Проект " Толерантность - путь к миру"
проект (старшая группа)

Фёдорова Юлия Васильевна

" Толерантность - путь к миру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tolerantnost_0.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Проект

                  «Толерантность – путь к миру»

Актуальность

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети  замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Под толерантностью исследователи понимают:

- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

     Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

     Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

          Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Проект позволит организовать новое приоритетное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и реализовать  систему  мероприятий с детьми и родителями в данном направлении.

Педагогическими условиями формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в  дошкольном образовательном учреждении станут:

1.Создание толерантного пространства в дошкольном образовательном  учреждении.

2.Организация условий по подготовке педагогов, специалистов соответствующая целям и задачам толерантного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.

4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

5. Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольного образовательного учреждения специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.

Цель проекта:

 Формирование основ толерантности у дошкольника.

Задачи:

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;

2.Пополнение материальной и методической базы ДОУ;

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья;

5. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

6. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности  у детей старшего дошкольного возраста.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

7. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Для детей

Для педагогов

Для родителей

Воспитательные:

-Формирование толерантного  отношения к  людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями;

-Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения  выходить из конфликтных ситуаций;

Развивающие: 

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми;

Обучающие:

Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек».

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть  сущность понятия «толерантность»;

-Изучить возрастные особенности детей  дошкольного возраста.

- Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

-Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей – дошкольников;

-Разработать  ряд проектов по формированию толерантности детей дошкольного возраста и апробировать их в педагогической деятельности;

-Определить педагогическую эффективность реализованных проектов;

-Выявить уровень толерантности родителей

-Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно:

-Подготовка совместно с детьми фото проектов.

 -Участие в совместных мероприятиях

-На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для  родителей.

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта: ноябрь 2021 года – май 2022 года.

Тип проекта: долгосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.

Материально-техническое оснащение:

  • Кабинет психолога для занятий с детьми;
  • Компьютер; магнитофон;

Планируемые результаты

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную,  приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Мы разные, но мы вместе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Достижения поставленной цели и задач

 Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.

Реализация проекта в образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

В основу содержания проекта легла системность со всеми представителями детский сад – семья - ребенок:

– работа с детьми,

– работа с семьей воспитанников ДОУ,

-  работа родителей с детьми,

- работа с педагогическим коллективом.

I этап: Подготовительный

1.Разработать план работы по формированию толерантности

Воспитатели, специалисты,

2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности

Воспитатели, специалисты

3. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира

Воспитатели, родители

4. Составить список произведений художественной литературы  для чтения и обсуждения

Воспитатели, педагог-психолог

5. Разработать собрание для родителей и тренинг с педагогами

Педагог-психолог

6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением

Воспитатели, педагог-психолог

7. Сформировать картотеку игр и упражнений «Уроки добра», «Уроки общения»

Педагог-психолог

8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Воспитатели

9. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности

Воспитатели, специалисты

10. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

Воспитатели, педагог-психолог

II этап: Реализация проекта

Темы

Мероприятия

Ответственный

Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,

Организация информационного пространства среди родителей

1.Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов

2.Приобретение картин художников мира

3.Создание картотеки подвижных игр народов мира

4.Создание альбомов об обычаях и традициях народов России

Воспитатели, родители,

специалисты

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста.

2.Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

3.Анкетирование педагогов для самооценки

толерантности, опросник

« Черты терпимой личности»

4. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.

Дети:

- имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

- имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

- имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

Родители:

-умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

- умение безконфликтного общения.

Педагог-психолог

1.«Игры народов мира»

2. Семинар – тренинг с педагогами

1.Спортивное развлечение

2.Подвижные игры на прогулке

3. Семинар – тренинг по теме «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности педагога- воспитателя»

Инструктор по физкультуре,

Воспитатели, Педагог-психолог

«Новогодние обычаи стран и народов мира»

1.Настольные и напольные игры

2.Мультимедиа-презентации по темам;

сюжетные игры;

3.Творческие рассказы по теме

воспитатели

1. «Моя страна»

«Символика нашей страны»

2.«Мой город»

3.«Русские народные праздники и традиции»

1.Фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе

2.Рассматривание альбомов

неделя зимних игр и забав

3.Чтение русских народных закличек, песенок, потешек

Педагоги группы

Музыкальный руководитель

1.«Моя родословная»

2.«Наши защитники»

1.Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов»

2. Творческие игры;

Сюжетные игры;

3.Мини-проекты о своей семье;

4.Выставки

фотовыставка любимых мест в городе

Педагоги группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог

1.Родительское собрание, посвященное дню толерантности;

2.  Развлечение «Хоровод дружбы» 

3. «Семейные династии»

1. Родительское собрание, посвященное дню толерантности

« Толерантность - путь к миру»

2.  Встречи с членами семьи

3. «Семейные династии»

Педагог-психолог, родители, педагоги, музыкальный руководитель

«День Земли»

1.Развлечения по теме;

2.Выпуск сборник стихов о Земле;

3.Выставка детского рисунка «Мы – дети планеты Земля»

Воспитатели

1.«День Победы»

2. «День семьи»

1.Беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей;

2.Музыкальное развлечение « День Победы»

3. Конкурс рисунков к Дню победы;

4.Праздник ко Дню семьи

5. Чтение и заучивание стихотворений о символе России

«Генеалогическое древо моей семьи»

Воспитатели,

Музыкальный руководитель,

родители

Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста

1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;

2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»;

3. Создание и выставки семейных альбомов;

4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»;

5. Просмотр видеофильмов « Мы –другие»;

6.Оформление информационных стендов для родителей.

Педагоги группы

Пеагог-психолог

Муз.руководитель

Физ.инструктор

Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2. Участив в семинарах, конференциях;

3. Создание фонда видео- аудиоматериалов;

4. Создание картотек:

- игры народов мира

- сказки народов мира

- национальные традиции;

5. Публикация наработок в СМИ;

6. Создание методического пособия.

Педагог-психолог, педагоги группы, специалисты

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности

Чтение сказок народов мира в течение недели.

«Рекомендации для родителей по   толерантному воспитанию детей»

Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности»

«День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей других групп

Выставка детских рисунков «Мои друзья»

Основные формы работы:

1. Работа с воспитанниками ДОУ:

Важным условием для успешности реализации проекта  является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов  и приемов, использования  национального регионального компонента. В связи этим при формировании навыков успешного социального целесообразно использовать следующие  виды  деятельности ребенка:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения  через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.

3. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

4.Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Этюды и упражнения направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.

5.Использование художественного слова –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

6.Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

7.Использование наглядных пособий –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.    Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В качестве основных методов и приемов работы использовались:

  • Беседа на моральные темы
  • Чтение и последующий анализ художественных произведений
  • Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
  • Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
  • Слушание и пение детских песен
  • Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
  • Рисование на заданную тему
  • Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
  • Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера .
  • Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).

2. С родителями воспитанников ДОУ

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

1. Проведение родительского собрания с участием детей « Толерантность-путь к миру»;

2. Круглый стол.

3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру,  папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей»;

4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

3. Работа родителей с детьми

1.Совместно с детьми изготовить атрибуты костюмов дома сшить костюм для куклы;

2. Изготовление генеалогических дерев;

3. Конкурс совместных рисунков.

Формы работы с воспитателями

1.Изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);

2. Проведение семинара-тренинга с воспитателями «Особенности проявления толерантности в структуре деятельности  воспитателя»

3. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

4. Консультирование  воспитателей по проблеме формирования толерантности.

III этап: Заключительный

1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста

2. Презентация проекта на собрании педагогов.

В результате реализации проекта будет:

1.Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии спортивного праздника, досуги с родителями.

2.В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

3.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности); укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

4. У детей будут развиты такие качества личности,  как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение  друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.

Оценка результатов

Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.  

Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.        

Теоретическая и практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты  условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей  старшего дошкольного возраста, и в нее включены  цикл занятий  и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения разработан конспект игры-тренинга с родителями  подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» , картотека «Уроки общения», картотека игр народов мира и подобрана картотека по психогимнастике.  Работа с детьми проводилась поэтапно.

Данный проект не только развивает у дошкольников к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности:

  1. Терпимость к чужим мнениям.
  2. Сотрудничество.
  3. Отказ от причинения вреда кому-либо.
  4. Дружелюбие.  
  5. Чуткость и заботу.
  6. Доверие.
  7. Доброжелательность.
  8. Умение владеть собой и не осуждать других.
  9. Гуманизм.
  10. Любознательность. .
  11. Чувство юмора.
  12. Умение слушать собеседника.

    Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности  своих детей.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант:  «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Толерантность - путь к миру" для подготовительной группы

Материал будет полезен для воспитателей подготовительных групп. Знакомство детей с понятиями "толерантность", "милосердие", "сострадание", "сотрудничество"....

Проект в подготовительной группе "Толерантность - путь к миру"

Данный проект предназначен для реализации в старшей или подготовительной группе детского сада....

Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»

В данной статье раскрывается тема воспитания у подростающего поколения культуры мира и толернтности в семье, в образовательном учреждении. Формирование условий для воспитания культуры межнационального...

Проект "Толерантность-дорога к миру!"

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толера...

Презентация "Толерантность - путь к миру"

Презентация "Толерантность - путь к миру"...

Методическая разработка мероприятия к проекту Толерантность тропинка к Миру «Игры разных народов мира»

Цель:использование территории детского сада для ознакомления дошкольников с играми и национальными обычаями разных народов;- формирование положительной мотивации для развития динамической активности д...

Круглый стол "Толерантность- путь к миру"

Материал для  работы с родителями...