Мастер- класс "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_fevral_22.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер–класс
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Подготовила; Кайсер Н.М.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что время, проведённое с вами, будет интересным и полезным.
Мастер- класс «Я умею и вас научу»
Тема моего мастер–класса «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
ЦЕЛЬ которого повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
Теоретическая часть
Именно в раннем возрасте закладываются кирпичики интеллекта, именно ранний возраст является фундаментом физического и эмоционального развития, поэтому воспитателям, работающим с детьми раннего возраста, предъявляют высокие требования.
Воспитатель в группах раннего возраста должен уметь играть, так как игра для детей раннего возраста является основным видом деятельности. Игра – является универсальным методом воспитания маленьких детей.
Особенность первая.
Необходимость включения в детскую деятельность.
Она требует непременного участия взрослого, который не только передает детям необходимые правила и способы игровых действий, но и когда взрослый сам увлечен, интерес к деятельности легко передается малышу.
Особенность вторая.
Необходимость личной обращенности к ребенку.
Малыши не воспринимают, призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Дети способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными».
Особенность третья.
Неэффективность любых вербальных методов воспитания. (Словесный)
Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Особенность четвертая.
Необходимость принимать ребенка.
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
Особенность пятая.
Необходимость эмпатии.
Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание.
Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
- Совместная деятельность педагога с детьми.
- Образовательная деятельность в режимных моментах.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Организованная образовательная деятельность.
Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:
- образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания;
важно повторение занятий, действия умения, знания, приобретенные ребенком, становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; или один и тот, же материал, но меняется задание.
Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей.
Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Игры и занятия предполагают в основном индивидуальную работу ребёнка с предметами. На первых порах эта работа требует участия взрослого. Нужно заинтересовать ребёнка предметами, показать возможные действия с ними и научить правильным способам. Как только воспитатель заметит, что малыш сам с удовольствием играет этими игрушками, можно оставить его одного, до тех пор, пока игра не наскучит ему. Если ребёнок потерял интерес к данным игрушкам, или действует с ними неадекватно (бросает, грызёт, сосёт) нужно предложить ему другие.
У ребенка второго-третьего года жизни еще не развито произвольное внимание. Малышу трудно заставить себя делать то, что не вызывает у него интереса. Поэтому очень важно пробудить этот интерес к занятию и в дальнейшем поддерживать его. С этой целью можно использовать сюрпризные моменты (неожиданное появление или исчезновение предмета). Би-би (в группу за веревочку въезжает грузовик, из-за ширмы появляется мишка, или куда-то спрятался нужно найти, стук в дверь кошечка с чудесным мешочком)
Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.
Практическая часть: Я сейчас предлагаю вам на время стать детьми.
Игра «Иди ко мне»
Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, приветствие.
Ведущий: Я воспитатель. Я встречаю малыша, который пришёл в детский сад. Здравствуй, Мариночка! (Ласково.) Иди ко мне, моя хорошая! (Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает). Ах, какая хорошая Мариночка ко мне пришла! (Игра повторяется). Что вы почувствовали, когда воспитатель вас встретил?
Предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие на паровозе
Песня: вот поезд наш едет ….
1.«Музыкальная полянка».
Для нас, взрослых, не секрет, что музыка – один из видов искусства, наиболее близких и понятных ребенку.
Музыка в повседневной жизни детей должна звучать во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку из повседневной жизни ребенка.
Малыши учатся водить хороводы, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать и ритмично двигаться. (в младшем дошкольном возрасте дети не только запоминают названия бубна, погремушки, колокольчика, но и произносят звукоподражания: Логоритмичная игра «Тук-тук- молотком», лесной оркестр
Паровоз муз.Железновой
2. Полянка «Веселые пальчики».
Известно, что, стимулируя развитие мелкой моторики рук мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогаем ему быстрее овладеть речью.
Для развития мелкой моторики рук использую, игры – шнуровки, мозаика, разнообразные конструкторы, пуговицы, фасоль)
А Простые игры с участием пальчиков и ручек, да еще в сопровождении детской песенки или потешки, не просто поднимут настроение Вашему малышу, но и будут иметь оздоровительный эффект.
Проиграть пальчиковые игры; «Солнышко, покажись!
