Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Рогова Елена Викторовна

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система планирования воспитательно-образовательной работы

с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса

к истории и культуре Санкт-Петербурга.

       Рогова Елена Викторовна

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).

ОКТЯБРЬ.

  1. Мы – петербуржцы.

Задачи:

Анализ уровня психологического развития детей, выявление у них объёма знаний об окружающем.

Цели:

  1. Знакомство кота Василия с детьми.
  2. Знакомство с понятием «петербуржцы»
  3. Ознакомление с предметами, игровыми атрибутами в «петербургской гостиной».
  4. Знакомство с правилами поведения в «петербургской гостиной».

  1. Деревенский дом.

Цель:

  1. Знакомство с деревенским домом, из каких частей состоит деревенский дом, функции частей дома.
  2. Закрепить умение воплощать в постройке и в аппликации свой замысел, изображая дом со всеми его частями.
  3.  Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику.

  1. Дом городской.

Цель:

  1. Уточнить знания детей о городском доме, его отличии от деревенского.
  2. Развивать память, воображение, образное мышление, связную речь, мелкую моторику.
  3. Закрепить знания о доме в изготовлении коллективной аппликации.

  1. Петербургские дома.

Цель:

  1. Познакомить детей с понятием «центр города» (старинные дома) и «окраина»

           (новостройки).

  1. Отличие старинных зданий от современных.

  1. Знакомство с улицей города. (Т.Г Кобзева, стр. 71)

Цель:

  1. Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки; по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди;
  2. Закрепить знания о видах транспорта;
  3. Знакомить с правилами поведения на улице, уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов.

  1. Здания – помощники.

Цель:

  1. Формирование представлений о двух основных типах зданий: жилые дома, общественные здания («здания-помощники»).
  2. Развивать мышление, память, речь.

  1. Прогулка в парке.

Цель:

  1. Познакомить детей с петербургскими  парками (значение в жизни города, характеристика).                    
  2. Воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям, правилам поведения в парке.
  3. Развивать мышление, память, речь.

  1. Вечер досуга: Путешествие в страну светофорию.

Цель:

  1. Закреплять знания и представления детей о безопасности дорожного движения;
  2. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения;
  3. Повторить сигналы светофора.

НОЯБРЬ

1.Нарядные здания Санкт-Петербурга.

Цель:

  1. Познакомить детей с архитектурными особенностями некоторых зданий Санкт-Петербурга.
  2. Учить детей выделять и называть архитектурные детали зданий: колонна, шпиль, купол.

  1. Главная река города – Нева.

Цель:

  1. Познакомить детей с главной рекой нашего города – Невой ( как появилась Нева, куда течёт).
  2. Познакомить с сезонными изменения Невы (наводнение осенью, ледоход весной).
  3. Развивать у детей образное мышление, воображение, речь.

  1. Мост красивый, разводной, повис над славною Невой.

Цель:

  1. Активизировать интерес детей к окружающему городскому пейзажу, учить замечать украшения мостов (скульптура, фонари).
  2. Подчеркнуть особенности мостов через Неву – «разводные»; закрепить представления детей о назначении мостов.
  3. Развивать у детей память, внимание, воображение, учить устанавливать связь между объектами, выделять часть из целого объекта.

  1. Реки Санкт-Петербурга: Мойка и Фонтанка.

Цель:

  1. Познакомить детей с речками Санкт-Петербурга: Мойкой и Фонтанкой (сходство и различие с Невой)
  2. Познакомить с мостами через Мойку (Народный мост) и через Фонтанку (Аничков мост). Их сходство и отличие от мостов через Неву.

  1. В царстве Нептуна.

Цель:

  1. Знакомство с элементами сказочного и  реального подводного мира в узорах решёток Николаевского, Литейного, Народного и Аничкова мостов: водоросли, фантастические цветы, ракушки, морские коньки, русалки, трезубец Нептуна.
  2. Развития фантазии, творчества, мышления и речи.

  1. Город на островах.

Цель:

  1. Формировать у детей представления о том, что наш город расположен на большом количестве островов (42)
  2. Познакомить с некоторыми островами нашего города: Заячий, Аптекарский, Васильевский.

  1. Сказочные жители Санкт-Петербурга.

Цель:

  1. Познакомить детей со скульптурами, украшающими город: сторожевые львы на Дворцовой набережной, львы на Английской набережной, грифоны на Банковском мосту, сфинксы на Университетской набережной. Роль скульптурного убранства города в городском пейзаже: красота, величие, торжественность, воспитание.
  2. Развитие диалогической речи, памяти, мышления, творческого воображения.

  1. Петербургский вечер досуга: «Здравствуй, Нева!»

Цель:

  1. Активизировать интерес детей к окружающему городскому пейзажу.
  2. Закрепление знаний детей полученных на занятиях.
  3. Развитие памяти, мышления, речи, воображения.

ДЕКАБРЬ.

  1. «Ах вы кони, мои кони…»

Цель:

  1. Познакомить детей со скульптурами коней, украшающими город: кони на Аничковом мосту, квадриги на Арке Главного штаба и Александринском театре, диоскуры  у Манежа.
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, речи.

