Публикация в журнале "Вестник" статья "Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого усилия детей со сложным дефектом"
статья
Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого
усилия детей со сложным дефектом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevolina_mv_statya_22-23.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Неволина Марина Владимировна
Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого
усилия детей со сложным дефектом
С каждым годом, количество детей со сложным дефектом увеличивается. Как правило для них характерно: слабость побуждений, крайне низкое развитие любознательности, маловыраженные побуждения к осуществлению новых видов деятельности, очень маленький запас жизненных представлений, нарушение речи.
Рассматривая методы работы с детьми со сложным дефектом, арт-терапия является одним из самых действенных способов. Одним из направлении арт-терапии является лепка. Лепка из пластилина – это хорошая возможность развивать у ребенка мелкую моторику рук, творческие способности, формировать мышление.
Пластилинотерапия способствует устранению и уменьшению нервно-психических расстройств, восстановлению и развитию нарушенных функций. Пластилин помогает выплеснуть негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную. Гармонизирует эмоциональное состояние ребенка, способствует развитию моторики, является одним из способов точечного массажа. В процессе манипуляций с пластилином идет естественный массаж биологических активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка.
Формируется общая умелость рук, движение рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное и влияние на развитие физических и психических процессов и на все развитие ребенка в целом. В процессе лепки синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа двух полушарий.
Исходя из этого, мы решили создать условия по формированию приемов лепки через развития инициативы. Инициатива - как целеполагание и волевое усилие может выражаться в стремлении ребенка включиться в процесс различной деятельности («Хочу лепить, рисовать, строить, играть…»)
Цель: развитие мелкой моторики рук детей со сложным дефектом.
Задачи:
- Формировать у детей способы обследования предметов перед лепкой (ощупывание).
- Формировать умение детей раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями.
- Учить детей использовать при лепке различные приемы: вдавливание, сплющивание, прищипывание.
- Учить детей выполнять знакомые лепные поделки по речевой инструкции.
- Учить детей лепить предметы из двух частей, соединяя части между собой (по подражанию, образцу, слову).
- Развивать самоконтроль, волевое усилие.
- Развивать высшие психические функции.
- Привлекать родителей к сотрудничеству в образовательном процессе.
На протяжении первого полугодия с детьми проводилась работа по следующим направлениям:
- Формирование целеполагания, где мы ставили цель вслух, призывая детей к лепке. Сначала мы с воспитанниками начинали работать с пластилиновыми заплатками. Для этого мы использовали специально подготовленные ламинированные овощи: морковку, тыкву, репку. Мы с детьми учились ощупывать пластилин, разметать его в ладошках, от большого куска отщипывать маленький. Когда воспитанники приобрели первоначальные навыки, появились первые успехи у них появилась мотивация к лепке.
- Развитие внутренней мотивации, когда ребенок сам захотел лепить. Когда у детей появилась внутренняя мотивация, мы перешли к другому приёму – вдавливанию. Этот приём мы с воспитанниками выполняли рука в руке, и только после долгих тренировок, ребята стали сами пытаться это выполнять. На первых порах, лепили с воспитанниками со сложным дефектом индивидуально, когда им стала знакома цепочка выполняемых действий, мы стали работать по подгруппам.
- Перевод цели в личностно значимую и актуальную для детей. Отдаленные цели не вызывают у детей со сложным дефектом эмоционального отклика, поэтому мы создавали условия, чтобы цель была значимой для воспитанника. Для этого подключали к занятиям любимых персонажей, игрушек. Добавляя новый для детей прием – скатывание - учились катать пластилин рука в руке. Когда дети запомнили данное движение, вместе с ними стали выполнять веселые колбаски: «Тучка», «Прическа для папы».
Для закрепления приобретённых навыков мы с воспитанниками создали пластилиновую работу под названием «Осенние дерево». Где воспитанники уже с небольшой помощью педагога разминали, вдавливали и скатывали пластилин.
Народная мудрость гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай действовать и я научусь». Вот так маленькими шагами, мы развиваем мелкую моторику рук, с помощью формирования у детей со сложным дефектом целеполагание и волевое усилие.
Библиографический список
- Адамчик М.В Азбука из пластилина : Развитие мелкой моторики, внимание, мышление для дошкольников Энциклопедия-2022
- Колдина Д.Н. Лепка в детском саду 4-5 лет. ФГОС. 2021г
- Сова. Малыш ( обучающая и развивающая литература) Сказочные герои, познавательная литература для детей 2022г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция эмоционально – волевой сферы у детей со сложными дефектами средствами игровой терапии.
...
Методическая разработка: «Совместный с родителями образовательный маршрут музыкально-эстетического развития детей с ДЦП и ОПД и детей со сложными дефектами».
оказание консультативной помощи и психологической поддержки родителям воспитанников, обучение их конструктивному взаимодействию со своим ребенком, умению преодолевать жизненные трудности....
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...
Самоанализ «Культурно-гигиенические навыки у детей со сложным дефектом как средство социализации»
На момент поступления в группу СД, дети были беспомощны в самообслуживании. В некоторой степени это связано с интеллектуальными нарушениями, физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но в...
Детско-родительский проект: «Пластилинография, как средство развития целеполагания и волевого усилия детей со сложными дефектами»
Лепка из пластилина – это хорошая возможность развивать у ребенка мелкую моторику рук, творческие способности, формировать мышление, а также формирование целеполагание и волевого усилия....
Презентация «Пластилинография, как средство развития целеполагания и волевого усилия детей со сложными дефектами»
Рассматривая методы работы с детьми с сложными дефектами, арт-терапия является одним из самых действенных способов. Одним из направлении арт-терапии является лепка. Лепка из пластилина – э...