Круглый стол "Толерантность- путь к миру"
материал
Материал для работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_dlya_roditeley_tolerantnost-_doroga_k_miru.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
с.п. МАЛКА ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Круглый стол
для родителей
«Толерантность- дорога к миру»
Подготовила: старший
воспитатель Кертбиева Т.С..
Цель: осознать толерантность как путь преодоления непонимания между людьми.
Задачи:
- усвоить понятие толерантности;
- понять пути разрешения спорных ситуаций с помощью толерантности;
- осознать необходимость толерантного поведения;
Вступление.
Уважаемые родители, сейчас у нас будет проходить круглый стол на тему толерантности. Итак, первое, что мы обсудим – это понятие толерантности. Выскажите, пожалуйста, как вы его понимаете.
Давайте обсудим важную для всех тему. В современном мире происходит значительное количество конфликтов между людьми по множеству разных вопросов. Отдельной проблемой стоит непонимание, неприятие людей по поводу их различия, непохожести друг на друга по каким-либо признакам. Это могут быть различия по внешности, положению в обществе, образу жизни, взглядам. Избежать конфликтов на этой почве позволяет такое качество человека, как толерантность.
Обсуждение.
Понятие «толерантность» происходит от латинского tolerantia – терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий. Этот термин, обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Но это не безразличие, а принятие других такими, какие они есть, уважение к другим, сопереживание, сочувствие.
В «Философском энциклопедическом словаре» толерантность определяется как «терпимость к разного рода взглядам». Это признак уверенности в себе, понимания надежности своих позиций, когда человек не боится сравнения с другой точкой зрения.
Следующее, что предлагаю вам обсудить – нужно или не нужно вообще быть толерантным, терпимым? Желательно, чтобы каждый из вас высказал своё мнение, хотелось бы услышать мнение каждого. Обоснуйте его, объясните. Организуем дискуссию: задача каждого из вас – убедить остальных в своей правоте, но только соблюдая нормы приличия, прибегая только к цивилизованным приёмам ведения спора: убеждению, обоснованию, не переходя на оскорбления. Каждый имеет право на своё мнение, относитесь к этому с уважением, ведь в этом проявляется толерантность. Итак, нужно убедить остальных в своей правоте, сохраняя атмосферу уважения.
Предлагаем вашему вниманию информацию для размышления:
- Приложение №1
- Приложение №2
- Приложение №3
Обсуждение.
Представьте ситуацию: на улице бездомный человек упал и сломал руку, как следует к нему относиться и как на это реагировать? Прохожие не обращают внимания на него, брезгливо отворачиваясь. Нужна ли здесь толерантность?
Обсуждение.
А как относиться, если этот человек ещё и пьян?
Обсуждение.
А каков будет итог, если вы поможете или не поможете человеку? В каждом случае что вы и он получите или потеряете?
Обсуждение.
Другая ситуация: вы видите компанию подростков, которые выглядят вызывающе: ярко выкрашенные волосы в странной причёске, странная бросающаяся в глаза одежда, они слушают музыку, которую не понимает большинство людей, в том числе вы; но они ведут нормальный здоровый образ жизни, не совершают ничего противоправного. Отнесётесь ли вы терпимо к ним?
Обсуждение.
А как бы вы отнеслись к ним, если бы они оказались знамениты каким-нибудь благородным делом, например, благотворительностью или помощью нуждающимся?
Обсуждение.
А теперь ситуация, с которой также можно столкнуться: вы едете в поезде с инвалидом, которые постоянно просит вас о чём-нибудь: подать, принести, помочь залезть на полку, в том числе и среди ночи, а днём просит вас не включать музыку, которую вам и вашим попутчикам хочется слушать. Вы очень устали, уже раздражены. Попутчики уговаривают вас не обращать внимания на его просьбы и позвать проводницу. Как вам поступить?
Обсуждение.
Возможно, этот человек – герой какой-нибудь войны, или в прошлом спас много жизней, или совершил много других достойных поступков. А если нет – то он так же заслуживает уважения, не так ли? И что важнее – потратить силы на помощь этому человеку и сберечь его силы или сберечь свои силы?
Обсуждение.
Толерантность имеет место и в отношениях с детьми. Представьте, дочь нарисовала рисунок и преподнесла ему в подарок. Она недостаточно хорошо умеет рисовать, хотя очень старалась. Отцу не понравилось качество подарка, и он отчитал дочь за это. Прав ли отец? И как следовало поступить?
