Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Маркушева Юлия Владимировна

Родительское собрание с элементами тренинга

«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья в детском коллективе»

Цель: формирование у педагогов и родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, обучающихся в ДОУ.

Задачи:
- познакомить родителей с понятием «толерантность»;

- учить признавать право любого человека быть «другим»;

- создавать условия для толерантного воспитания детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, через просвещение родителей (законных представителей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_s_elementami_treninga.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание с элементами тренинга

«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья в детском коллективе»

Цель: формирование у педагогов и родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, обучающихся в ДОУ.

Задачи:
- познакомить родителей с понятием «толерантность»;

- учить признавать право любого человека быть «другим»;

- создавать условия для толерантного воспитания детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, через просвещение родителей (законных представителей).

Планируемый результат: восприятие  «особых» детей, детей с ОВЗ,  как обычных членов общества; изменить свое отношение и отношение своих детей  к детям  данной категории на «толерантное».

Участники собрания: педагог-психолог, воспитатель, родители.

Оборудование: перчатки, темные очки, чистые листы бумаги  формата А4, цветные самоклеящиеся кружки (например, на группу в 16 человек понадобится 4 голубых, 4 красных, 4 желтых, 3 зеленых и один коричневый кружок), заготовка «дерево толерантности», буклеты.

Ход собрания

1.Вступительное слово

Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня на нашем собрании мы хотим затронуть очень важную и актуальную для всех нас тему и надеемся, что ни один из вас не останется равнодушным. Тема нашей встречи «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе»

2.Основная часть

  1. Упражнение «Бумажный человечек»

Педагог-психолог: Возьмите чистый лист бумаги и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек. 

Обсуждение

Педагог-психолог: Одинаковые ли получились человечки? Те, кто выполнял это задание в перчатках, в черных очках, расскажите, с какими трудностями вы столкнулись, как чувствовали себя во время выполнения данного здания?

Вывод: То же самое чувствуют дети, которые отличаются от своих сверстников ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в определенных условиях обучения, определенном подходе.

Педагог-психолог читает стихотворение, цитаты известных людей.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье.

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить.

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
(Антуан де Сент-Экзюпери)

«Терпением мы можем добиться больше, чем силой» (Э. Берн)

«Каждая нетерпимость есть знак слабости» (Н. Рерих)

Общепризнанно, что человечеству сегодня не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного  отношения друг к другу. 

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.

Толерантность– это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.

Толерантность  - это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды.

Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагога. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников.

  1. Упражнение «Мятый человечек» (авторское упр.)

Педагог-психолог передает бумажного человечка одному из родителей. Каждый из участников сминает человечка, обзывает его одним словом и передает его другому участнику. После того, как человечек вернулся обратно ведущему, он разворачивает его, разглаживает и показывает участникам.

Обсуждение.

Вопрос:  Как изменился человечек? Столько ярлыков на него было навешано, столько неприятных слов в его адрес. Если мы разгладим его и будем говорить наоборот приятные слова, сможет ли он опять стать прежним?

  1. Упражнение «Дверь» (авторское упр.)

Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю одному из вас стать участниками следующего упражнения под названием «Дверь».

Одному из родителей предлагается сначала выйти, а затем войти в группу. Первый раз, когда родитель входит в помещение, дверь перед ним широко открыта. Второй раз  - дверь открыта наполовину, третий – узкий проем.

Обсуждение.

Участника спрашивают, удобно ли ему было войти в помещение при широко распахнутой двери, затем  - при прикрытой наполовину,  и -  как он себя чувствовал, проходя через узкое пространство.

Педагог-психолог: Делаем вывод, есть дети, у которых все благополучно, они не испытывают больших трудностей, им все дается легко, без усилий; есть те, у которых бывают небольшие трудности, но при правильно организованной среде, подходе, он сможет достичь успеха; бывают дети, которые испытывают большие трудности, ограничения, им требуются специальные условия обучения и воспитания (это дети с ОВЗ).

  1. Упражнение «Кружок на лбу»

Педагог-психолог приклеивает по кружку на лоб каждому родителю (при этом они не должны знать, какого цвета кружок у них на лбу).

Затем он говорит родителям, чтобы те, у кого кружки одинакового цвета, объединились в группы. При этом никто не должен ничего говорить, т.е. участники не могут обмениваться словами.

Обсуждение.

Педагог-психолог: Что вы ощутили, когда встретили первое лицо, имеющее кружок того же цвета, что и у вас?

– Что почувствовал человек, у которого оказался единственный кружок коричневого цвета?

Вывод: К сожалению, довольно часто у детей с ограниченными возможностями затруднено общение со сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают, не включают в игру.

  1. Игра «Кто более ловкий и быстрый»

Для данного упражнения приглашаются трое родителей. Педагог-психолог стоящим рядом двум родителям связывает ноги шарфом. По сигналу ведущего «сиамские близнецы» (двое родителей, у которых связаны ноги) и третий родитель (который с ними соревнуется) начинают быстро передвигаться к финишу.

Обращается внимание участников на то, что «сиамские близнецы» двигались гораздо медленнее и не смогли прийти к финишу первыми, в отличие от родителя, у которого ноги не были связаны.

Обсуждение.

Вопрос к родителям («сиамским близнецам»): «Удобно ли было перемещаться? Что помешало прийти к финишу первыми?»

Вывод: То же самое происходит с детьми, здоровье которых не позволяет им быть такими же успешными, быстрыми и ловкими, в отличие от сверстников.

  1. Рекомендации по развитию толерантности у детей

Педагог-психолог: Чтобы воспитывать детей в духе толерантности, нужно формировать у ребенка систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне её. Дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

Как же воспитать в ребенке толерантность? Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим, не будет осуждать других, искать внешние отличия.

Я рекомендую совместный просмотр с детьми мультфильмов по теме нашей встречи, и обязательное последующее обсуждение 

Мультфильмы:  

    Видеоклип «Кукутики»   - «Что такое доброта»

И помните, воспитание толерантности у ребенка нужно начинать с себя!

Педагог-психолог раздает родителям буклеты с рекомендациями по развитию толерантности.

  1. Творческая работа  «Дерево толерантности»

Педагог-психолог: Завершить нашу сегодняшнюю встречу я предлагаю творческой работой под названием «Дерево толерантности».

Родители на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, какими качествами должны обладать взрослые и дети в детском саду, чтобы ДОУ стало «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев.

Педагог-психолог (вместе с родителями рассматривая «Дерево толерантности»): Делаем вывод, что здесь написаны все те качества, которыми должен обладать толерантный человек.

  1. Прощание

Педагог-психолог: Хотелось бы, чтобы в нашем детском саду, в ваших семьях  всегда царили любовь, прощение, терпение, а также доброта, уважение, взаимопонимание. Ведь любовь, прощение, терпение, доброта, уважение и взаимопонимание это и есть толерантность. 

                                                    Спасибо всем за активную работу!

Список литературы:

Электронные ресурсы:

  1. https://infourok.ru/proektnaya-rabota-na-temu-tolerantnoe-otnoshenie-s-detmi-s-ovz-2187328.html
  2. https://multiurok.ru/files/seminar-trening-tolerantnost-vazhnoe-uslovie-effek.html
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/07/11/mini-trening-dlya-pedagogov-k-chemu-privodit-kritika-i-samokritika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»

   Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...

«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...

Родительское собрание на тему: «Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья».

Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова). ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...