Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка
Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 16
города Белореченска, муниципального образования Белореченский район
Семинар-практикум
«Использование проблемных ситуаций
при организации воспитательно-образовательного процесса
с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
Старший воспитатель Гужова О.Б.
Г. Белореченск, 2023г
Цель: повышение уровня профессиональных знаний у педагогов в организации образовательного процесса с детьми с использованием проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «проблемное обучение»;
2. Углубить знания педагогов о данной методике;
3. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций на занятия с дошкольниками.
Ход семинара:
- Теоретическая часть
Дети часто встречаются с трудностями, но мы, взрослые, стараясь оградить от них наших малышей, не даем им возможность самостоятельно думать, экспериментировать, принимать решения, решать проблемы. Дети привыкают просить, ждать помощи и подсказки взрослых, не могут справиться с трудностями реальной жизни. Мы, взрослые – родители и педагоги, должны учить детей давать оценку происходящему вокруг, закреплять умение делать обобщения, находить новые пути исследования и решения проблем, способствовать развитию познавательного интереса дошкольников. Наша цель, как педагогов: включить дошкольников в содержательную деятельность, развить у детей интерес к проблемным ситуациям, вызвать желание творчески решать их. В этом нам поможет технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения обогащает субъективный опыт детей, развивает самостоятельность, творческие способности детей.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Структурные единицы проблемного обучения
Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?
Рассмотрим их особенности.
Проблемный вопрос.
Как вы думаете, все ли вопросы являются проблемными?
- Какой из этих вопросов является проблемным?
Вопросы: 1. Какие птицы улетают на юг первыми?
2. Почему ласточки улетают первыми в теплые края? (ответы участников)
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний, поэтому проблемный вопрос должен содержать в тексте вопросительные слова «Почему?», «Зачем?».
Проблемная задача.
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.
Например:
«Друзья живут в разных городах и хотят узнать, как выглядит их город,
какие интересные здания в нем построены, однако приехать друг к другу у них нет возможности». (Это условие).
- Почему друзья не могут приехать друг к другу? (это проблемный вопрос).
- Что мы можем сделать, чтобы помочь друзьям?
(это вопрос для решения задачи).
Предполагаемые ответы: «Можно сфотографировать достопримечательности своего города и отправить другу фото. Можно записать видеоролик с подробным объяснением».
А сейчас переходим к следующей форме организации проблемного обучения – это проблемная ситуация. Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения, вызванное недостаточностью знаний для ее решения. Это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
- воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
- воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
- ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
- ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Например, изучая тему «Вода», педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды.
Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же эта вода?».
Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. Да и педагог не стремится его переубедить и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения). Он внимательно выслушивает все возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушать все, подчеркиваем, все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?» (Чтобы убедиться в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку).
- Практическая часть
Уважаемые участники семинара, для практической части Вам необходимо разделиться на микрогруппы. Каждой команде предлагаются варианты ситуаций по разным лексическим темам. Вам необходимо эти ситуации сделать проблемными: выделить в них противоречие (проблему), а затем: поставить вопрос (вопросы) к детям, тем самым проблемную ситуацию превращая в проблемную задачу. Потом - предложить возможные варианты решения ситуации и определить, к какой образовательной области она относится (команды выбирают любую карточку и выполняют задание).
Пример работы с карточкой:
Ситуация по лексической теме «Я и мои друзья»:
два друга поссорились, не поделив между собой игрушку, но…
Противоречие (проблема) | Вопросы к детям | Учебная задача (варианты решения) | Образовательная область |
Но, ребята не дружат и не хотят мириться, потому что не знают как. |
Как помирить ребят? | 1. Помирить их с помощью знакомых мирилок. 2. Рассказать детям пословицы про друзей: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дерево держится корнями, а человек друзьями». 3. Прочитать рассказ «Два жадных медвежонка» 4. Поиграть в игры на сплочение детского коллектива: «Передача мяча», «Волшебный клубочек», «Нитка-иголка» и др. 5. Послушать песни про друзей. |
«Социально-коммуникативное развитие» |
Варианты ситуаций к карточкам:
Карточка № 1.Ситуация по лексической теме «Посуда»:
педагог сообщает детям, что получила письмо, где пишет вам бабушка Федора: «Я посуду перемыла и на стол поставила, но посуда спорит....»
Карточка № 2. Ситуация по лексической теме «Детский сад»:
в хорошую летнюю погоду дети просят воспитателя сходить в поход, но…
Карточка № 3. Ситуация по лексической теме «Профессии»:
Фиксики открыли свою магнитную лабораторию, но…
Карточка № 4. Ситуация по лексической теме «Мамин день»:
наступает международный женский день, но…
- Заключительная часть
Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.
На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей, ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы планирования воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ
Планирование воспитательно - образовательной работы по новым федеральным государственным требованиям...
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».
В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...
Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.
Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....
«Организация воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания»
Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышению качества жизни ребенка является создание группы кратковременного пребывания для детей раннего ...
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...
Мастер- класс "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
В 2022 году я поделилась своим опытом с молодыми педагогами детского сада по теме:"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Целью которого пов...
Карта организации воспитательно-образовательного процесса группа старшего дошкольного возраста «Пион» (с 6 до 7 лет)
Данная публикация предназначена для педагогов и специалистов Дошкольных учреждений. В публикации представлено оформление технологической карты к проведению организованной образовательной деятельности ...