Обсуждение.
Что в этой ситуации важнее – сказать ребёнку правду или не расстраивать ребёнка, чтобы он в будущем научился рисовать лучше?
Обсуждение.
Как вы считаете, где грань между толерантностью и излишней уступчивостью? И как найти баланс между толерантностью и отстаиванием своего мнения? Как воспитать толерантность в ребёнке, и необходимо ли это? А как вы приучаете своего ребёнка уважать других людей, не похожих на него?
Подведём итоги. Можно ли сказать, что с помощью толерантного поведения можно преодолеть множество конфликтов? Чего можно добиться толерантностью? Вспомните как можно больше, какие конфликты можно разрешить, относясь к другим людям толерантно? Пусть выскажется каждый.
Приложение №1
Роль семьи в формировании
поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Декларация прав ребенка гласит, что «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». Поэтому возникает необходимость уже с ранних лет воспитывать в ребенке уважение к другим, чьи привычки и взгляды отличаются от собственных. Это поможет дошкольникам найти общий язык с представителями других культур. К тому же воспитание уважения к другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей [3, с. 10]. Однако, здесь следует отметить участие семьи в поликультурном образовании детей дошкольного возраста. Ведь именно семья является первым источником традиций. В семье ребенок учиться общаться, слушать и уважать мнение других, с терпением и бережливостью относится к своим близким. Именно семья формирует идеалы и общественно – социальные установки, составляющие в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Поэтому в современных условиях воспитательного процесса существует необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию поликультурного воспитания.
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей - это процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Организуя сотрудничество работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следует выделить следующие цели:
• осознать важность и необходимость поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
• осуществлять единство воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
• формировать личную заинтересованность родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
• развивать стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Родители могут оказывать оценимую помощь, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию и энтузиазм.
Формы работы с семьями могут быть разнообразными, например, выпуск семейных газет, проектная деятельность, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Таким образом, совместная работа педагогов и родителей позволит в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь) .
Список литературы
1. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года
2. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 6.
3. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Под редакцией В. Н. Вершинина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
Приложение№2
Взаимодействие семьи и
детского сада как условие поликультурного воспитания
Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе.
Одним из важных звеньев поликультурного воспитания дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется взаимодействию с родителями.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает ребёнок, с приоритетом для него культуры его национальности.
Современная модель сотрудничества д/сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и д/сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться на тесном сотрудничестве. Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс детского сада.
На базе нашего детского сада организована «площадка», которая направлена на поликультурное развитие детей дошкольного возраста.
Сначала было проведено анкетирование родителей по выявлению отношения к людям других национальностей. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что большинство родителей имеют положительное отношение к людям других национальностей и хотят формировать у своих детей толерантное отношение к ним.
Начинать поликультурное воспитание мы начали с изучения малой Родины, традиций и уклада своей семьи.
Знакомство с историей своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, побуждает его сопереживать, внимательно относиться к прошлому.
Неотъемлемой частью образовательного процесса по поликультурному образованию воспитанников является активное участие родителей в жизни группы и детского сада в целом. Для активизации родителей нами используются такие формы работы как:
- выпуск семейных газет (генеалогическое древо) ;
- использование семейных фотоальбомов в режимных моментах;
- выставки совместных поделок;
- фотовыставки;
- постоянная рубрика в информационной газете ДОУ «Журавлик» «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»;
- конкурсы поделок;
- семейные праздники в группах;
- фольклорные развлечения с участием родителей;
- родительское собрание в форме деловой игры «Как воспитать толерантного человека? »
Привлекли родителей к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Дети начали использовать в своей речи потешки, считалки, загадки, познакомились с новыми сказками, узнают сказочных героев, осмысленно участвуют в русских, мордовских народных играх, называют предметы из домашнего обихода, вышедшие из употребления (чугунок, ухват, крынка, самовар). Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости.
