"Лаборатория грамотности"
консультация

Урусова Мадина Юрьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_gramotnosti.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Лаборатория грамотности»

Подготовила:

 Воспитатель

Урусова М.Ю.

2022

Актуальность:

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного

образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является

слушателем читаемого ему.

Цель: Формирование предпосылок читательской грамотности старших

дошкольников через практику «Лаборатория грамотности» на базе нового инфраструктурного решения ДОУ.

Задачи:

1 Создать новое инфраструктурное решение, обеспечивающее  реализацию практики «Лаборатория грамотности».

2 Способствовать становлению коммуникативной компетентности ребенка (создавать условия для понимания и использования детьми речи как средства коммуникации).

3 Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, любознательность, воображение, навыки  коммуникации.

4 Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию текстов различных жанров, формировать интерес к чтению.

5 Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте, способствовать мотивации к буквенному фиксированию текста.

Описание практики:

Для реализации практики «Лаборатория грамотности» создан новый средовой элемент ДОУ:

 уголок «Лаборатория грамотности»

Деятельность в Лаборатории грамотности организуется с воспитанниками старшего возраста.

Привлекаемые для образовательной деятельности материально-технические ресурсы

Уголок «Лаборатория грамотности»:

• Разнообразные дидактические игры по обучению грамоте;

• Демонстрационные плакаты, кассы букв; буквы – на кубиках наборных досках; буквы и слова (для формирования целостного образа слова, копирования и развития навыков «предчтения»), вырезанные из журналов, газет; буквы из различных материалов; буквенные трафареты, шифровки, паззлы, вкладыши;

• Буквари разных авторов, книжки с окошками, виммельбухи;

• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Кафе»);

• Дидактическое пособие для составления синквейна; дидиактические пособия «Посели звук», «Телевизор». Формы работы в Лаборатории грамотности

Технология «виммельбух» (книги большого формата, насыщенные детальными рисунками, множеством предметов и героев)

Выводы:

Реализуя данную практику, мы наблюдаем следующие эффекты: В аспекте формирования образовательных результатов создано новое ИР, позволившее организовать разнообразную деятельность с детьми, направленную на формирование предпосылок читательской грамотности. В аспекте улучшения условий образовательной деятельности. Лаборатория грамотности оснащена различным оборудованием постановлению предпосылок грамотности в гораздо большей степени, нежели групповой центр развития речи. Сама обстановка здесь

располагает к чтению, изготовлению книг, копированию слов и пр.

В аспекте эффективности деятельности педагогов:

● педагоги реализуют инновационные технологии (дидактический синквейн, технология «виммельбух», буктрейлер), обеспечивая тем самым непрерывный процесс образования;

● педагоги овладели современными способами проектирования;

● получили дополнительную площадку для проведения клубных часов для той группы детей, которые проявляют интерес, высказывают готовность и делают попытки в освоении письма или чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация содержательного компонента образовательной программы в проектно-событийном формате на примере методики «Лаборатория грамотности»

Описание образовательной практики  «Лаборатория грамотности»,  в основу которой положены методические рекомендации Л. Свирской (автора образовательной программы «Вдохновени...

«Лаборатория грамотного родителя»

Зырянова Анастасия Викторовна, воспитатель детей дошкольного возраста,МБДОУ № 8, г. Канск, Красноярский край«Лаборатория грамотного родителя»    Цель: Расширение родительско...

Выступление " Презентация опыта работы по лаборатории грамотности "Вдохновение"

Развитие предпосылок грамотности начинается в самом раннем детстве. Занимая ребенка в течение дня, взрослые называют предметы, читают и рассматривают книги вместе с ним, общаются, предъявляя ребенку ...

Презентация из опыта работы "Лаборатория грамотности" по программе "Вдохновение"

Презентация из опыта работы "Лаборатория грамотности" по программе "Вдохновение"...

Доклад "Лаборатория грамотности"

Основы грамотности: стратегии работы в современном детском саду....

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...