"Лаборатория грамотности"
консультация
Предварительный просмотр:
«Лаборатория грамотности»
Подготовила:
Воспитатель
Урусова М.Ю.
2022
Актуальность:
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного
образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является
слушателем читаемого ему.
Цель: Формирование предпосылок читательской грамотности старших
дошкольников через практику «Лаборатория грамотности» на базе нового инфраструктурного решения ДОУ.
Задачи:
1 Создать новое инфраструктурное решение, обеспечивающее реализацию практики «Лаборатория грамотности».
2 Способствовать становлению коммуникативной компетентности ребенка (создавать условия для понимания и использования детьми речи как средства коммуникации).
3 Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, любознательность, воображение, навыки коммуникации.
4 Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию текстов различных жанров, формировать интерес к чтению.
5 Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте, способствовать мотивации к буквенному фиксированию текста.
Описание практики:
Для реализации практики «Лаборатория грамотности» создан новый средовой элемент ДОУ:
♣ уголок «Лаборатория грамотности»
Деятельность в Лаборатории грамотности организуется с воспитанниками старшего возраста.
Привлекаемые для образовательной деятельности материально-технические ресурсы
Уголок «Лаборатория грамотности»:
• Разнообразные дидактические игры по обучению грамоте;
• Демонстрационные плакаты, кассы букв; буквы – на кубиках наборных досках; буквы и слова (для формирования целостного образа слова, копирования и развития навыков «предчтения»), вырезанные из журналов, газет; буквы из различных материалов; буквенные трафареты, шифровки, паззлы, вкладыши;
• Буквари разных авторов, книжки с окошками, виммельбухи;
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Кафе»);
• Дидактическое пособие для составления синквейна; дидиактические пособия «Посели звук», «Телевизор». Формы работы в Лаборатории грамотности
Технология «виммельбух» (книги большого формата, насыщенные детальными рисунками, множеством предметов и героев)
Выводы:
Реализуя данную практику, мы наблюдаем следующие эффекты: В аспекте формирования образовательных результатов создано новое ИР, позволившее организовать разнообразную деятельность с детьми, направленную на формирование предпосылок читательской грамотности. В аспекте улучшения условий образовательной деятельности. Лаборатория грамотности оснащена различным оборудованием постановлению предпосылок грамотности в гораздо большей степени, нежели групповой центр развития речи. Сама обстановка здесь
располагает к чтению, изготовлению книг, копированию слов и пр.
В аспекте эффективности деятельности педагогов:
● педагоги реализуют инновационные технологии (дидактический синквейн, технология «виммельбух», буктрейлер), обеспечивая тем самым непрерывный процесс образования;
● педагоги овладели современными способами проектирования;
● получили дополнительную площадку для проведения клубных часов для той группы детей, которые проявляют интерес, высказывают готовность и делают попытки в освоении письма или чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация содержательного компонента образовательной программы в проектно-событийном формате на примере методики «Лаборатория грамотности»
Описание образовательной практики «Лаборатория грамотности», в основу которой положены методические рекомендации Л. Свирской (автора образовательной программы «Вдохновени...
«Лаборатория грамотного родителя»
Зырянова Анастасия Викторовна, воспитатель детей дошкольного возраста,МБДОУ № 8, г. Канск, Красноярский край«Лаборатория грамотного родителя» Цель: Расширение родительско...
Выступление " Презентация опыта работы по лаборатории грамотности "Вдохновение"
Развитие предпосылок грамотности начинается в самом раннем детстве. Занимая ребенка в течение дня, взрослые называют предметы, читают и рассматривают книги вместе с ним, общаются, предъявляя ребенку ...
Презентация из опыта работы "Лаборатория грамотности" по программе "Вдохновение"
Презентация из опыта работы "Лаборатория грамотности" по программе "Вдохновение"...
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
Доклад "Лаборатория грамотности"
Основы грамотности: стратегии работы в современном детском саду....
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...