  1. Город и горожане.

Цель:

  1. Познакомить детей с понятием «город», с происхождением слова «город».
  2. Познакомить детей с личностью Петра Первого, его вкладом в рождение города;
  3. Формировать у детей образ города как «живого» объекта (город меняется, растёт, украшается, «болеет»).
  4. Развивать мышление, внимание, память, диалогическую речь.

  1. Строим крепость.

Цель:

  1. Познакомить детей с архитектурным сооружением – крепостью, с характерными признаками; с её назначением, с внешним видом; функциональным назначением; с постоянными жителями;
  2. Развития воображения, творчества, мышления, речи.

  1. Заячий остров.

Цель:

  1. Познакомить детей с Заячьим островом, его местонахождении;
  2. познакомить с началом строительства крепости по приказу Петра 1 в годы войны; с трудностями строительства;

  1. Петропавловская крепость.

Цель:

  1. Познакомить детей с Петропавловской крепостью, местонахождением, функциями, связанными с защитой города во время войны, признаками крепостного сооружения.

  1.  Петропавловский собор.

Цель:

  1. Продолжить знакомство детей с Петропавловской крепостью.
  2. Познакомить детей со зданием Петропавловского собора, с колокольней.

  1. Новогодний Петербург.

Цель:

  1. Познакомить детей с новогодним убранством города;
  2. Изготовить с детьми новогоднюю ёлочку;
  3. Развитие фантазии, творчества, мелкой моторики рук;

  1. Петербургский вечер досуга:

Цель:

  1. Закрепление знаний у детей, полученных на занятиях о Заячьем острове и

Петропавловской крепости.

ЯНВАРЬ

  1.  Адмиралтейство.

Цель:

  1. Познакомить детей со зданием Адмиралтейства

(местонахождение, внешний вид, назначение)

  1. Строительство кораблей.

Цель:

  1. Познакомить детей со строительством кораблей, их разнообразием; внешним видом;
  2. Развитие воображения, творчества, конструктивных способностей.

  1. Чудеса в Адмиралтействе.

Цель:

  1. Закрепить знания детей полученных на занятиях об Адмиралтействе.
  2. Развитие памяти, мышления;

  1. Невский проспект.

Цель:

  1. Познакомить детей с главным проспектом города. Его местоположением, основными достопримечательностями (Адмиралтейство, Дом книги, Гостиный двор, Елисеевский магазин, Аничков мост).

  1. Сказки старого фонаря.

Цель:

  1. Познакомить детей с фонарями Санкт-Петербурга, их функциональным назначением, роль в жизни города, связанная с городскими условиями жизни и природными особенностями Санкт-Петербурга.
  2. Познакомить с фонарями подъезда Зимнего дворца, Троицкого моста, Петропавловской крепости, моста Александра Невского. Соответствие внешнего вида фонарей их местонахождению. Отражение в элементах их оформления мастерства и фантазии мастеров.

  1. Знаменитые люди Санкт-Петербурга: Корней Чуковский.

Цель:

  1. Познакомить детей с детским писателем, живущим в Санкт-Петербурге – Корнеем Чуковским

и его произведением «Мойдодыр».

  1. Подвиг нашего города в дни блокады.

Цель:

  1. Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.
  2. Формирование патриотического чувства ребят к своему городу.

  1. Петербургский вечер досуга: По волнам, по волнам, нынче здесь, а завтра там.

Цель:

  1. Закрепление знаний об Адмиралтействе;

ФЕВРАЛЬ

  1. Сказочный дворец.

Цель:

  1. Познакомить детей с Зимним дворцом (местонахождение, внешний вид, назначение)

  1. Залы Зимнего дворца.

Цель:

  1. Познакомить детей с некоторыми залами Зимнего дворца (Парадная лестница, Петровский зал, Тронный зал, Рыцарский зал)

  1. Красивые вазы Зимнего дворца.

Цель:

  1. Познакомить детей с коллекцией ваз в Зимнем дворце.
  2. Вызвать желание у детей нарисовать вазы в нетрадиционной технике (симметричный отпечаток)

  1. Сокровища Зимнего дворца.

Цель:

  1. Познакомить детей с некоторыми экспонатами Зимнего дворца (часы «Павлин», трон, карета, вазы, картины)
  2. Развитие внимания, памяти, воображения (мнемотаблица)

  1. Дворцовая площадь.

Цель:

  1. Познакомить детей с ансамблем Дворцовой площади, её местонахождением и назначением.

  1. Петербургский вечер досуга: «День защитника Отечества»

Цель:

  1. воспитывать чувство уважения к Российской Армии, любовь к Родине.
  2. формировать волевые качества: целеустремленность, выдержку, развитию чувства взаимопомощи, поддержки;
  3. способствовать сближению родителей и детей;

  1. Храмы Санкт-Петербурга: Казанский собор.

Цель:

  1. Познакомить детей с Казанским собором, его местонахождением, внешним видом

 и отличием от Петропавловского собора.

