Проект по адаптации детей в детском саду "Адаптация с улыбкой"
проект (младшая группа)

Журавкова Анастасия Николаевна

Проект направлен на создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_adaptatsii_a.n.zhuravkovoy.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

Педагогический проект

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

"Адаптация с улыбкой"

Составила:

Журавкова А.Н.

п. Рефтинский, 2020г.

Пояснительная записка.

         Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

         В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

         Предполагаемый проект- адаптационный проект к условиям детского сада детей 1-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

         Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строился на основе игровых упражнений. Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это отражается на состоянии ребёнка.

        Цель: создание благоприятных условий  для социальной адаптации ребенка и их родителей к  условиям детского сада.

Задачи:

  •  преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  •  развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  •  развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  •  работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Участники проекта:  воспитатель, дети, родители.

Срок реализации проекта:  краткосрочный (2 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты - адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; даты поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями:

  • Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Родительские собрания
  • Подбор литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

    Работа с детьми:

  •  Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
  •  Развитие культурно-гигиенических навыков.
  •  Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
  •  Развитие эмоциональной сферы, речи детей.
  •  Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогами детского сада.
  • Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей в вопросах воспитания,  обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнерских, доверительных отношений между детским садом и семьями воспитанников.
  •  Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

Содержание работы над проектом по этапам

Этапы

Содержание работы

Педагога

с детьми

с родителями

I этап

Подготовительный

1.Создание банка данных о будущих воспитанниках.

2.Изучение литературы по данной теме

3.Создание развивающей среды.

4.Разработка проекта по адаптации.

1.Знакомство  детей с воспитателем, детским садом, друг с другом.

1.Знакомство с воспитателем, друг с другом, детским садом.

2.Анкетирование родителей на предмет ожиданий от детского сада и выявление особенностей ребенка.

II этап

(основной)

1. Разработка род. собраний, анкет.

2. Развитие культурно-гигиенических навыков.

3. Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

4. Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

5. Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

6. Проведение диагностики нервно-психического развития и оценка адаптационного периода.

Сюжетно-ролевые: «Больница», «Отведем дочку в садик».

Музыкальные игры: «Отгадай, что звенит», музыкальные мягкие игрушки

Подвижные игры («Мишка косолапый», «Догоню тебя».)

Пальчиковые игры («Этот пальчик»,. )

Адаптационные игры:

 «Загляни ко мне в окошко»,

«Мы шли, шли, шли и что-то нашли»

Игры с песком и водой: «Наливаем, выливаем, сравниваем»,  «Рисунки на песке»

Игра «Разговор с игрушкой»

Игры с мягкими модулями и бассейн

Покормим птичку, рыбок (игрушки)

Конструктивная деятельность: «Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню»

Изодеятельность: рисование «Украсим платье-пальчиками», «Мостик для бычка»

Лепка из теста «Делаем отпечатки различными предметами».

Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки», Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Обильное питье, витамины

 1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду.

2. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями.

3. Родительские собрания,  выбор родительского комитета.

4. Организация родительских встреч по типу родительского клуба (педагог-психолог).

5. Мотивация на участие в мероприятиях.

6. Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».

III этап

(заключительный)

Подведение итогов по адаптации детей к условиям детского сада.

Организационно - содержательная структура.

1 неделя с 25.08.-28.08.2020г.

Тема: «Мы знакомимся»

Познавательная деятельность

Физическое развитие

Социально – коммуникативная деятельность

Речевая деятельность

Художественно – эстетическая деятельность

Развивающая предметно -пространственная среда

«Праздник знакомства».Чтение стихотворений А.Барто «Уронили мишку на пол», «Идет бычок, качается»

Цель: знакомство со стихотворениями А.Барто, развитие речи детей.

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Зайчик серенький сидит»

Цель: формирование навыков игровой деятельности.

Игровые ситуации: «Домик для моей одежды», Научим Катю умываться», «Кукла Катя угощает друзей».

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей.

Потешки: «Кто у нас хороший», « Водичка, водичка, умой мое личико», «Ладушки, ладушки»

Цель: формирование речи у детей.

Конструктивная деятельность: «Башенка из кубиков», «дорожка для колобка».

Цель: формирование навыков конструктивной деятельности.

Тексты к стихотворениям А.Барто, детский набор посуды для игровой ситуации, набор конструктора.

Взаимодействие с родителями : беседа «Режим дня как значимый фактор в жизни ребенка».Заполнение социальных паспортов.

