«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста».
методическая разработка

В современном мире снижается потребность в чтении, особенно среди детей. Им гораздо интереснее просмотр мультфильмов или компьютерные игры, чем послушать чтение интересной иллюстрированной книги. А ведь именно в дошкольном возрасте, отличающемся особой эмоциональностью и любознательностью, рождается интерес к книге, начинает складываться читательский опыт, необходимые для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению и литературный вкус формируется в семье. Дети нуждаются в чтении вслух, но многие родители из-за нехватки времени уделяют этому мало внимания. Многие сами не любят читать или относятся к книге, как к развлечению некоторые не знают, как организовать чтение дома. По данным российских СМИ, только 15% родителей стараются формировать книжную культуру детей, а 60% - не читают им вообще. Как следствие, дошкольники в таких семьях также не проявляют интерес к книгам. Отсюда— низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Поэтому формирование потребности в чтении и навыков понимания текста у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей. В соответствии с ФГОС ДО: содержание программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие детей в различных видах деятельности. И отдельной образовательной областью выделено - речевое развитие, которое включает один из компонентов – это ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия. Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста».

                                     https://avatars.mds.yandex.net/i?id=493b2c5db64ac15a252ef0d5d15eabf9d2a72b09-10962086-images-thumbs&n=13

        Подготовила воспитатель ВКК:

        Первухина Л.В.

        

Барабинск, 2024г.

                                                              Слайд темы

   Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию выступление  по теме: «Взаимодействие ДОУ и  семьи по формированию предпосылок  читательской грамотности у детей дошкольного возраста».

                                         Слайд 2

Начну своё выступление с  цитаты Василия Александровича Сухомлинского

    «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».

     В современном мире снижается потребность в чтении, особенно среди детей. Им гораздо интереснее просмотр мультфильмов или компьютерные игры, чем послушать чтение интересной иллюстрированной книги. А ведь именно в дошкольном возрасте, отличающемся особой эмоциональностью и любознательностью, рождается интерес к книге, начинает складываться читательский опыт, необходимые для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.                                      

    Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению и литературный вкус формируется в семье. Дети нуждаются в чтении вслух, но многие родители из-за нехватки времени уделяют этому мало внимания. Многие сами не любят читать или относятся к книге,  как к развлечению некоторые не знают, как организовать чтение дома.  

                                            Слайд 3

    По данным российских СМИ, только 15% родителей стараются формировать книжную культуру детей, а 60% - не читают им вообще. Как следствие, дошкольники в таких семьях также не проявляют интерес к книгам. Отсюда— низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Поэтому формирование потребности в чтении и навыков понимания текста у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей. 

      В соответствии с ФГОС ДО: содержание программы дошкольного

образования должно обеспечивать развитие детей в различных видах деятельности. И отдельной образовательной областью выделено  - речевое развитие,  которое включает один из компонентов – это ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия.

Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй.

                                                     Слайд 4

Ключевыми аспектами взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы и формированию читательской грамотности являются:

- Повышение уровня компетентности родителей в воспитании грамотного читателя;

- Возрождение традиции семейного чтения, осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания ребенка;

- Расширение представлений родителей о детской литературе.

        Слайд 5

Для решения поставленных задач мы используем различные формы  работы с родителями:

Информационно-аналитические (проведение опросов, анкетирование);

-   Целью информационно-аналитических форм организации общения с родителями является: выявление уровня читательского интереса у родителей и детей, изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам через проведение опросов, бесед, анкетирование.

- наглядно-информационные (тематические выставки, открытые занятия по чтению художественной литературы, выставки);

Цель: ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи, позволяющие пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, правильно оценивать и объективно видеть деятельность воспитателя.

Это возможно через оформление информационных стендов, уголка для родителей «Читаем дома», где можно рекомендовать списки литературы для прочтения ребенку данного возраста; консультации, например: «Что детям читать дома», «Где живут сказки», «Учим с ребенком стихи», информационные листы «Растим будущего читателя», «Советы, как приобщить детей к книге».

 - познавательные (сказки, фольклор, стихи)                                          

- досуговые (круглый стол, литературные викторины,  театральные постановки «В гостях у сказки»)

    Эти формы работы позволят родителям ознакомится с условиями, содержанием и методами развития читательской грамотности детей в условиях нашей группы.    

                                             Слайд 6.           

На родительском собрании   провели анкетирование и сделали вывод, что дома детям читают очень мало. По ответам родителей мы поняли, что они не знают, какие произведения читать детям в разном возрасте. У детей, по мнению родителей,  любимые произведения в 5-6 лет это «Колобок», «Курочка Ряба». Соответственно эти сказки они и читают дома. Родители не беседуют с детьми по содержанию прочитанного.

Слайд 7

Понимая важность работы по формированию читательской грамотности у детей, работая в настоящее время с детьми старшего  возраста, совместно с родителями было принято решение начать реализацию долгосрочного проекта «Читаем вместе!»

Цель  проекта: создание условий для формирования читательской грамотности детей в семье через взаимодействие с родителями.

 Мы поставили перед собой следующие задачи: 

*повысить уровень компетенции родителей в воспитании грамотного читателя;

*возродить традиции семейного чтения, осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности;

*расширить представлений родителей о детской литературе.

Слайд 8

1.Работу над проектом по читательской грамотности начали с оформления стенда для родителей.

Слайд 9

2.В группе, с участием родителей, собрана небольшая библиотека, есть место для уединения и организации тематических выставок в книжном уголке.  На первоначальном этапе мы можем помочь родителям научиться ориентироваться в мире детской литературы, решить проблемы, с которыми они сталкиваются в организации чтения.

                                                       Слайд 10

С целью создания условий для совместного чтения, укрепления семейных отношений,  запустили читательский марафон «Семейное чтение», по правилам которого: семьи по очереди дома читают и обсуждают выбранные детьми произведения (или рекомендованные по возрасту), затем дети в группе делятся впечатлениями о прочитанном, родители также передают опыт совместного чтения друг другу, оформляется общая книга сказок.. При выборе литературы для чтения, нужно объяснить родителям – не ограничивать круг чтения ребенка только художественными произведениями. Например, у ребенка возник вопрос «Откуда берется дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.

                                                      Слайд 11

   Познакомили родителей с мнемотехникой, цель, которых  способствовать упрощенному процессу запоминания сказочных произведений, благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. И предложили им  рассказать сказку детям в домашних условиях. Многие мамы узнали, что оказывается учить стихотворение или рассказать сказку по схеме очень интересно и просто.

         Слайд 12

   В рамках недель по мотивам стихотворений А. Барто и К. Чуковского в группе и дома дети знакомились с книгами авторов, читали и обыгрывали любимые стихотворения, вместе с родителями раскрашивали иллюстрации. Затем сделали папку – раскладушки из детских иллюстраций.

Слайд 13-14

     С целью формирования у детей интереса к книге, развития творчества родители с детьми приняли активное участие в «Мастерской книжки-самоделки». Тема «Моя любимая сказка». Такая форма позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей к предстоящему чтению, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников. Получаются очень интересные книжки разных жанров. Потом ребята в группе презентуют свои книжки. Их переполняет гордость, потому что они выступают в роли автора книги. А у родителей появляется дополнительный опыт в помощи своему ребёнку в формировании предпосылок читательской грамотности.

Посмотрите,  какие замечательные книжки-самоделки  изготовили дети  дома с родителями! А сколько радости и удовольствия получили от совместной работы! И как дети с удовольствием их рассматривают.

                                                         Слайд 15

   По итогам проведенных недель  наши ребята совместно с родителями читали  сказки, стихотворения на различные темы. Дома они их красиво оформили, а уже в группе мы создали вот такую замечательную Книгу, которую назвали «Большая книга сказок».

    Вывод: В ходе нашей работы мы убедились, что семейное чтение играет важную роль в приобщении детей к художественной литературе и формировании у них читательской грамотности. Мы видим положительные результаты нашей деятельности и понимаем, что это только начало пути.

Подводя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:

число родителей, заинтересовавшихся развитием предпосылок читательской грамотности детей, увеличилось. Они ежедневно стали читать детям, беседовать по содержанию прочитанных произведений. Мы  будем дальше  продолжать работу в этом направлении.

Слайд 16

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста»

   В течение первых лет жизни семья является психологической микросредой, где проходит экономическая социализация ребенка, ведь каждой семье присущи свои принципы ведения домашнего хо...

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и ст...

Презентация для родителей "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

Презентация для родителей  "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"Проблема приобщения к чтению сегодня начинает актуально звучать уже с дошкольн...