Доклад "Лаборатория грамотности"
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Основы грамотности: стратегии работы в современном детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_laboratoriya_gramotnosti.docx | 26.36 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu_laboratoriya_gramotnosti.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Светлячок»
Доклад «Лаборатория грамотности»
Подготовили: воспитатель: Смагина В.Н., учитель-логопед: Торговцева И.В.
П. Малое Луговое 2023г.
Слайд 2. Предпосылки грамотности – понятие, употребляемое в собирательном смысле, в качестве обозначения всей совокупности детского речевого опыта, способностей, знаний, умений, связанных с языковой, книжной культурой.
Детский сад – уникальное место, где речь детей развивается особенно интенсивно, и качество этого развития напрямую зависит от педагога и от той среды, которую он создает каждый день. Остается вопрос – как создать эту благоприятную среду для развития речи и интереса к письменности, заложить основы грамотности? Очевидно, что единственный органичный способ – внести знание в детское жизненное пространство, в игру.
Слайд 3. В теории и практике дошкольного образования применяются несколько профессиональных стратегий, направленных на освоение детьми основ грамотности. Различия в них видны уже в самом обозначении этой деятельности: «Обучение основам грамотности» (или «обучение грамоте») и – «Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности».
Первая стратегия предполагает прямое обучение старших дошкольников письму и чтению по школьному типу и реализуется с наименьшим учетом их психофизиологических особенностей. Этот тип работы оказывается не очень результативным.
Вторая стратегия – «Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности» может быть реализована в разных формах через обеспечение широкого спектра типично детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей.
Практический подход в освоении детьми метода письма и чтения и заключается в целенаправленном систематическом наполнении бытовых дел поводами для письма и для чтения. В старшей группе «Стрекозки» мы организовали «Лабораторию грамотности». Это постоянно действующая мастерская, где создаются естественные условия (предметная среда и среда для общения), способствующие формированию предпосылок грамотности у детей в типично детских видах деятельности, доступных дошкольникам. Она состоит из двух уголков: книжный уголок и уголок грамотности «Раз- словечко, два-словечко»
Слайд 4. Книги для ребёнка ― такая же насущная необходимость, как и игрушки. С возрастом меняется тематика, содержание, объем, но их значимость остается неизменной. В каждой группе своя подборка книг и специально выделенное место «уголок читателя». Рассматривание книжек с картинками относится к одной из самых эффективных форм развития речи в детском возрасте, формирует у детей представление о книге как важном предмете. Дети с удовольствием разглядывают картинки, запоминают их, соотносят с прослушанным текстом, находят любимых героев, выполняют игровые действия. Дети начинают осознанно относиться к книге, какисточнику информации. «Самостоятельное чтение книг» дошкольниками, часто чтением как таковым и не является ― это, скорее, рассказывание-импровизация с опорой на картинки, но в таком чтении заложены глубочайший смысл и ценность. Прежде всего, это ценность понимания того, что книга ― это текст, текст ― это важная информация, а информация ― это то, что важно, интересно и тебе, и другим, что сохраняется надолго.
Рассматривание и комментирование иллюстраций книг способствует развитию активной речи, когда ребенок «читает» сам себе, не требуя присутствия взрослых. Если прислушаться «к чтению» становится понятно, что это вольная трансформация текста, повторение того, что ребенок запомнил во время чтения взрослыми, то есть, тренировка памяти. Вместе с тем, это «вольная импровизация» с привнесением новых, иногда самых неожиданных деталей и поворотов событий – это развитие воображения. Это и умение занимать себя важным делом. И расширение границ своего мира.
