Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с городом Санкт-Петербургом 4-5 лет. | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Система планирования воспитательно-образовательной работы
с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса
к истории и культуре Санкт-Петербурга.
Рогова Елена Викторовна
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
ОКТЯБРЬ.
- Мы – петербуржцы.
Задачи:
Анализ уровня психологического развития детей, выявление у них объёма знаний об окружающем.
Цели:
- Знакомство кота Василия с детьми.
- Знакомство с понятием «петербуржцы»
- Ознакомление с предметами, игровыми атрибутами в «петербургской гостиной».
- Знакомство с правилами поведения в «петербургской гостиной».
- Деревенский дом.
Цель:
- Знакомство с деревенским домом, из каких частей состоит деревенский дом, функции частей дома.
- Закрепить умение воплощать в постройке и в аппликации свой замысел, изображая дом со всеми его частями.
- Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, мелкую моторику.
- Дом городской.
Цель:
- Уточнить знания детей о городском доме, его отличии от деревенского.
- Развивать память, воображение, образное мышление, связную речь, мелкую моторику.
- Закрепить знания о доме в изготовлении коллективной аппликации.
- Петербургские дома.
Цель:
- Познакомить детей с понятием «центр города» (старинные дома) и «окраина»
(новостройки).
- Отличие старинных зданий от современных.
- Знакомство с улицей города. (Т.Г Кобзева, стр. 71)
Цель:
- Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки; по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди;
- Закрепить знания о видах транспорта;
- Знакомить с правилами поведения на улице, уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов.
- Здания – помощники.
Цель:
- Формирование представлений о двух основных типах зданий: жилые дома, общественные здания («здания-помощники»).
- Развивать мышление, память, речь.
- Прогулка в парке.
Цель:
- Познакомить детей с петербургскими парками (значение в жизни города, характеристика).
- Воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям, правилам поведения в парке.
- Развивать мышление, память, речь.
- Вечер досуга: Путешествие в страну светофорию.
Цель:
- Закреплять знания и представления детей о безопасности дорожного движения;
- Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения;
- Повторить сигналы светофора.
НОЯБРЬ
1.Нарядные здания Санкт-Петербурга.
Цель:
- Познакомить детей с архитектурными особенностями некоторых зданий Санкт-Петербурга.
- Учить детей выделять и называть архитектурные детали зданий: колонна, шпиль, купол.
- Главная река города – Нева.
Цель:
- Познакомить детей с главной рекой нашего города – Невой ( как появилась Нева, куда течёт).
- Познакомить с сезонными изменения Невы (наводнение осенью, ледоход весной).
- Развивать у детей образное мышление, воображение, речь.
- Мост красивый, разводной, повис над славною Невой.
Цель:
- Активизировать интерес детей к окружающему городскому пейзажу, учить замечать украшения мостов (скульптура, фонари).
- Подчеркнуть особенности мостов через Неву – «разводные»; закрепить представления детей о назначении мостов.
- Развивать у детей память, внимание, воображение, учить устанавливать связь между объектами, выделять часть из целого объекта.
- Реки Санкт-Петербурга: Мойка и Фонтанка.
Цель:
- Познакомить детей с речками Санкт-Петербурга: Мойкой и Фонтанкой (сходство и различие с Невой)
- Познакомить с мостами через Мойку (Народный мост) и через Фонтанку (Аничков мост). Их сходство и отличие от мостов через Неву.
- В царстве Нептуна.
Цель:
- Знакомство с элементами сказочного и реального подводного мира в узорах решёток Николаевского, Литейного, Народного и Аничкова мостов: водоросли, фантастические цветы, ракушки, морские коньки, русалки, трезубец Нептуна.
- Развития фантазии, творчества, мышления и речи.
- Город на островах.
Цель:
- Формировать у детей представления о том, что наш город расположен на большом количестве островов (42)
- Познакомить с некоторыми островами нашего города: Заячий, Аптекарский, Васильевский.
- Сказочные жители Санкт-Петербурга.
Цель:
- Познакомить детей со скульптурами, украшающими город: сторожевые львы на Дворцовой набережной, львы на Английской набережной, грифоны на Банковском мосту, сфинксы на Университетской набережной. Роль скульптурного убранства города в городском пейзаже: красота, величие, торжественность, воспитание.
- Развитие диалогической речи, памяти, мышления, творческого воображения.
- Петербургский вечер досуга: «Здравствуй, Нева!»
Цель:
- Активизировать интерес детей к окружающему городскому пейзажу.
- Закрепление знаний детей полученных на занятиях.
- Развитие памяти, мышления, речи, воображения.
ДЕКАБРЬ.
- «Ах вы кони, мои кони…»
Цель:
- Познакомить детей со скульптурами коней, украшающими город: кони на Аничковом мосту, квадриги на Арке Главного штаба и Александринском театре, диоскуры у Манежа.
