«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».
статья по теме
В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
воспитателя МКДОУ НГО «Детский сад № 17 «Солнышко» п. Лобва
Зыковой Ирины Михайловны
на тему:
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
в воспитательно-образовательном процессе
с детьми дошкольного возраста».
Войдёт компьютер в детство,
Войдёт с грядущим веком.
Не зря ИКТ
Мы прочно увлеклись.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий.
Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
Новые информационные технологии (НИТ) – технологии активного использования компьютера в процессе обучения.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
- методика использования ИКТ в образовательном процессе,
- систематизация компьютерных развивающих программ,
- единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Это прежде всего:
преобразование предметно-развивающей среды,
создание новых средств для развития детей,
использование новой наглядности.
В своей деятельности мы выделили следующие направления использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:
создание презентаций;
работа с ресурсами Интернет;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
В нашем детском саду педагоги используют разнообразное оборудование:
• Телевизоры с DVD приставками,
• Компьютеры,
Мультимедийный проектор,
Принтер,
Магнитофоны,
Видео- и фотокамеру.
И конечно у нас есть мечта приобрести интерактивную доску. Три педагога нашего детского сада прошли подготовку по использованию интерактивной доски в образовательном процессе.
Компьютер же уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение. Ещё в 2008 году мы решили попробовать проводить часть занятий в старшей и подготовительной к школе группах с использованием ИКТ сначала на компьютере, а затем «вывели на большой экран» через проектор. Основная идея заключалась в соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка.
Из интернет-ресурсов мы использовали презентации про правила дорожного движения, пожарную безопасность, «Правила поведения в лесу» и другие; знакомили детей с государственными и народными праздниками.
Воспитатель Касьянова Н.А. с помощью анимированных картинок создавала и показывала детям младших групп сказки «Колобок», «Курочка Ряда», «Маша и медведь» и другие, знакомила с домашними и дикими животными.
В результате нашей работы по внедрению информационных технологий мы отметили их преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:
В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Как информационно-обучающее пособие
Для контроля усвоения материала детьми.
В тоже время при внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером,
недостаточная оснащенность дошкольных учреждений,
недостаток помещений,
высокая цена на мультимедийное оборудование.
И допустить следующие ошибки:
несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,
неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,
бесплановость, случайность применения ИКТ,
нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками,
несоответствие возрасту детей.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в нашем детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Помимо создания и использования презентаций мы очень эффективно пользуемся ресурсами Интернета. Это стало возможным, благодаря оборудованному педагогическому кабинету, в котором имеются два компьютера с выходом в Интернет, и педагоги в удобное для них время могут спокойно за ними поработать.
ИКТ используем в подготовке и проведении праздников.
Большое подспорье информационные технологии оказывают в исследовательской и проектной деятельности детей: это поиск информации по теме работы и подготовка презентации.
То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа того, где можно применять ИКТ.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в детском саду.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для выступления на Круглом столе « Применение информационно- коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста», для воспитателей Тема: «Мультимедийная презентация - одна из форм ИКТ в работе с д
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опрных образов, наполненных исчерпывающей структурирующей информацией в алгоритмическом порядке. В э...
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ...
статья из опыта работы "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф.Базарного в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"
Статья из опыта работы воспитателя по использованию элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе ...
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.Авторы социо-игровой технологии – Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, (организация образовательной деятельности с ...
«Использование ИКТ-технологий в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
На начальном этапе работы я изучала средства ИКТ-технологий, которые можно использовать в работе с дошкольниками.Это - телевизор, ноутбук, сеть интернет, флеш-карта, принтер, интерактивная доска и др....