  1. Знаменитые жители Санкт-Петербурга: Александр Сергеевич Пушкин

Цель:

  1. Познакомить детей со знаменитым петербуржцем Александром Сергеевичем Пушкиным и его произведением «Сказка о золотой рыбке».

МАРТ

  1. Фонтаны Санкт-Петербурга.

Цель:

  1. Познакомить детей с фонтанами, украшающими наш город, их местонахождение и

 значением в жизни горожан.

  1. Петербургский цирк на Фонтанке.

Цель:

  1. Познакомить детей с городским цирком, его местонахождением, значением в жизни горожан

и его артистами.

  1. Петербургский зоопарк.

Цель:

  1. Познакомить детей с петербургским зоопарком, его местонахождением, значением

в жизни горожан.

  1. Упражнять в отгадывании загадок.
  2. Развивать речь, воображение.

  1. Летний сад.

Цель:

  1. Познакомить детей с Летним садом (решётка, скульптуры, пруд с лебедями, памятник Крылову, Летний дворец) его местонахождением на карте города, значением для жизни горожан.

  1. Памятник И. А Крылову в Летнем саду.

Цель:

  1. Познакомить детей с баснописцем И. А. Крыловым и его необычным памятником в Летнем саду;

  1. Красивые здания Санкт-Петербурга.

Цель:

  1. Познакомить детей с фасадами современных зданий: Дворца спорта «Юбилейный»,  гостиницы «Прибалтийской», аэропорта «Пулково»;

  1. Детские театры Санкт-Петербурга: театр марионеток им. Деменни.

Цель:

  1. Познакомить детей с театром марионеток им. Деменни на Невском проспекте, его особенностями, артистами и репертуаром;

  1. Петербургский вечер досуга: Путешествие на петербургском автобусе.

Цель:

  1. Закрепление знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга в игровой форме.

АПРЕЛЬ

  1. Путешествие по городу. (Кобзева, 73)

Цель:

  1. Продолжать знакомить детей с городом; закреплять знания о транспорте города;
  2. Закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте;

  1. Помощники на дороге. (Кобзева, 75)

Цель:

  1. Закрепить у детей знания о работе светофора;
  2. Расширять представления о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»;
  3. Знакомить детей с понятием «Островок безопасности» и его функциями»

  1. Осторожно – перекрёсток! (Кобзева, 79)

Цель:

  1. Дать представление о том, что место пересечения дорог называется перекрёстком»
  2. Познакомить детей с особенностями движения общественного транспорта на перекрёстке;
  3. Расширять знания детей о назначении дорожных знаков;

  1. Московский район Санкт-Петербурга.

Цель:

  1. Познакомить детей с понятием – район, микрорайон. Местоположением на карте города

Московского района (почему так назван, главный проспект, ближайшее метро,

главная достопримечательность);

  1. Моя улица. Мой дом.

Цель:

  1. Продолжать знакомство детей с улицами своего микрорайона.
  2. Выявить знания детей о домашнем адресе.

  1. Целевая прогулка: Наш детский сад.

Цель:

  1. Познакомить детей с улицей, на котором стоит детский сад.

  1. Город-цветок.

Цель:

  1. Формировать у детей образ города как «живого» объекта  (город меняется, растёт,

украшается, «болеет»)

  1. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам их ближайшего окружения.

  1. Мастер – класс «Украшение на Пасху».

Цель:

  1. Познакомить детей с праздником Пасха.
  2. Вызвать у детей желание изготовить пасхальное украшение.

МАЙ

  1. Акция: Сделаем город красивее.

Цель:

  1. Высадка рассады цветов на клумбы детского сада.

 

  1. День Победы.

Цель:

  1. Познакомить детей с убранством города ко дню Победы, с мероприятиями, проходящими в нашем городе во время дня Победы (парад на Дворцовой площади, салют)

  1. Площадь Победы.

Цель:

  1. Познакомить детей с южными воротами Санкт-Петербурга – площадью Победы.
  2. Научить делать голубков (символ мира)

  1. Московский парк Победы.

Цель:

  1. Познакомить детей с Московским парком Победы, его местонахождением, значением в жизни горожан, особенностями.

  1. Знаменитые жители Санкт-Петербурга: Александр Сергеевич Пушкин

Цель:

  1. Познакомить детей со знаменитым петербуржцем Александром Сергеевичем Пушкиным

 и его произведением «Сказка о золотой рыбке»

  1. Праздник «День города»

Цель:

  1. Воспитание чувства любви к своему городу.

  1. Музеи Санкт-Петербурга: Эрмитаж, Военно-морской, Зоологический музей.

Цель:

  1. Познакомить детей с некоторыми музеями нашего города, их местонахождение,

 отличия друг от друга;

  1. Пойди – туда, не знаю куда.

Цель:

  1. Учить детей ориентироваться на карте города, находить изученные достопримечательности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему: "Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в МБДОУ №1 "Русалочка" на 2016г....

Консультация для родителей на тему:«Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста"

Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной ср...

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга....

"Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста" (04.2023)

Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста....