Проект " Толерантность - путь к миру"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Толерантность – путь к миру»
Актуальность
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Под толерантностью исследователи понимают:
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Проект позволит организовать новое приоритетное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и реализовать систему мероприятий с детьми и родителями в данном направлении.
Педагогическими условиями формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении станут:
1.Создание толерантного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
2.Организация условий по подготовке педагогов, специалистов соответствующая целям и задачам толерантного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
5. Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольного образовательного учреждения специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.
Цель проекта:
Формирование основ толерантности у дошкольника.
Задачи:
1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;
2.Пополнение материальной и методической базы ДОУ;
3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья;
5. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
6. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
7. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Для детей | Для педагогов | Для родителей |
Воспитательные: -Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями; -Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных ситуаций; Развивающие: Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми; Обучающие: Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек». | -Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть сущность понятия «толерантность»; -Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста. - Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста; -Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей – дошкольников; -Разработать ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности; -Определить педагогическую эффективность реализованных проектов; | -Выявить уровень толерантности родителей -Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно: -Подготовка совместно с детьми фото проектов. -Участие в совместных мероприятиях -На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей. |
Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта: ноябрь 2021 года – май 2022 года.
Тип проекта: долгосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.
Материально-техническое оснащение:
- Кабинет психолога для занятий с детьми;
- Компьютер; магнитофон;
Планируемые результаты
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Мы разные, но мы вместе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.
Достижения поставленной цели и задач
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
Реализация проекта в образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие
В основу содержания проекта легла системность со всеми представителями детский сад – семья - ребенок:
– работа с детьми,
– работа с семьей воспитанников ДОУ,
- работа родителей с детьми,
- работа с педагогическим коллективом.
I этап: Подготовительный
1.Разработать план работы по формированию толерантности | Воспитатели, специалисты, |
2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности | Воспитатели, специалисты |
3. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира | Воспитатели, родители |
4. Составить список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения | Воспитатели, педагог-психолог |
5. Разработать собрание для родителей и тренинг с педагогами | Педагог-психолог |
6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением | Воспитатели, педагог-психолог |
7. Сформировать картотеку игр и упражнений «Уроки добра», «Уроки общения» | Педагог-психолог |
8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности | Воспитатели |
9. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности | Воспитатели, специалисты |
10. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников | Воспитатели, педагог-психолог |
II этап: Реализация проекта
Темы | Мероприятия | Ответственный |
Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе, Организация информационного пространства среди родителей | 1.Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов 2.Приобретение картин художников мира 3.Создание картотеки подвижных игр народов мира 4.Создание альбомов об обычаях и традициях народов России | Воспитатели, родители, специалисты |
Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса | 1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. 2.Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. 3.Анкетирование педагогов для самооценки толерантности, опросник « Черты терпимой личности» 4. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам. Дети: - имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»; - имеют представление о том, как поступать в конкретном случае; - имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе. Родители: -умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка; - умение безконфликтного общения. | Педагог-психолог |
1.«Игры народов мира» 2. Семинар – тренинг с педагогами | 1.Спортивное развлечение 2.Подвижные игры на прогулке 3. Семинар – тренинг по теме «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности педагога- воспитателя» | Инструктор по физкультуре, Воспитатели, Педагог-психолог |
«Новогодние обычаи стран и народов мира» | 1.Настольные и напольные игры 2.Мультимедиа-презентации по темам; сюжетные игры; 3.Творческие рассказы по теме | воспитатели |
1. «Моя страна» «Символика нашей страны» 2.«Мой город» 3.«Русские народные праздники и традиции» | 1.Фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе 2.Рассматривание альбомов неделя зимних игр и забав 3.Чтение русских народных закличек, песенок, потешек | Педагоги группы Музыкальный руководитель |
1.«Моя родословная» 2.«Наши защитники» | 1.Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов» 2. Творческие игры; Сюжетные игры; 3.Мини-проекты о своей семье; 4.Выставки фотовыставка любимых мест в городе | Педагоги группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог |
1.Родительское собрание, посвященное дню толерантности; 2. Развлечение «Хоровод дружбы» 3. «Семейные династии» | 1. Родительское собрание, посвященное дню толерантности « Толерантность - путь к миру» 2. Встречи с членами семьи 3. «Семейные династии» | Педагог-психолог, родители, педагоги, музыкальный руководитель |
«День Земли» | 1.Развлечения по теме; 2.Выпуск сборник стихов о Земле; 3.Выставка детского рисунка «Мы – дети планеты Земля» | Воспитатели |
1.«День Победы» 2. «День семьи» | 1.Беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей; 2.Музыкальное развлечение « День Победы» 3. Конкурс рисунков к Дню победы; 4.Праздник ко Дню семьи 5. Чтение и заучивание стихотворений о символе России «Генеалогическое древо моей семьи» | Воспитатели, Музыкальный руководитель, родители |
Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста | 1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности; 2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»; 3. Создание и выставки семейных альбомов; 4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»; 5. Просмотр видеофильмов « Мы –другие»; 6.Оформление информационных стендов для родителей. | Педагоги группы Пеагог-психолог Муз.руководитель Физ.инструктор |
Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ | 1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме; 2. Участив в семинарах, конференциях; 3. Создание фонда видео- аудиоматериалов; 4. Создание картотек: - игры народов мира - сказки народов мира - национальные традиции; 5. Публикация наработок в СМИ; 6. Создание методического пособия. | Педагог-психолог, педагоги группы, специалисты |
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности
Чтение сказок народов мира в течение недели.
«Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей»
Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности»
«День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей других групп
Выставка детских рисунков «Мои друзья»
Основные формы работы:
1. Работа с воспитанниками ДОУ:
Важным условием для успешности реализации проекта является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов и приемов, использования национального регионального компонента. В связи этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие виды деятельности ребенка:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.
3. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
4.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Этюды и упражнения направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.
5.Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
7.Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
В качестве основных методов и приемов работы использовались:
- Беседа на моральные темы
- Чтение и последующий анализ художественных произведений
- Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
- Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
- Слушание и пение детских песен
- Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
- Рисование на заданную тему
- Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
- Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера .
- Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).
2. С родителями воспитанников ДОУ
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
1. Проведение родительского собрания с участием детей « Толерантность-путь к миру»;
2. Круглый стол.
3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру, папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей»;
4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
3. Работа родителей с детьми
1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;
2. Изготовление генеалогических дерев;
3. Конкурс совместных рисунков.
Формы работы с воспитателями
1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);
2. Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности воспитателя»
3. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;
4. Консультирование воспитателей по проблеме формирования толерантности.
III этап: Заключительный
1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста
2. Презентация проекта на собрании педагогов.
В результате реализации проекта будет:
1.Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.
2.В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
3.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. У детей будут развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Оценка результатов
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Теоретическая и практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» , картотека «Уроки общения», картотека игр народов мира и подобрана картотека по психогимнастике. Работа с детьми проводилась поэтапно.
Данный проект не только развивает у дошкольников к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности:
- Терпимость к чужим мнениям.
- Сотрудничество.
- Отказ от причинения вреда кому-либо.
- Дружелюбие.
- Чуткость и заботу.
- Доверие.
- Доброжелательность.
- Умение владеть собой и не осуждать других.
- Гуманизм.
- Любознательность. .
- Чувство юмора.
- Умение слушать собеседника.
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Толерантность - путь к миру" для подготовительной группы
Материал будет полезен для воспитателей подготовительных групп. Знакомство детей с понятиями "толерантность", "милосердие", "сострадание", "сотрудничество"....
Проект в подготовительной группе "Толерантность - путь к миру"
Данный проект предназначен для реализации в старшей или подготовительной группе детского сада....
Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»
В данной статье раскрывается тема воспитания у подростающего поколения культуры мира и толернтности в семье, в образовательном учреждении. Формирование условий для воспитания культуры межнационального...
Проект "Толерантность-дорога к миру!"
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толера...
Презентация "Толерантность - путь к миру"
Презентация "Толерантность - путь к миру"...
Методическая разработка мероприятия к проекту Толерантность тропинка к Миру «Игры разных народов мира»
Цель:использование территории детского сада для ознакомления дошкольников с играми и национальными обычаями разных народов;- формирование положительной мотивации для развития динамической активности д...
Круглый стол "Толерантность- путь к миру"
Материал для работы с родителями...