Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
статья

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Раскрываются педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантности у старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Представлен тренинг с детьми для формирования толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-логопед МБДОУ № 177 – Герман Ю. А.

Ключевые слова: толерантность, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – логопаты, педагогические условия, тренинг толерантности.

Аннотация

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Раскрываются педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантности у старших дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Представлен тренинг с детьми для формирования толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности.

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

 Особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности между детьми с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающимися сверстниками.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
     Мировая практика интеграции показывает, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте. Здоровые дети принимают детей с ограниченными возможностями здоровья как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации взаимоотношений детей
.

Работу по формированию толерантности  с детьми необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса. Но мы остановимся на аспекте воспитания толерантности у воспитанников, детей – логопатов, группы компенсирующей направленности.

Проблема толерантности очень важна в отношении детей, имеющих речевые нарушения. Здесь толерантность понимается именно как терпимость к детям с речевым дефектом.

Проблемы речевого развития детей выступают как фактор, снижающий возможности их социального общения. В нашем детском саду очень много детей имеющих тяжелые нарушения речи, в основном это дети с общим недоразвитием речи II-III уровня звукопроизношения. Эти дети почти не отличаются по своему личностному развитию от детей с нормой речью, кроме отношения к своему речевому дефекту.  Здесь дети делятся на 2 группы:

  1. болезненно
  2. безболезненно относящиеся к своему нарушению.

Причиной болезненного отношения может быть: сравнение своей речи с речью других детей, насмешки других детей, укоры родителей и близких родственников.

Причиной безболезненного отношения может быть: неосознание собственного дефекта, отсутствие внимание родителей, либо попустительское отношение со стороны родителей. Это возможно связано с тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает, либо родители считают, что речь – это не главное в жизни, и будущее детей не связано с активной речевой деятельностью.

Очень важно, на наш взгляд, создавать педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантности у старших дошкольников к детям - логопатам:

•         целенаправленное создание педагогических ситуаций, знакомящих детей с образцами толерантного поведения и способствующие закреплению этих образцов в деятельности;

•         создание в детском саду установки на толерантное взаимоотношения всех детей, независимо от уровня развития на основе принципа безусловной ценности и значимости каждого ребенка;

•         включение в содержание обучения и воспитания задач способствующих формированию личностных характеристик как интегрального качества личности;

•         мониторинг уровня социально адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников, а также интегрировать деятельность всех педагогов, занимающихся с детьми.

Хорошие результаты по воспитанию уважения и понимания к другим людям, даёт специальный тренинг толерантности. Его цель - формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности. В тренинге используются следующие упражнения:

1. Упражнение «Комплименты»

Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное– комплимент.  

2. Упражнение «Превращения»

Задание. Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения.    

  Если бы я был книгой, то я был бы ...

-  Если бы я был едой, то я был бы …  

- Если бы я был животным, то я был бы …

-  Если бы я был растением, то я был бы …

3. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

Задание.  Расскажите о каких-то трех признаках, которые отличают вашего друга от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения, а остальные члены группы будут отгадывать, кто это.

4. Упражнение «Правда или ложь»

Задание. Придумайте три предложения или фразы, относящиеся лично к вам. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет. Задача остальных – определить, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет.

5. Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»

Задание. Выберите среди участников группы человека, который по вашему мнению похож на какого-нибудь персонажа из кинофильма, мультфильма, сказки (преподаватель обращается к кому-нибудь из группы) и бросьте ему мяч. При этом скажите, кого именно напоминает вам данный участник (Например, Аня, мне кажется, что ты похожа на русалочку). Участник, который поймал мяч, бросает его другому, называя персонаж, который напоминает ему этот человек. Запомните от кого вы получили мяч и как вас назвали. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно слов (Например, Витя, ты сказал, что я похож на Чебурашку, а на самом деле я чувствую себя крокодилом Геной).

6. Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

7. Упражнение «Построиться по росту»

Задание. Закройте глаза и постройтесь по росту (вариант: постройтесь в круг)

Совместное пребывание и деятельность в одной группе с  детьми здоровыми и с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств воспитанников, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Для старших дошкольников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. В эти моменты необходимо предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них деятельности.

Мы считаем, что терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья — показатель здоровья общества. Само общество тем полноценнее, чем шире оно предоставляет возможности для самореализации любому его члену. Так что забота об особых детях строит лучший мир вокруг нас самих.

Список литературы:

1. Декларация принципов толерантности. − М.: Наука, 1999.

2. Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред. В.С. Рахманинова. – Воронеж, 2002.

3. Конвенция о правах ребенка. − М.: Педагогика, 1997.

4. Майтес Д. Социальная психология/Д. Майтес. − СПб, 1997.

5. Осипова А.А. Воспитание толерантности/А.А. Осипова. − М., 1999.

6. Психология: Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. − М., 1990.

7. Ребер А. Большой Толковый психологический словарь. Т. 2. − М., 2000.

8. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования // Ярославский педагогический вестник, 2003. − № 3. − С. 65-72.

9. Щеколдина С. Д.. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»

Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....

Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет

Доклад "Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет"...

Дети с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарат...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...