Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Левина Мария Игоревна

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Задачи:

- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,

- формирование чувств сопереживания, уважения к «особенным» детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_tolerantnosti.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста

по формированию толерантного отношения к детям

с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила:

Учитель-логопед

Левина Мария Игоревна

МК ДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Задачи:

- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,

- формирование чувств сопереживания, уважения к «особенным» детям.

Ход занятия:

Приветствие «Здравствуй, друг!» (Дети делятся на пары повторяют за воспитателем):

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за уши)

Я скучал! (рука прикладывает к области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в стороны)

Хорошо! (обнимаю друг друга)

Вы когда-нибудь задумывались, почему люди при встрече говорят друг другу «здравствуйте»? (Ответы детей)

Вслушайтесь в это слово (произносит по слогам) «здрав-ствуй-те». Оно означает, что вы желаете человеку здоровья, ведь здоровье, это самое ценное в нашей жизни.

В жизни бывает так, что люди по разным причинам не здоровы: кто-то не может ходить, кто – то плохо видит, слышит.

Воспитатель показывает детям карточки с изображением детей (на коляске, с костылями, в очках, со слуховым аппаратом).

Кого вы видите на этих картинках? Как можно всех назвать, одним словом? (Ответы детей) 

Да, это дети. Чем все дети похожи?

(Ответы детей: имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки и т.д.)

Людей (детей), которые плохо видят, слышат, плохо ходят или не имеют возможность ходить называют «люди с ограниченными возможностями здоровья» это «особенные люди (дети)».

Я хочу вам рассказать сказку О.В. Хухлаевой «Про ёжика Витю». Это сказка про особенного ёжика.

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

- Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты?- говорила Вите лиса.

- Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,- бурчал медведь.

- Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,- пищал зайка.

-У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте - и те поют лучше тебя,- курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. "Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?"- плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. "Охотник такой большой, а я та кой маленький",- подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

- Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, - сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.

Ведь настоящий друг - это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг - это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.»

1. Кто из героев вам понравился? Почему?
2. Кто вёл себя недружелюбно?
3. Как бы вы повели себя с ёжиком?
4. Стал ли ёжик в конце сказки счастливым?
5. Как вы считаешь, кто настоящий друг?
6. Дружба, это хорошо?

Мы с вами тоже разные. Как ёжик и лиса из сказки.

Давайте сейчас узнаем, чем мы с вами похожи и чем отличаемся.

Игра «Отличие».

  • Встаньте те, у кого темные волосы.
  • Покивайте головой те, кто мальчики.
  • Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глаза.
  • Встаньте все те, кто умеет читать.
  • Любит кататься на каруселях.
  • Любит смотреть мультики.
  • Любит мороженое.
  • Любит играть.
  • Мечтает полететь в космос.
  • Любит животных.
  • Любит вкусно поесть.
  • Любит танцевать. 
  • Потопайте ногами, кому исполнилось пять (шесть) лет.

У каждого из нас есть свои особенности, и мы должны уважать друг друга. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Доброе и заботливое отношение друг к другу называется – ТОЛЕРАНТНОСТЬ!

Толерантность – это уважение к другим, умение принимать людей такими какими они есть, помогать им, заботиться о них.

Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем помогать, тем кто нуждается в нашей помощи.

16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности.

Добрые дела и слова лечат, а злые дела и слова ранят. Помогите мне подобрать нужные, добрые слова. 

Игра с мячом «Замени добрыми словами». 

Злой – добрый

Грубый – ласковый

Грустный – веселый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Трусливый – смелый, храбрый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Сломать – починить и т.д.

Доброта живет в наших сердцах, наших словах, наших делах и поступках!

Оформление плаката «Мы разные и мы вместе»

У каждого из нас есть свои особенности, и мы должны уважать друг друга. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.

Посмотрите, на плакате есть изображение нашей планеты Земли.

Ребята, давайте разукрасим с вами наши фигуры и украсим нашу планету. Хоть мы все и разные, но мы все вместе.

Рефлексия:

Какое важное слово вы сегодня узнали?

Чем вы можете помощь «людям с ограниченными особенностями здоровья»?

Как мы должны относиться к людям окружающим нас?

Как научиться доброте?

Ответ простой – она везде:

В улыбке чьей-то и в рассвете,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы,

Их надо замечать учиться.

И в сердце собирать своем,

Тогда не будет злобы в нем.

Ребята, спасибо вам за занятие.

Никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова «особенным людям (детям)» и совершать хорошие поступки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Стремление к деятельности  - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...

ПРАЗДНИК «Помним... Гордимся!!! » в детском доме для детей 3-4 года обучения (6-8 лет) с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых детей). Сценарий.

Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературно-музыкального  мероприятия, посвященного семидесятилетию Великой Победы, которое стало итогом проекта "Мы помним, мы гордимся!".  Данное меропри...

Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие,...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возрастаП

Память - один из важнейших психологических прцессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир....

Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ- технологии ТРИЗ-техноло

laquo;Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...