Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Задачи:
- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,
- формирование чувств сопереживания, уважения к «особенным» детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста
по формированию толерантного отношения к детям
с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовила:
Учитель-логопед
Левина Мария Игоревна
МК ДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Задачи:
- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,
- формирование чувств сопереживания, уважения к «особенным» детям.
Ход занятия:
Приветствие «Здравствуй, друг!» (Дети делятся на пары повторяют за воспитателем):
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за уши)
Я скучал! (рука прикладывает к области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимаю друг друга)
Вы когда-нибудь задумывались, почему люди при встрече говорят друг другу «здравствуйте»? (Ответы детей)
Вслушайтесь в это слово (произносит по слогам) «здрав-ствуй-те». Оно означает, что вы желаете человеку здоровья, ведь здоровье, это самое ценное в нашей жизни.
В жизни бывает так, что люди по разным причинам не здоровы: кто-то не может ходить, кто – то плохо видит, слышит.
Воспитатель показывает детям карточки с изображением детей (на коляске, с костылями, в очках, со слуховым аппаратом).
Кого вы видите на этих картинках? Как можно всех назвать, одним словом? (Ответы детей)
Да, это дети. Чем все дети похожи?
(Ответы детей: имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки и т.д.)
Людей (детей), которые плохо видят, слышат, плохо ходят или не имеют возможность ходить называют «люди с ограниченными возможностями здоровья» это «особенные люди (дети)».
Я хочу вам рассказать сказку О.В. Хухлаевой «Про ёжика Витю». Это сказка про особенного ёжика.
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
- Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты?- говорила Вите лиса.
- Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,- бурчал медведь.
- Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,- пищал зайка.
-У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте - и те поют лучше тебя,- курлыкал ему прямо в ухо соловей.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. "Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?"- плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.
Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. "Охотник такой большой, а я та кой маленький",- подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
- Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, - сказала лиса.
С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.
Ведь настоящий друг - это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг - это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.»
1. Кто из героев вам понравился? Почему?
2. Кто вёл себя недружелюбно?
3. Как бы вы повели себя с ёжиком?
4. Стал ли ёжик в конце сказки счастливым?
5. Как вы считаешь, кто настоящий друг?
6. Дружба, это хорошо?
Мы с вами тоже разные. Как ёжик и лиса из сказки.
Давайте сейчас узнаем, чем мы с вами похожи и чем отличаемся.
Игра «Отличие».
- Встаньте те, у кого темные волосы.
- Покивайте головой те, кто мальчики.
- Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глаза.
- Встаньте все те, кто умеет читать.
- Любит кататься на каруселях.
- Любит смотреть мультики.
- Любит мороженое.
- Любит играть.
- Мечтает полететь в космос.
- Любит животных.
- Любит вкусно поесть.
- Любит танцевать.
- Потопайте ногами, кому исполнилось пять (шесть) лет.
У каждого из нас есть свои особенности, и мы должны уважать друг друга. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Доброе и заботливое отношение друг к другу называется – ТОЛЕРАНТНОСТЬ!
Толерантность – это уважение к другим, умение принимать людей такими какими они есть, помогать им, заботиться о них.
Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем помогать, тем кто нуждается в нашей помощи.
16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности.
Добрые дела и слова лечат, а злые дела и слова ранят. Помогите мне подобрать нужные, добрые слова.
Игра с мячом «Замени добрыми словами».
Злой – добрый
Грубый – ласковый
Грустный – веселый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Трусливый – смелый, храбрый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Сломать – починить и т.д.
Доброта живет в наших сердцах, наших словах, наших делах и поступках!
Оформление плаката «Мы разные и мы вместе»
У каждого из нас есть свои особенности, и мы должны уважать друг друга. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.
Посмотрите, на плакате есть изображение нашей планеты Земли.
Ребята, давайте разукрасим с вами наши фигуры и украсим нашу планету. Хоть мы все и разные, но мы все вместе.
Рефлексия:
Какое важное слово вы сегодня узнали?
Чем вы можете помощь «людям с ограниченными особенностями здоровья»?
Как мы должны относиться к людям окружающим нас?
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке чьей-то и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться.
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
Ребята, спасибо вам за занятие.
Никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова «особенным людям (детям)» и совершать хорошие поступки!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/11/20/scale_1200_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/11/20/gec0223915_corel2248.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/11/20/forearm-582xl_05.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/11/20/bez-nazvaniya.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/11/20/03703567.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/11/20/1674647329_gas-kvas-com-p-kukla-konturnii-risunok-22.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/11/20/1614546465_35-p-zemlya-na-belom-fone-38.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-215509-1362311934.jpg)
«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Стремление к деятельности - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-476055-1409746283.jpg)
ПРАЗДНИК «Помним... Гордимся!!! » в детском доме для детей 3-4 года обучения (6-8 лет) с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых детей). Сценарий.
Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного семидесятилетию Великой Победы, которое стало итогом проекта "Мы помним, мы гордимся!". Данное меропри...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-242207-1515603521.jpg)
Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие,...
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/11/picture-878560-1583940654.jpg)
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"
Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-681276-1444150837.jpg)
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возрастаП
Память - один из важнейших психологических прцессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-1267114-1599568641.jpg)
Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ- технологии ТРИЗ-техноло
laquo;Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...
- Мне нравится (1)