«Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Ливадняя Ирина Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

 

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе

 не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

        За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.            Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

     Во-первых, это   отношение родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников.

     Во-вторых, среди учителей,  может проявляться настороженное отношение к таким детям.

    Исходя из вышесказанного, мы более полно рассмотрим два вида сотрудничества по формированию и воспитанию толерантности в ходе учебного процесса.

 

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности


       Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
       Общей для педагогов и для родителей является проблема толерантности. Семья во многом может помочь детскому саду. Однако очень часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все. 

     В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры  общения. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

       Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

  • выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • опору на положительные стороны родителей и детей;
  • доверие к ребенку и родителям;
  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
  • заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
  • создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

        Одна из задач педагогов - это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:

  • изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;
  • выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;
  • организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;
  • пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;
  • создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.
Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается.    Знакомство с семьей воспитанника педагог может проводить в различных формах, может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями воспитанника.

В ДОУ может быть проведен конкурс сочинений для родителей «Мой ребенок».    Участие родителей в этом конкурсе свидетельствует о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений покажет, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо.

 Для детей  можно предложить сделать рисунки на тему «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».
Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях.
Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в детях, - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.
    Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей;
  • выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения родителей.

Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию толерантности у детей может включать следующие вопросы:

  • сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления;

виды толерантности;

  • факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;
  • взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;
  • методы воспитания толерантности у детей;
  • пример родителей в воспитании толерантности у детей;
  • особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста.

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

  • Роль общения в жизни ребенка.
  • Причины возникновения конфликтов у детей.
  • Как учить детей общаться?
  • Как научить ребенка понимать других людей?
  • Воспитание у детей чуткости и внимательности.
  • Этика семейного общения у детей.
  • Воспитание терпимого отношения к людям.

Примерные вопросы, для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):

  • Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
  • Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?
  • Нужно ли быть самим собой?
  • Нужно ли властвовать собой?
  • Возможно, ли жить без конфликтов?
  1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
  • организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
  • творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
  • организация выставок результатов труда родителей.

2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:

  • знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
  • пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.

3. Организация совместной деятельности родителей и детей:

  • организация семейных конкурсов в ДОУ – «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;
  • представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);
  • проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.);
  • выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);

4. Проведение «Праздника семьи».

5. Создание совместных объединений по интересам, клубного типа.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

Технологии достижения успеха педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:

  • В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
  • Каждый ребенок является уникальной личностью;
  • Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;
  • Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;
  • Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.

        В преодолении трудностей, связанных с особенностями работы с нетипичными детьми, педагогам поможет выполнение некоторых рекомендаций.  При этом немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, которая выражается в следующем:

  • психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но вам под силу их преодолеть;
  • не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины;
  • верить в себя и в своих воспитанников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ученику, готовым менять что-то в себе.

Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Литература:

  1. http://inclusive-edu.ru/
  2. http://muko.edusite.ru/p131aa1.html
  3. http://www.razvitkor.ru/information/materiali/111-psihtech
  4. http://festival.1september.ru/articles/580261/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»

   Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...

«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

laquo;Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери...

Родительское собрание на тему: «Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья».

Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова). ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...