Проект для адаптации детей к детскому саду «В детский сад с улыбкой»
проект (младшая группа)

Ивлиева Алина Игоревна

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение многих часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и «опасного», другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням.

Дети в нашей группе начать поступать 1 августа, в группу было зачислено 11 детей.

   Прием детей проходил постепенно, в процессе наблюдения за детьми было выявлено что у 45 % детей есть риск тяжелой адаптации связанный с высокой тревожность, отсутствием опыта общения с незнакомыми людьми, несформированностью культурно гигиенических навыков, отсутствием режима в семье. В связи с риском тяжелой адаптации у большого процента детей, было принято решение реализовать проект для облегчения адаптации.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_detskiy_sad_s_ulybkoy.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического направления развития воспитанников»

«В детский сад с улыбкой»

социальный среднесрочный проект

(первая младшая группа № 5, воспитатели,

родители воспитанников)

Разработали:

Демидова О.В.

Ивлиева А.И.

              Железногорск 2023 г.

Участники проекта: дети в возрасте 1 - 2 лет, родители воспитанников, воспитатели.

Продолжительность проекта: август - октябрь 2023 года

На сроки проекта влияют следующие факторы - адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенностей семейных отношений; даты поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Вид проекта: социальный

  1. Проблема

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение многих часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и «опасного», другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням.

Дети в нашей группе начать поступать 1 августа, в группу было зачислено 11 детей.

Прием детей проходил постепенно, в процессе наблюдения за детьми было выявлено что у 45 % детей есть риск тяжелой адаптации связанный с высокой тревожность, отсутствием опыта общения с незнакомыми людьми, несформированностью культурно гигиенических навыков, отсутствием режима в семье. В связи с риском тяжелой адаптации у большого процента детей, было принято решение реализовать проект для облегчения адаптации.    

  1. Актуальность

  Актуальность выбранной темы заключена в том, что процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период.  Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.  Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», В. С. Мухина.

  Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

 Адаптационный проект «В детский сад с улыбкой» для детей раннего возраста с 1,5-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям.

    3      Цель и задачи

Цель: создание благоприятных условий для адаптации ребенка и его родителей к условиям детского сада.

Задачи:

для дошкольников:

  • преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к     детскому саду
  • развить навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения

для педагогов:

  • обогатить предметно пространственную среду в группе
  • накопить педагогический опыт

для родителей:

  • вовлечь родителей в образовательный процесс
  • повысить компетентность родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду
  • работа с родителями, направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи

      4      Предполагаемый результат реализации проекта

для дошкольников:

  • дети легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами
  • сформируется умение общения со взрослыми и сверстниками
  • снижение заболеваемости у воспитанников

для педагогов:

  • повысится уровень компетенции воспитателей в организации адаптационного процесса

для родителей:

  • у родителей сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду
  • появиться стремление к сотрудничеству с ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

5        Условия необходимые для реализации проекта. 

  Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Помещение группы разделено на несколько секторов.

В игровой зоне поместили игрушки:

для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.

для развития движений- мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики, сухой бассейн.

для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;

для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, карточки.  

в уголке природы – различные комнатные растения.  

умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие (вносятся в группу по мере необходимости).

  1.   Этапы проекта:

 

Этап

Сроки

Образовательная область

Содержание образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Работа с родителями

Подготовительный

август 2023

Создание банка данных о будущих воспитанниках.

Изучение литературы по данной теме.

Создание развивающей среды.

Разработка проекта по адаптации.

Знакомство детей с воспитателем, детским садом, друг с другом.

Знакомство с воспитателем, друг с другом, детским садом.

Анкетирование родителей на предмет ожиданий от детского сада и выявление, особых потребностей ребенка.

Основной

август – октябрь 2023

Социально-коммуникативное развитие

Разработка род. собрания, анкет.

Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности у детей.

Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности воспитанников.

Заполнение адаптационных листов.

Оснащение развивающей среды

Создание картотеки игр для облегчающих адаптацию.

Беседы «Как нужно просить что-либо?»

Игровые ситуации «Новая кукла пришла в детский сад»  

Игры: «Где мое полотенце?»

Рассматривание группового альбома «Моя семья».

Игра- драматизация по

стихотворению А. Усачева

«Мишка косолапый по лесу идёт»

Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду.

Индивидуальные беседы воспитателя с родителями.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».

Изготовление группового альбома «Моя семья».

Домашний просмотр мультфильма «Три котенка» серия «Пойдем в детский сад»

Познавательное развитие

Развитие культурно- гигиенических навыков у воспитанников.

Подбор иллюстраций, предметных картинок, книг по теме проекта.

Беседы

«Почему на улице осень?»

«Вместе весело шагать…»

Игры

«Ласковое имя»,

«Ладонь на ладонь»

«Покажем Мишке атрибуты в группе»,

Конструктивная деятельность: «Башенка из кубиков»

«дорожка для колобка»

«Как мы строим кукле комнатку»

Выкладывание         крупной

мозаики.

«Постройка дорожки»

Фотовыставка «Моя любимая игрушка».  

Консультация для родителей «Возрастные особенности ребенка»;

«Как приучить ребенка к горшку»;

«Как научить ребенка обуваться»;

«Вся правда о подгузниках».  

Речевое развитие

Подборка методической и художественной литературы.

Создание картотеки пальчиковых игр, дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики.

Потешки:

«Кто у нас хороший»,

«Водичка, водичка, умой мое личико»,

«Ладушки, ладушки»

«Водичка, водичка»

«Петушок, петушок».

Игра «Назовем картинки в любимой книжке»

Рассказывание

воспитателем        сказки

«Курочка ряба».

Знакомство со        сказкой

«Теремок»

Чтение сборника сказок по облегчению адаптации детей В ДОУ

Чтение с детьми сказки

Одри Пенн «Поцелую в ладошке»,

Чтение стихов А. Барто

Художественно-эстетическое развитие

Пополнение предметно пространственной среды.

Лепка

«Мячики из воздушного пластилина»

«Делаем отпечатки различными предметами».

Рисование

Коллективная работа «Солнышко» рисование ладошками

Коллективная работа

«Падают листья»

«Дождик»- рисование пальчиком

 

Рассказывание воспитателем сказки «Репка»

Показ настольного театра «Колобок»

Помощь родителей в пополнении развивающей среды (раскраски)

Прослушивание с детьми музыки и песен дома.

 

Физическое развитие

Создание картотеки физминуток.

Создание картотеки подвижных игр, гимнастики пробуждения, гимнастики для глаз.

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик»,

«Пузырь»,

«Зайчик серенький сидит»

«Мы топаем ногами»

«Ходим с игрушкой»

«Попади в цель» (боулинг),

«Самолеты»,

«Поезд»,

«Птички летают»

«Пройди мишкой, проползи мышкой» «Зайка попляши»

Релаксационное упражнение

«Солнечный зайчик»

Игры в сухом бассейне

Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного

возраста».

Заключительный

октябрь 2023

Подведение итогов по адаптации детей к условиям детского сада.

Фотоотчет по проделанной работе.

Развлечение «Зайка в гости к нам пришел».

Родительское собрание по итогам адаптации

7     Литература:

•        Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004

•        Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008

•        Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М,   2005

•        Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009

•        Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007

•        «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» /

          Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И.  Ерофеевой М.,

•        Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001

•        Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008

•        Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009

 •        Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим  игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...

Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...