Проект по адаптации детей "Здравствуй, детский сад!"
проект (младшая группа) на тему
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
В МБДОУ д/с «Хунчугеш» функционируют 3 группы, 1 из которых - группа раннего возраста для детей с 1,6 до 2,5 года, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален.
Вся работа проводится в три этапа по следующим направлениям:
1. На первом этапе для исследования результативности адаптации используется Первичная диагностика.
Применяются следующие формы работы:
- анкетирование родителей (сбор информации о семье);
- характеристика родителями особенностей поведения и состояния своих детей в семье;
- ведение воспитателями адаптационной карты наблюдения за ребенком.
В дальнейшем данные анкетирования позволяют построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую работу специалистов с детьми и родителями, направленную на их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения.
3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.
При проведении мероприятий проекта учитывается специфика работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны психолога, воспитателя по выявлению проблем у детей в период адаптации.
По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении проводится медико-психолого-педагогическое совещание с расширенным составом. В него входят: заведующая, педагог-психолог, медсестра, воспитатели группы раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На совещании обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показал, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsii_2015.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
(1-ая группа детей раннего возраста)
Выполнила: Куулар Р.Х.,
Монгуш А.С.
Срок реализации: 1 год
с. Хандагайты – 2014г.
.
Проект по адаптации второй группы раннего возраста
«Здравствуй, детский сад!»
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой
Аннотация проекта
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
В МБДОУ д/с «Хунчугеш» функционируют 3 группы, 1 из которых - группа раннего возраста для детей с 1,6 до 2,5 года, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален.
Вся работа проводится в три этапа по следующим направлениям:
- На первом этапе для исследования результативности адаптации используется Первичная диагностика.
Применяются следующие формы работы:
- анкетирование родителей (сбор информации о семье);
- характеристика родителями особенностей поведения и состояния своих детей в семье;
- ведение воспитателями адаптационной карты наблюдения за ребенком.
В дальнейшем данные анкетирования позволяют построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую работу специалистов с детьми и родителями, направленную на их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения.
3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.
При проведении мероприятий проекта учитывается специфика работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны психолога, воспитателя по выявлению проблем у детей в период адаптации.
По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении проводится медико-психолого-педагогическое совещание с расширенным составом. В него входят: заведующая, педагог-психолог, медсестра, воспитатели группы раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На совещании обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показал, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в садик у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели группы раннего развития, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Длительность этого проекта составляет 9 месяцев, весь первый год пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (до 3 лет)
-организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Целью нашего проекта является:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи проекта:
- Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников;
- Оказать педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
- Реализовать модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями.
Основная идея проекта – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду.
Новизна нашего проекта заключается:
- Адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению
- Работа с детьми перед поступлением в ДОУ.
Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в адаптационной группе.
Обеспечение гарантии прав участников программы осуществляется на основе Конвенции о защите прав детей.
Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.
Администрация детского сада предоставляет специально подготовленное помещение для организации и проведения мероприятий с участниками проекта, обеспечивает наполняемость развивающей среды, подбирает кадры.
При организации образовательной деятельности с детьми воспитатели, педагог-психолог осуществляют дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку, наблюдают за эмоциональным состоянием детей, не допуская переутомляемости.
В работе с родителями проявляют участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей, осуществляют и помогают развить положительное взаимодействие между участниками группы.
Родители принимают активное участие в проекте адаптации: обеспечивают систематическое посещение, принимают участие в игровой и практической деятельности, поддерживают и устанавливают положительное взаимодействие между всеми участниками группы.
Механизмы реализации проекта:
- Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.
- Диагностика результативности работы группы проекта с детьми раннего возраста в период адаптации, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
- Обобщение результатов реализации проекта.
Участникам программы рекомендуется:
- Осуществлять наблюдение за психо-эмоциональным состоянием детей не допускать переутомления и перевозбуждения;
- Создавать ситуации успеха, позитивно подкрепляя их.
- Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2.Семинары-практикумы, тренинги – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3.«Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
4.Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр;
5.Организация и проведение тематических встреч с заведующим, медицинской службой, педагогами детского сада.
Формы работы с педагогами:
- Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
- Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
- Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
- Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
- Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с воспитателями группы раннего возраста, медсестрой, педагог-психологом ДОУ.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Этапы реализации проекта
Период | Содержание | Ответственный | |
I этап | Сентябрь-ноябрь
| Экскурсия родителей по ДОУ, анкетирование родителей «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детски сад» | Воспитатели |
Заключение договора с родителями, утверждение режима посещения занятий. | Заведующая ДОУ. | ||
Диагностика готовности детей к поступлению в ДОУ | Воспитатели | ||
Консультации:
| Педагог-психолог, медсестра, воспитатели. | ||
Родительское собрание по теме: «Мамочка, не волнуйся! Или Я иду в детский сад»; Беседа по теме: «Правильное питание детей в период адаптации». | Воспитатели, медсестра, физрук. | ||
Раздача памяток для родителей на тему: «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?», «Режим дня детей раннего возраста», «Что такое адаптация?», «Первый день - он трудный самый», «Адаптационный период вашего ребенка», «Наказывая, подумай «Зачем?» | Воспитатели | ||
II этап | Декабрь - февраль | Тренинг для родителей «Какая я мама» | Педагог-психолог |
Встреча - знакомство детей с воспитателями групп раннего и младшего дошкольного возраста на прогулочной площадке | Воспитатели групп | ||
Круглый стол «Игры и игрушки в детском саду» | Воспитатели | ||
Адаптационный период в ДОУ (без присутствия родителей). | Воспитатели, педагог-психолог, медсестра | ||
Посещение семей воспитателями групп | Воспитатели | ||
Медико-психолого-педагогическое совещание «Результаты адаптационного периода». | Воспитатели, медсестра, педагог-психолог | ||
Раздача памяток для родителей на тему: «Обращение детей к мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воспитателям, или правила обучения детей от 1 до 3 лет», «Как общаться с ребенком?», «Одежда и обувь по сезонам», «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей» | Воспитатели | ||
III этап | Март - май | Медико-психолого-педагогическое совещание «Результаты адаптационного периода». | Воспитатели, медсестра, педагог-психолог |
«Мы за здоровый образ жизни!» Веселые старты | Воспитатели, медсестра, родители, физрук. | ||
Итоговое родительское собрание на тему: «Первые шаги, первые результаты» (диагностика, диаграмма) | Воспитатели, медсестра,педагог-психолог | ||
При подготовке проекта использована методическая литература:
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
- Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
- Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, «Учитель» - 2009 г.
- Н. В. Соколовская. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Волгоград, «Учитель» - 2007 г.
- И. В. Никишина. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград, «Учитель» - 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический проект по адаптации "Здравствуй, детский сад!"
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, родители, воспитанники младших групп....
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Проект по адаптации к детскому саду
Проект по адаптации к детскому саду...
Проект по адаптации "Здравствуй, Детский сад!"
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и э...
Проект по адаптации "В детский сад без слез!"
Проект по адаптации к детскому саду....
Проект по адаптации "В детский сад с радостью"
quot;В детский сад с радостью"...
Проект по адаптации детей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25». Автор: Воспитатель : Леженникова Антонина Михайловна Проект по адаптации детей первой младшей группы «Давайте познакомимся»
Вид проекта: краткосрочный 2 недели.Участники проекта: дети 1 младшей группы; родители детей, воспитатель.АктуальностьАдаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него сред...