- Развитие памяти, внимания, мышления, речи.
- Город и горожане.
Цель:
- Познакомить детей с понятием «город», с происхождением слова «город».
- Познакомить детей с личностью Петра Первого, его вкладом в рождение города;
- Формировать у детей образ города как «живого» объекта (город меняется, растёт, украшается, «болеет»).
- Развивать мышление, внимание, память, диалогическую речь.
- Строим крепость.
Цель:
- Познакомить детей с архитектурным сооружением – крепостью, с характерными признаками; с её назначением, с внешним видом; функциональным назначением; с постоянными жителями;
- Развития воображения, творчества, мышления, речи.
- Заячий остров.
Цель:
- Познакомить детей с Заячьим островом, его местонахождении;
- познакомить с началом строительства крепости по приказу Петра 1 в годы войны; с трудностями строительства;
- Петропавловская крепость.
Цель:
- Познакомить детей с Петропавловской крепостью, местонахождением, функциями, связанными с защитой города во время войны, признаками крепостного сооружения.
- Петропавловский собор.
Цель:
- Продолжить знакомство детей с Петропавловской крепостью.
- Познакомить детей со зданием Петропавловского собора, с колокольней.
- Новогодний Петербург.
Цель:
- Познакомить детей с новогодним убранством города;
- Изготовить с детьми новогоднюю ёлочку;
- Развитие фантазии, творчества, мелкой моторики рук;
- Петербургский вечер досуга:
Цель:
- Закрепление знаний у детей, полученных на занятиях о Заячьем острове и
Петропавловской крепости.
ЯНВАРЬ
- Адмиралтейство.
Цель:
- Познакомить детей со зданием Адмиралтейства
(местонахождение, внешний вид, назначение)
- Строительство кораблей.
Цель:
- Познакомить детей со строительством кораблей, их разнообразием; внешним видом;
- Развитие воображения, творчества, конструктивных способностей.
- Чудеса в Адмиралтействе.
Цель:
- Закрепить знания детей полученных на занятиях об Адмиралтействе.
- Развитие памяти, мышления;
- Невский проспект.
Цель:
- Познакомить детей с главным проспектом города. Его местоположением, основными достопримечательностями (Адмиралтейство, Дом книги, Гостиный двор, Елисеевский магазин, Аничков мост).
- Сказки старого фонаря.
Цель:
- Познакомить детей с фонарями Санкт-Петербурга, их функциональным назначением, роль в жизни города, связанная с городскими условиями жизни и природными особенностями Санкт-Петербурга.
- Познакомить с фонарями подъезда Зимнего дворца, Троицкого моста, Петропавловской крепости, моста Александра Невского. Соответствие внешнего вида фонарей их местонахождению. Отражение в элементах их оформления мастерства и фантазии мастеров.
- Знаменитые люди Санкт-Петербурга: Корней Чуковский.
Цель:
- Познакомить детей с детским писателем, живущим в Санкт-Петербурге – Корнеем Чуковским
и его произведением «Мойдодыр».
- Подвиг нашего города в дни блокады.
Цель:
- Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.
- Формирование патриотического чувства ребят к своему городу.
- Петербургский вечер досуга: По волнам, по волнам, нынче здесь, а завтра там.
Цель:
- Закрепление знаний об Адмиралтействе;
ФЕВРАЛЬ
- Сказочный дворец.
Цель:
- Познакомить детей с Зимним дворцом (местонахождение, внешний вид, назначение)
- Залы Зимнего дворца.
Цель:
- Познакомить детей с некоторыми залами Зимнего дворца (Парадная лестница, Петровский зал, Тронный зал, Рыцарский зал)
- Красивые вазы Зимнего дворца.
Цель:
- Познакомить детей с коллекцией ваз в Зимнем дворце.
- Вызвать желание у детей нарисовать вазы в нетрадиционной технике (симметричный отпечаток)
- Сокровища Зимнего дворца.
Цель:
- Познакомить детей с некоторыми экспонатами Зимнего дворца (часы «Павлин», трон, карета, вазы, картины)
- Развитие внимания, памяти, воображения (мнемотаблица)
- Дворцовая площадь.
Цель:
- Познакомить детей с ансамблем Дворцовой площади, её местонахождением и назначением.
- Петербургский вечер досуга: «День защитника Отечества»
Цель:
- воспитывать чувство уважения к Российской Армии, любовь к Родине.
- формировать волевые качества: целеустремленность, выдержку, развитию чувства взаимопомощи, поддержки;
- способствовать сближению родителей и детей;
- Храмы Санкт-Петербурга: Казанский собор.
Цель:
- Познакомить детей с Казанским собором, его местонахождением, внешним видом
и отличием от Петропавловского собора.
- Знаменитые жители Санкт-Петербурга: Александр Сергеевич Пушкин
Цель:
- Познакомить детей со знаменитым петербуржцем Александром Сергеевичем Пушкиным и его произведением «Сказка о золотой рыбке».