Обязательно нужно выделять время для чтения или рассказывания воспитателем для детей. С помощью чтения вслух развиваются внимательное слушание, воображение и умение концентрироваться на информации, передаваемой чисто речевыми средствами. Дети постепенно учатся понимать «мир, о котором рассказывается в книге» и представлять его, рассказывать о чем-то отвлеченном и абстрагироваться в речи от конкретной ситуации. Кроме того, они знакомятся с другим речевым уровнем, чем обычный разговор, ведь в книге словарный запас намного богаче. В нашем уголке имеется очень много книг различной тематики, но особенно детям нравятся энциклопедии, которые способствуют углублению познавательных интересов. Слайд 5. Также очень любят выполнять задания в журналах: на развитие логики, мышления, грамотности, знания букв, прочитать слоги и собрать в слова. Слайд 6,7,8. Для развития предпосылок грамотности большое значение имеет центр грамоты. Здесь находятся демонстрационные плакаты, кассы букв; различные буквы – на кубиках, на пазлах, крышках, наборных досках; буквы и слова (для формирования целостного образа слова, копирования и развития навыков «предчтения»), вырезанные из журналов, газет; буквы из различных материалов; буквенные трафареты, вкладыши; схемы и квадратики, обозначающие звуки, буквари разных авторов, настольные игры с буквами, книжки с окошками, раскраски, штриховки, прописи, обводки букв и т.д. Изобразительные и пишущие материалы, бумага разного цвета и формата, различные шнурочки, тесемки, клей, дырокол, степлер, скотч для скрепления листов (для рисования, создания книжек). Все эти пособия поддерживают интерес к родному языку и стимулируют детей применять это в самостоятельной деятельности. У нас в группе такой уголок называется «Раз-словечко, два –словечко!». Мы с ребятами сделали свою кассу букв, которыми дети с удовольствием пользуются. Любят заниматься с трафаретами, потом раскрашивают буквы, вырезают их. Составляют слоги и короткие слова с помощью крышек, пазлов, копируют буквы. Слайд 9. Знакомство с письмом происходит в разных направлениях. Например, в ситуациях, когда мы привлекаем детей к совместному планированию, в проектной деятельности или на занятиях, мы ведём записи идей и высказываний детей печатными буквами, вывешиваем на видное место, а затем постоянно обращаемся к этим записям. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать.
Таким образом, письменная культура становятся составной частью детского мира, и ребенка побуждают вступать с ней во взаимодействие.
Слайд 10,11. Этот опыт усиливается в ситуации, когда детей поощряют к тому, чтобы они писали свое имя, например, подписывая свои работы (пишут или букву или копируют), посылали письма друзьям, использовали навыки письма в сюжетно-ролевых играх (например, игра в библиотеку,
где библиотекарь записывает книгу в формуляр, врач, выписывающий рецепт, официант, записывающий заказ. Во всем этом у детей проявляется интерес к взрослой письменности. Даже каракули рецепта можно считать предшественниками настоящей грамотности. Слайд 12,13,14. Изготовление книг. Детей следует побуждать не только рассказывать собственные истории, но и фиксировать их. Многие дети сами инициируют этот процесс и при помощи взрослых создают «настоящие» книги. При этом они узнают, как устная речь превращается в письменный текст, как строится история, решают, что они хотят запомнить, зарисовать или напечатать. Различные события могут стать содержанием книг. И задача воспитателя - снабдить ребенка нужными материалами, бумагой, изобразительными средствами. Уважение и интерес взрослых к историям детей, просмотр этих книг и выделенное место для них, позволяет детям почувствовать, что их ценят как «авторов». (Деткам очень понравилось изготавливать книги, кто-то приносил свои книги в течении нескольких дней, дополняя их). Слайд 15,16. Развитие грамотности также осуществляется при помощи информационных листов. Т.е. это какой то стенд, рассматривая который дети получают какую-либо информацию. Здесь каждый ребенок прикрепил на свою стрекозку первую букву своего имени. Ребята подходят и называют друг другу эту букву, еще не могут писать имя, но первую букву уже знают. Получают информацию по теме недели, о погоде. Слайд 17. Дети с удовольствием откликаются на предложение «придумать слова на определенную букву». Азбуку букв можно использовать по различным темам, записываются слова, буквы или можно нарисовать рисунки. Получается тематическая азбука. Мы с ребятами изготавливали сказочную азбуку. Слайд 18,19,20. Ну, конечно же работа с письмом проходит в работе с криптограммами, ребусами, различными тематическими карточками, мнемотаблицами. Ребята с удовольствием пользуются условными знаками – прообразами букв и пишут послания. В кодировании информации огромный смысл. Ребенок усваивает смысл знака, как такового, начинает понимать, что знак может означать букву; практикуется в письме; это действие является попыткой «сворачивания, «упаковки» информации. Криптограммы можно использовать как сюрпризный момент, расшифровать. Можно зашифровать или расшифровать слово. Слайд 21-25. Карточки с заданиями можно использовать как и в образовательной деятельности, так и в самостоятельной, свободной деятельности. (карточки на различные темы)
Слайд 26-28. При обучении грамоте можно использовать мнемотаблицы. Дети с удовольствием работают с ними. Мнемотаблицы помогают знакомить (или закрепить) с образом буквы, уточнить из каких элементов состоит, их пространственное положение; познакомить с характеристикой звука; развивать фонематическое представление.