Красное, снарядись! Чтоб год от года давала нам погода, теплого летечка, грибы в Берестечке ягодки в лукошке, зеленого горошка,
Пальчикова игра «Сказки»
Пальчиковая игра «Белка» (муз. Железновой)
Песня: вот поезд наш едет ….
3. Полянка речевая.
В условиях д/с развитие речи детей, осуществляется в повседневном общении. Режимные моменты занимают довольно много времени, поэтому мы можем максимально использовать для формирования речи, обучения навыкам посильной самостоятельности, правилам поведения. Дети знают названия многих предметов, с которыми встречаются в быту, с помощью воспитателя устанавливают простейшие взаимозависимости: “Руки моют мылом, чтобы они были чистыми”, “Сапожки надевают потому, что прошел дождь” и т. д. В работе с детьми раннего возраста надо стараться избегать употребления стереотипных фраз. Иногда воспитатели, желая, чтобы ребенок поблагодарил, обращаются к нему с неизменной фразой: “А что надо сказать?” - вместо того чтобы предложить ему: “Поблагодари” или просто: “Скажи “спасибо”. С помощью художественного слова можно научить ребенка самостоятельности. Например, убирать игрушки «Ну теперь за дело дружно убирать игрушки нужно, убирать и не ломать завтра будем вновь играть.» или «Это Оленьке известно, что взяла клади на место», «раз два три четыре, пять пора игрушки убирать»
При мытье рук» Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит!"
"Каплю мыла я возьму и ладошки им потру!" Правой моем левую, левой моем правую»,
При приеме пищи: кашка из гречки, где варилась в печке….
Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, сопровождается показом картинок, картин и игрушек. Потешка: пошёл котик под мосток
В своей работе использую фланелеграф раскладывания героев сказок. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а дидактические игры с использованием фланелеграфа очень увлекают детей.
Речь воспитателя должна служить образцом для подражания детей.
Песня: деток поезд наш везет в лес и на полянку….
4. Полянка игровая
Чтение стихотворения «Зайку бросила хозяйка» А. Барто
Обыграть игровую ситуацию «Зайка заболел»
Сюжетно – ролевые игры, как ни странно, это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть, как катать машинку за верёвочку, как строить домик из кубиков – всё это ребёнок узнаёт из совместной игры со взрослыми.
Детские сюжетные игры необходимы для социализации ребёнка, что немаловажно для успешной жизни.
Маленькие дети всегда находятся в движении мы должны поддержать его и научить. Игра «Я бросаю ты лови, а уронишь подними. Мой веселый звонкий мяч ….
Малыши любят играть в подвижные игры, Игра: «В садике зеленом», «Хвостик
Песня: вот поезд наш едет ….
5.Полянка экспериментирования
Игры - экспериментирования открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, знакомясь со свойствами воды и песка, зимой со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне. Также мы проводим опыты и с другими предметами: с трубкой, с мыльными пузырями, зеркалом.
Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся
Игры вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Этот вид деятельности является предпосылкой к исследовательской деятельности.
Итак, можно сделать вывод, что обучение и воспитание детей раннего возраста носят специфический характер, они проводятся в основном в игровой форме. Это объясняется особенностями ребенка.
Уважаемые педагоги прошу оценить наш мастер-класс. Если вам понравилось, и вы будете использовать в своей работе, мой опыт поставьте зеленый вагончик, если вам было не понятно- желтый, а если совсем не понравилось – красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класса: Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста.
Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества....
Мастер-класс "Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста"
Материал сосдержит информацию по использованию сенсорных коробок с детьми раннего возраста...
Мастер- класс для семейного досуга с детьми раннего возраста по нетрадиционной технике рисования с использованием ватных палочек «Одуванчик».
Мастер- класс для семейного досуга с детьми раннего возраста по нетрадиционной технике рисования с использованием ватных палочек «Одуванчик»....
Мастер класс:"Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста,игры с водой и песком"
Опыты и эксперименты для детей раннего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания (мастер-класс) «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» для детей раннего возраста (2 года)
Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» для детей раннего возраста (2 года)...
Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность дет...
Мастер-класс «Экспериментирование с водой с детьми раннего возраста»
Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах с водой. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотря...