Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
видеоурок (подготовительная группа)
Выступление на семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_chitatelskoy_gramotnosti_starshih_doshkolnikov_cherez_praktiku.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок
читательской грамотности
старших дошкольников через практику
«Лаборатория грамотности»
Подготовила:
Воспитатель
Урусова М.Ю.
2022
Актуальность:
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
Цель: формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности» на базе нового инфраструктурного решения ДОУ.
Задачи:
1. Создать новое инфраструктурное решение, обеспечивающее реализацию практики «Лаборатория грамотности».
2. Способствовать становлению коммуникативной компетентности ребенка (создавать условия для понимания и использования детьми речи как средства коммуникации).
3. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, любознательность, воображение, навыки коммуникации.
4. Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию текстов различных жанров, формировать интерес к чтению.
5. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте, способствовать мотивации к буквенному фиксированию текста.
Описание практики:
Для реализации практики «Лаборатория грамотности» создан новый средовой элемент ДОУ, который находится в группе включает в себя
♣ уголок «Лаборатория грамотности»
Деятельность в Лаборатории грамотности организуется с воспитанниками старшего возраста.
Привлекаемые для образовательной деятельности материально-технические ресурсы
Уголок «Лаборатория грамотности»:
• Разнообразные дидактические игры по обучению грамоте;
• Демонстрационные плакаты, кассы букв; буквы – на кубиках наборных досках; буквы и слова (для формирования целостного образа слова, копирования и развития навыков «предчтения»), вырезанные из журналов, газет; буквы из различных материалов; буквенные трафареты, шифровки, паззлы, вкладыши;
• Буквари разных авторов, книжки с окошками, виммельбухи;
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Кафе»);
• Дидактическое пособие для составления синквейна; дидиактические пособия «Посели звук», «Телевизор».
Выводы: Реализуя данную практику, мы наблюдаем следующие эффекты: В аспекте формирования образовательных результатов создано новое ИР, позволившее организовать разнообразную деятельность с детьми, направленную на формирование предпосылок читательской грамотности. В аспекте улучшения условий образовательной деятельности Лаборатория грамотности оснащена различным оборудованием по становлению предпосылок грамотности в гораздо большей степени, нежели групповой центр развития речи. Сама обстановка здесь располагает к чтению, изготовлению книг, копированию слов и пр. В аспекте эффективности деятельности педагогов: ● педагоги реализуют инновационные технологии (дидактический синквейн, технология «виммельбух», буктрейлер), обеспечивая тем самым непрерывный процесс образования; ● педагоги овладели современными способами проектирования; ● получили дополнительную площадку для проведения клубных часов для той группы детей, которые проявляют интерес, высказывают готовность и делают попытки в освоении письма или чтения. Результаты: При организации разнообразной деятельности в Лаборатории грамотности дети: - овладевают навыками грамотности в свойственном им темпе с высокой степенью осознанности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, способны выбирать себе род занятий и партнеров по совместной деятельности; - активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в совместных делах, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам; - способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Проявляют любознательность, пытаются самостоятельно наблюдать, экспериментировать, делать выводы; - проявляют творческую активность и самостоятельность в художественных видах деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...
Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ
Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...
формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»
Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...
Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...
Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...
Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
Занятие по развитию речи в младшей группе «Волшебный сундучок»...