Слайд 29. Выводы: Реализуя данную практику, мы наблюдаем следующие результаты: В аспекте формирования образовательных результатов создано новое игровое пространство, оснащенное различным материалом, позволившее организовать разнообразную деятельность с детьми, направленную на формирование предпосылок грамотности.
При организации разнообразной деятельности в Лаборатории грамотности дети:
- овладевают навыками грамотности в свойственном им темпе с высокой степенью
осознанности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно -исследовательской деятельности, способны выбирать себе род занятий;
- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в совместных делах, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам, радоваться успехам;
- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности. Проявляют любознательность, пытаются
самостоятельно наблюдать, действовать и делать выводы;
- проявляют творческую активность и самостоятельность в художественных видах деятельности. Таким образом, все, чем заняты, сиюминутно заинтересованы или прочно увлечены дети - это фундамент для овладения основами грамотности в естественных условиях.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предпосылки грамотности Понятие, употребляемое в собирательном смысле, в качестве обозначения всей совокупности детского речевого опыта, способностей, знаний, умений, связанных с языковой, книжной культурой, восприятий текстов разных жанров и умения связно передавать содержание сюжетов и событий из собственной жизни.
Основы грамотности: стратегии работы в современном детском саду. 1. Обучение основам грамотности 2 . Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности. 1 стратегия предполагает прямое обучение чтению и письму по школьному типу. 2 стратегия может реализовываться во многих формах в типично детских видах деятельности. Для развития ребенка важно не овладение отдельными языковыми нормами, а их уверенное применение в различных социокультурных ситуациях; важны не буквы, слоги, слова сами по себе, а то, для чего они нужны – для обозначения и передачи информации.
- Книги разных жанров, форматов - Энциклопедии (для рассматривания, поиска нужной информации) - Детские журналы (для рассматривания, выполнения заданий) Образовательная среда для развития предпосылок грамотности: книжный уголок.
Рассматривание журналов, выполнение заданий
Буквы – на плакатах, кубиках, пазлах , крышках, буквы из разных материалов, трафареты Изобразительные и пишущие материалы, бумага разного цвета и формата Образовательная среда для развития предпосылок грамотности: центр грамоты «Раз-словечко, два – словечко!»
Составление (копирование) подписей (например, своих работ). В сюжетных играх Изготовление книг Информационные листы Работа с криптограммами, ребусами, тематическими карточками, мнемотаблицами Знакомство с письмо м
Подписывание работ
Сюжетные игры
Изготовление книг
Информационные листы
Тематическая азбука
Криптограмма- (слово греческого происхождения), обозначает -тайное письмо
Работа с криптограммами, ребусами, шифровками
Кроссворды, ребусы
Карточки с заданиями
Соедини одинаковые по форме шарики и прочти слова, запиши их в клеточки Догадайся, кто в каком домике живет? Проведи стрелки.
. Найди в каждом ряду лишнюю картинку, обведи её красным карандашом. Раскрась картинки. ✏ Чтобы найти лишнюю картинку, ребёнку нужно будет вспомнить названия предметов и выбрать то, которое не начинается на заданную букву.
Использование мнемотаблиц Задачи: познакомить (или закрепить) с образом буквы, уточнить из каких элементов состоит, их пространственное положение; познакомить с характеристикой звука; развивать фонематическое представление. 1.Запомни и повтори
2.Заполни сам 3.Найди ошибку.
4.Подбери букву
Выводы : Реализуя данную практику, мы наблюдаем следующие результаты: В аспекте формирования образовательных результатов создано новое игровое пространство, оснащенное различным материалом, позволившее организовать разнообразную деятельность с детьми, направленную на формирование предпосылок грамотности. При организации разнообразной деятельности в Лаборатории грамотности дети: - овладевают навыками грамотности в свойственном им темпе с высокой степенью осознанности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно -исследовательской деятельности, способны выбирать себе род занятий; - активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в совместных делах, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам; - способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Проявляют любознательность, пытаются самостоятельно наблюдать, действовать и делать выводы; - проявляют творческую активность и самостоятельность в художественных видах деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"
ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....