2 неделя с 31.08 - 4.09.2020 г.

Тема: «Мы привыкаем»

Познавательная деятельность

Физическое развитие

Социально -коммуникативная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Развивающая предметно -пространственная среда

«Ласковое имя»,

«Ладонь на  ладонь» -

Д/и

«Вместе весело шагать…»-

беседа о группе «Покажем Мишке атрибуты в группе»,

Цель: познакомить детей с окружающим в группе.

Подвижные игры: «Мы топаем ногами»,

Цель:

формирование навыков игровой деятельности.

«Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение

Цель:

способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения.

«Собираем куклу Машу на прогулку»

Цель: знакомить детей с одеждой, расширять представление о ней.

Рассказывание воспитателем сказки «Курочка ряба». Цель: познакомить детей со сказкой, развитие речи детей.

Выкладывание крупной мозаики.

Цель: развитие мелкой моторики рук детей.

«Постройка дорожки»

Цель: развитие конструктивных навыков.

Различные атрибуты группы,

цветная мозаика, кукла с одеждой, конструктор.

Взаимодействие с родителями : Особенности прохождения адаптационного периода. Беседа.

3 неделя с 7.09-11.09.2020 г.

Тема: «Мы осваиваемся»

Познавательная деятельность

Физическое развитие

Социально -коммуникативная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Развивающая предметно -пространственная среда

Пальчиковые игры:

«Встали пальчики»,

«Кошка»

Цель: развитие мелкой моторики и речи детей.

Подвижные игры :

«Ходим с игрушкой»

Цель:

формирование навыков игровой деятельности

 

Догони мяч»

Цель: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных действий.

.

«Уложим куклу Катю спать»

Цель: учить детей выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий.

«Мы, встречаем гостей»

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей.

Показ настольного театра «Теремок»

Цель: развитие речи детей, знакомство со сказкой.

«Назовем картинки в любимой книжке»

Цель: развитие речи детей.

«Дождик» - рисование пальчиком

Лепка из теста «Делаем отпечатки различными предметами».

Цель: развитие мелкой моторики рук, расширение кругозора детей.

Тексты пальчиковых игр, кукла, набор детской посуды, игрушки к сказке «Теремок», листы бумаги, краски.

Взаимодействие с родителями : беседа «Адаптация ребенка в детском саду»

4 неделя с 14.09 -18.09.2020 г.

Тема: «Детский сад - наш дом»

Познавательная деятельность

Физическое развитие

Социально -коммуникативная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Развивающая предметно -пространственная среда

Игра -занятие с игрушками

«У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» -

Цель:

обогащать словарный запас детей,

воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Подвижные игры «Самолеты», «Поезд», «Птички летают»

Цель:

формирование навыков игровой деятельности.

  1.  «Мы убираем игрушки»

Цель: Воспитывать бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке.

Пальчиковые игры:«Мышонок», «Утята»

Цель: Развивать координацию движений кистей и пальцев рук.

Потешки: «Ладушки, ладушки», «Водичка, водичка»

Цель: развитие речи детей.

Рассказывание воспитателем сказки «Репка»

Цель: развитие речи детей.

«Как мы строим кукле комнатку»

Цель: развитие навыков конструирования.

Дидактическая игра,

игрушки,

конструктор.

Взаимодействие с родителями: Организационное родительское собрание. Задание родителям (изготовить развивающую  игрушку своими руками).

5 неделя с 21.09. по 25.09.2020г.

Тема: Тепло и уютно в нашем доме.

Познавательная деятельность

Физическое развитие

Социально -коммуникативная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Развивающая предметно -пространственная среда

«Игра с песком» - песочная терапия

Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления.

Подвижные игры: «Догони мяч», «Пройди мишкой, проползи мышкой», «Зайка серый умывается».

Цель:

формирование навыков игровой деятельности.

Игра- ситуация «Готовим для кукол обед»

Цель:

учить детей расставлять посуду для обеда; обогащать речь детей; воспитывать желание заботиться о кукле.

Знакомство со сказкой «Теремок»

Цель: развитие речи детей.

Потешки: «Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки», «Петушок, петушок».

Цель: развитие речи детей.

Игра-драматизация по стихотворению А.Усачева «Мишка косолапый по лесу идёт»

Цель:

Побуждать понимать содержание стихотворения, воспроизводить движение в соответствии с текстом.

Песок, центр экспериментирования, набор детской посуды, текст к сказке « Теремок».

Взаимодействие с родителями: индивидуальные беседы с родителями о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания.

6 неделя с 28.09 - по 2.10.2020г.

Тема: «Малыши у себя дома»

Познавательная деятельность

Физическое развитие

Социально -коммуникативная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Развивающая предметно -пространственная среда

.Путешествие по групповой комнате с остановкой на станции «Кукольная»

Цель: Знакомить с куклами, где они «живут». Привлекать детей к оборудованию игрового уголка.

Подвижные игры: «Зайка серый умывается», «Зайка серенький сидит»

Цель: формирование навыков игровой деятельности. 

 

 «Научим куклу Таню правильно умываться

Цель: учить детей процессу умывания, соблюдению последовательности действий.

«Как правильно кушать».

Цель:

Познакомить детей с правилами поведения за столом.

Пальчиковая гимнастика: «Фрукты»

Цель:

Развитие речи детей.

Беседа по сказке «Курочка Ряба»;

Цель: развитие речи детей.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Цель:

Развитие речи детей.

Конструктивная деятельность: «домик для кукол», «гараж для машин».

Цель: развитие конструктивных навыков

Кукольный уголок, куклы, конструктор, набор детской посуды.

Работа с родителями: индивидуальная беседа с родителями об особенностях адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

7 неделя  с 5.10.- 9.10.2020г.

Тема: «Ты ,я, он, она - вместе дружная семья»

Познавательная деятельность

Физическое развитие

Социально -коммуникативная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Развивающая предметно -пространственная среда

Конструктивная деятельность

Цель: Знакомство с имеющимися в группе материалами для конструирования, определить место хранения крупного строительного материала и модулей.

Потешка:

 «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку.

Цель: развитие речи детей.

Подвижная игра «пузырь»,

Цель:

формирование навыков игровой деятельности.

Ситуация: «Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружиться»

Игровая ситуация:

«Катя заболела»

Цель:

разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой.

Пальчиковые игры: «Дружба», «Пальчики здороваются»

Цель: развитие речи детей.

«Угадай, кто поет песенку» (домашние животные)

Цель: развитие речи детей.

Украсим платье-пальчиками»Цель: развитие мелкой моторики рук, расширение кругозора детей.

Конструктивная деятельность:

«Загородка для цыплят», «ступеньки из кубиков»

Цель: развитие конструктивных навыков

Уголок конструирования, конструктор

Взаимодействие с родителями: индивидуальные беседы по вопросам родителей. Консультация  по заболеваниям  и укреплению здоровья детей.

8 неделя с 12.10. - 16.10.2020 г.

Тема: « Детский сад, детский сад любят все ребята»

Познавательная деятельность

Физическое развитие

Социально -коммуникативная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность

Развивающая предметно -пространственная среда

Игры с прищепками.

Выкладывание цветной мозаики

Цель: развитие мелкой моторики рук.

«В мире мыльных пузырей»

Цель:

снятие эмоционального напряжения, обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель:

формирование навыков игровой деятельности.

Занятие «К Мишутке в гости».

Цель:

реализация новых форм взаимодействия в системе «взрослый-ребенок», направленных на полноценное развитие и адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

Чтение стихотворения А.Барто

«Мишка»

Цель: развитие речи детей.

Инсценирование потешки

 «Киска, киска брысь!»

Цель: развитие речи детей.

Пальчиковая игра: Дождик, дождик кап, кап, кап»

Цель: развитие речи детей.

 

Конструирование: «Башенка с заборчиком»

Цель: развитие конструктивных навыков»

Рисование пальчиком

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие мелкой моторики рук, творческого воображения.

Игра с прищепками, мяч, игрушка медведь, набор детской посуды, конструктор.

Взаимодействие с родителями: родительское собрание по итогам адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей к детскому саду "Здравствуй детский сад"

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя­ются основные задачи, решаемые проектом:-преодоление стрессовых состояний у детей р...

ПРОЕКТ «Мониторинг адаптации детей к детскому саду»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада  направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста...

Проект по адаптации детей "Здравствуй, детский сад!"

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из ...

Я иду в детский сад. Проект по адаптации детей к детскому саду

Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Проект по адаптации детей к детскому саду в группе раннего возраста «Здравствуй детский сад.»

Тема проекта: Адаптация детей к условиям детского сада.Творческое название: «Здравствуй детский сад»Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.Автор проекта: ...

Проект для адаптации детей к детскому саду «В детский сад с улыбкой»

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение многих часов, новые требования к поведению, постоянный конт...