для совместного чтения, укрепления семейных отношений, запустили читательский марафон «Семейное чтение», по правилам которого: семьи по очереди дома читают и обсуждают выбранные детьми произведения (или рекомендованные по возрасту), затем дети в группе делятся впечатлениями о прочитанном, родители также передают опыт совместного чтения друг другу, оформляется общая книга сказок.. При выборе литературы для чтения, нужно объяснить родителям – не ограничивать круг чтения ребенка только художественными произведениями. Например, у ребенка возник вопрос «Откуда берется дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.
Слайд 11
Познакомили родителей с мнемотехникой, цель, которых способствовать упрощенному процессу запоминания сказочных произведений, благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. И предложили им рассказать сказку детям в домашних условиях. Многие мамы узнали, что оказывается учить стихотворение или рассказать сказку по схеме очень интересно и просто.
Слайд 12
В рамках недель по мотивам стихотворений А. Барто и К. Чуковского в группе и дома дети знакомились с книгами авторов, читали и обыгрывали любимые стихотворения, вместе с родителями раскрашивали иллюстрации. Затем сделали папку – раскладушки из детских иллюстраций.
Слайд 13-14
С целью формирования у детей интереса к книге, развития творчества родители с детьми приняли активное участие в «Мастерской книжки-самоделки». Тема «Моя любимая сказка». Такая форма позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей к предстоящему чтению, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников. Получаются очень интересные книжки разных жанров. Потом ребята в группе презентуют свои книжки. Их переполняет гордость, потому что они выступают в роли автора книги. А у родителей появляется дополнительный опыт в помощи своему ребёнку в формировании предпосылок читательской грамотности.
Посмотрите, какие замечательные книжки-самоделки изготовили дети дома с родителями! А сколько радости и удовольствия получили от совместной работы! И как дети с удовольствием их рассматривают.
Слайд 15
По итогам проведенных недель наши ребята совместно с родителями читали сказки, стихотворения на различные темы. Дома они их красиво оформили, а уже в группе мы создали вот такую замечательную Книгу, которую назвали «Большая книга сказок».
Вывод: В ходе нашей работы мы убедились, что семейное чтение играет важную роль в приобщении детей к художественной литературе и формировании у них читательской грамотности. Мы видим положительные результаты нашей деятельности и понимаем, что это только начало пути.
Подводя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:
число родителей, заинтересовавшихся развитием предпосылок читательской грамотности детей, увеличилось. Они ежедневно стали читать детям, беседовать по содержанию прочитанных произведений. Мы будем дальше продолжать работу в этом направлении.
Слайд 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста»
В течение первых лет жизни семья является психологической микросредой, где проходит экономическая социализация ребенка, ведь каждой семье присущи свои принципы ведения домашнего хо...
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»
Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...
"Взаимодействие родителей (законных представителей) по формированию предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста"
Материал для педагогов ДОУ....
Консультация для родителей " Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Читательская грамотность...
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и ст...
Презентация для родителей "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Презентация для родителей "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"Проблема приобщения к чтению сегодня начинает актуально звучать уже с дошкольн...
"Инновационные формы работы в формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Материал предназначен для педагогов ДОО...