МАРТ
- Фонтаны Санкт-Петербурга.
Цель:
- Познакомить детей с фонтанами, украшающими наш город, их местонахождение и
значением в жизни горожан.
- Петербургский цирк на Фонтанке.
Цель:
- Познакомить детей с городским цирком, его местонахождением, значением в жизни горожан
и его артистами.
- Петербургский зоопарк.
Цель:
- Познакомить детей с петербургским зоопарком, его местонахождением, значением
в жизни горожан.
- Упражнять в отгадывании загадок.
- Развивать речь, воображение.
- Летний сад.
Цель:
- Познакомить детей с Летним садом (решётка, скульптуры, пруд с лебедями, памятник Крылову, Летний дворец) его местонахождением на карте города, значением для жизни горожан.
- Памятник И. А Крылову в Летнем саду.
Цель:
- Познакомить детей с баснописцем И. А. Крыловым и его необычным памятником в Летнем саду;
- Красивые здания Санкт-Петербурга.
Цель:
- Познакомить детей с фасадами современных зданий: Дворца спорта «Юбилейный», гостиницы «Прибалтийской», аэропорта «Пулково»;
- Детские театры Санкт-Петербурга: театр марионеток им. Деменни.
Цель:
- Познакомить детей с театром марионеток им. Деменни на Невском проспекте, его особенностями, артистами и репертуаром;
- Петербургский вечер досуга: Путешествие на петербургском автобусе.
Цель:
- Закрепление знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга в игровой форме.
АПРЕЛЬ
- Путешествие по городу. (Кобзева, 73)
Цель:
- Продолжать знакомить детей с городом; закреплять знания о транспорте города;
- Закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте;
- Помощники на дороге. (Кобзева, 75)
Цель:
- Закрепить у детей знания о работе светофора;
- Расширять представления о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»;
- Знакомить детей с понятием «Островок безопасности» и его функциями»
- Осторожно – перекрёсток! (Кобзева, 79)
Цель:
- Дать представление о том, что место пересечения дорог называется перекрёстком»
- Познакомить детей с особенностями движения общественного транспорта на перекрёстке;
- Расширять знания детей о назначении дорожных знаков;
- Московский район Санкт-Петербурга.
Цель:
- Познакомить детей с понятием – район, микрорайон. Местоположением на карте города
Московского района (почему так назван, главный проспект, ближайшее метро,
главная достопримечательность);
- Моя улица. Мой дом.
Цель:
- Продолжать знакомство детей с улицами своего микрорайона.
- Выявить знания детей о домашнем адресе.
- Целевая прогулка: Наш детский сад.
Цель:
- Познакомить детей с улицей, на котором стоит детский сад.
- Город-цветок.
Цель:
- Формировать у детей образ города как «живого» объекта (город меняется, растёт,
украшается, «болеет»)
- Воспитывать у детей бережное отношение к объектам их ближайшего окружения.
- Мастер – класс «Украшение на Пасху».
Цель:
- Познакомить детей с праздником Пасха.
- Вызвать у детей желание изготовить пасхальное украшение.
МАЙ
- Акция: Сделаем город красивее.
Цель:
- Высадка рассады цветов на клумбы детского сада.
- День Победы.
Цель:
- Познакомить детей с убранством города ко дню Победы, с мероприятиями, проходящими в нашем городе во время дня Победы (парад на Дворцовой площади, салют)
- Площадь Победы.
Цель:
- Познакомить детей с южными воротами Санкт-Петербурга – площадью Победы.
- Научить делать голубков (символ мира)
- Московский парк Победы.
Цель:
- Познакомить детей с Московским парком Победы, его местонахождением, значением в жизни горожан, особенностями.
- Знаменитые жители Санкт-Петербурга: Александр Сергеевич Пушкин
Цель:
- Познакомить детей со знаменитым петербуржцем Александром Сергеевичем Пушкиным
и его произведением «Сказка о золотой рыбке»
- Праздник «День города»
Цель:
- Воспитание чувства любви к своему городу.
- Музеи Санкт-Петербурга: Эрмитаж, Военно-морской, Зоологический музей.
Цель:
- Познакомить детей с некоторыми музеями нашего города, их местонахождение,
отличия друг от друга;
- Пойди – туда, не знаю куда.
Цель:
- Учить детей ориентироваться на карте города, находить изученные достопримечательности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....
Методическая разработка на тему: "Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Календарно-тематическое планирование летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в МБДОУ №1 "Русалочка" на 2016г....
Консультация для родителей на тему:«Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста"
Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной ср...
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса: «Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.»
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса/...
Роль игры в развитии познавательного интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга у старших дошкольников
Представлен материал из опыта работы...
Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.
Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга....
"Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста" (04.2023)
Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста....