Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста
консультация
Презентация "Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 900.25 КБ |
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире , в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности , присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Ключевые характеристики математической грамотности Распознавать проблемы в окружающей действительности и решать их с редствами математики Формулировать эти проблемы на языке математики Решать проблемы, используя математические факты и методы, анализировать методы решения Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи Формулировать и записывать результаты решения
Задачи математической грамотности Развитие представлений о множестве и числе Знакомство с понятием «величина» Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов Развитие пространственных представлений
Приемы формирования математической грамотности Пояснение Тренинг Показ Инструкция Моделирование Экспериментирование Контроль и оценка Обследование Сравнение, анализ, синтез, обобщение Вопросы к детям Репродуктивно- мнемонические Репродуктивно- познавательные П родуктивно- познавательные Сколько? Как называется? Чем отличается? Сколько будет…, если я Поставлю еще один? Какое число больше (меньше)? Что надо сделать, чтобы стало по …? Как можно определить, который … в ряду красный?
Совместная деятельность педагога и детей - Непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей - Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач - Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на осуществление функций присмотра и ухода
Педагогу на заметку Педагог не должен допускать ошибки в определениях/формулировках/вопросах, связанных с математическими понятиями, адаптируя их под дошкольный возраст. Формулировки: 1.Должны быть научно правильными. 2.Должны содержать указание на ближайшее родовое понятие 3.Не должны быть тавтологией 4.Должны быть достаточными 5.Не должны быть избыточными
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста
Формирование функционально грамотной личности является актуальной задачей для дошкольного образования. Ведь в стремительно меняющемся мире важно адаптировать детей к современной жизни и помочь им реализовать свой потенциал.
Функциональная грамотность позволяет эффективно использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения спектра задач во всех видах отношений ребенка с окружающим миром и людьми.
В дошкольном образовании выделяют основные направления функциональной грамотности: математическая, естественно-научная, читательская. Остановимся подробнее на математической грамотности детей дошкольного возраста.
Математическая грамотность – это способность человека, включающая умения:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Математическая грамотность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоение таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности.
В своей работе педагогу целесообразно использовать такие методы, как:
– практический;
– моделирование (конструирование0;
– метод решения логических задач;
– эксперименты и опыты;
– метод вопроса;
– элементарный анализ (синтез, сравнение);
– игровой.
К формам работы по формированию математической грамотности относят: словесный (например, разъяснение типов углов); показ способа действия в сочетании с объяснением (например, измерение отрезка с помощью условной мерки); инструкция для выполнения заданий (например, сравнение чисел, классификация по цвету и форме); словесный прием в ходе практической деятельности.
К приемам работы по формированию математической грамотности относят:
– демонстрация способа выполнения действия в сочетании с объяснением. Данный прием позволяет детям научиться самостоятельно выполнять математические действия, способствующие активизации мышления, восприятия и речи детей;
– инструкция для самостоятельного выполнения детьми упражнения. В младшем возрасте инструкция дается детям перед каждым новым действием;
– пояснение, разъяснение, указание. Дает возможность детям более досконально ознакомиться с новыми действиями, понять их специфику и суть;
– вопросы о полученных знаниях. Способствуют активизации памяти, речи, мышления. Помогают воспитателю увидеть пробелы и «закрыть их»;
– переформулировка ответа. В силу скудности речи младших дошкольников, они не всегда могут верно сформулировать ответ, хотя дают правильный. В этом случае педагогу необходимо использовать прием переформулировки детских ответов;
– сравнение, анализ и синтез. Основой является установление сходства и различия предметов. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, цвету и т. п. Начинается работа со сравнения минимального количества предметов, в дальнейшем это количество увеличивается.
Задачи по формированию предпосылок математической грамотности дошкольников педагог может решать как во время НОД, так и во время проведения режимных моментов и осуществления функций присмотра и ухода за детьми.
Создавая игровые познавательные ситуации, задавая вопросы, пробуждающие творчество и фантазию детей, побуждая детей к обсуждению и исследованию, взрослый руководит познавательной деятельностью ребенка, в результате дети усваивают основные математические понятия и способы решения элементарных математических задач. При этом воспитателю не нужно самому много рассказывать. Как можно больше вопросов и ответов и как можно меньше рассказов – основной принцип работы.
Педагог не должен допускать ошибки в определениях/формулировках/вопросах, связанных с математическими понятиями, адаптируя их под дошкольный возраст. Формулировки:
1.Должны быть научно правильными.
2.Должны содержать указание на ближайшее родовое понятие (д.б.точные понятия)
3.Не должны быть тавтологией (не повторяющие в другой словесной форме ранее сказанное)
4.Должны быть достаточными (д.б.указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия)
5.Не должны быть избыточными ( не д.б.лишних признаков)
Формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач современного образования и рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у человека предполагает наличие у него способности к эффективному участию в жизни общества, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Ответственная миссия в формировании этих качеств и ложится на плечи современных педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоват...
Мастер – класс «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Мастер - класс...
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста...
"Взаимодействие родителей (законных представителей) по формированию предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста"
Материал для педагогов ДОУ....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Формирование предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста через дидактические игры...
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются методы и приемы формирования предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и дома. Описываются эффективные педагогические подход...
«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста»
Презентация для педагогов и родителей "Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста"...