Приложение №3
Воспитание толерантности
в образовательном пространстве ДО в соответствии с ФГОС
Что отличает современное общество? Зачастую, его отличает жестокость и нетерпимость людей друг к другу. К сожалению, жестокими являются не только взрослые, но и дети. В создавшихся условиях просто необходим некий ориентир, моральный принцип, способный регламентировать отношения между людьми и воспрепятствовать дальнейшему моральному вырождению общества. Таким доминирующим принципом морали может выступать толерантность. Научная литература рассматривает толерантность как уважение к другим людям, признание их права на отличие, отказ от насильственных методов взаимодействия. Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его следует как можно раньше. Воспитывать толерантность необходимо уже в дошкольном возрасте, как в периоде наиболее благоприятном для формирования определённых качеств личности. В современном образовательном пространстве одним из ведущих направлений является воспитание детей в духе дружбы и взаимопонимания. Приоритет детского сада и педагогов состоит в том, чтобы в основу мировосприятия воспитанников, окончивших дошкольное учреждение, были положены принципы толерантности. Для привития норм толерантности в дошкольной организации должны быть сформированы следующие условия:
1. Создание образовательной среды, соответствующей духу толерантности;
2. Специализированная подготовка педагогических кадров, способствующая привитию толерантных норм подрастающему поколению;
3. Применение в работе педагогических технологий, нацеленных на воспитание толерантных установок у детей;
4. Социальное взаимодействие педагогов и родителей, направленное на воспитание толерантности.
Создание толерантного пространства в Дошкольной Организации является одним из направлений современного дошкольного образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из задач образования является обеспечение равных условий для развития каждого ребёнка в независимости от его нации, языка, социального статуса, пола, места проживания, физиологических и психических особенностей. Для создания толерантного пространства в ДО должны быть созданы нижеперечисленные психолого-педагогические условия, соответствующие ФГОС:
• Уважение педагогов к человеческому достоинству детей, формирование их положительной самооценки и уверенности в своих силах и способностях;
• Поддержка педагогами доброжелательного и положительного взаимоотношения между детьми;
• Защита детей от всех форм психического и физического насилия;
• Ориентация образовательного процесса на интересы каждого ребёнка.
Люди, взаимодействующие с детьми в ДО и создающие так называемое толерантное пространство, должны сами обладать чувством уважения к окружающим независимо от их религии, расы, национальной принадлежности и культуры. Мировоззрение, профессионализм и убеждения педагогов влияют на эффективность общения с воспитанниками и формирование их взглядов.
Педагогический работник должен обладать компетенциями, позволяющими создавать ситуацию для развития толерантных установок у воспитанников. О данных компетенциях говорится и в Стандарте. Компетенции предполагают:
1) Обеспечение эмоционально-благополучного климата для каждого ребёнка посредством:
• создания положительной психологической и морально-нравственной обстановке в группе;
• создания условий для благоприятных и дружеских отношений между воспитанниками, в том числе относящимся к разным социальным слоям, религиозным и культурным общностям;
• проявления участия и внимания к интересам детей;
• прямого и непринужденного общения с каждым ребёнком;
2) Формирование условий, необходимых для независимого выбора детьми деятельности, участников коллективной деятельности и материалов;
3) Построение образования, принимающего во внимание индивидуальные особенности и устремления каждого ребёнка.
Кроме вышеперечисленного педагог должен обладать личностно-ориентированными педагогическими технологиями сотрудничества с воспитанниками. К ним следует отнести такие технологии как диалог, дискуссия и сотрудничество. В диалоге передаётся самобытность и своеобразие другого человека. Взаимодействие в диалоге предполагает равноправие позиций в общении. Целью дискуссии является поиск истины. Каждый из её участников вправе отстаивать свою точку зрения, доказывая её право на существование. Сотрудничество – это коллективная формулировка целей деятельности, общее планирование. Этот стиль сотрудничества активизирует творчество людей, раскрывает личностный потенциал каждого человека. Умело организованные педагогом диалог, дискуссия и сотрудничество являются одним из важнейших пунктов развития толерантности в детском коллективе.
Последним условием формирования толерантности у дошкольников является социальное взаимодействие родителей и педагогов. В Образовательном Стандарте также говорится о сотрудничестве ДО с семьями воспитанников, которое должно носить открытый характер. Именно родители являются первыми и главными воспитателями детей. Одной из разновидностей культуры, с которой сталкивается маленький ребёнок, является народная культура. Он знакомится с ней через так называемый материнский фольклор, к которому можно отнести прибаутки, потешки, колыбельные песни. Народная культура служит основой для развития отношений между людьми, в доходчивой форме доносит до детей правила и нормы социального общежития и формирует основы толерантности.
Таким образом, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на создание условий для развития толерантности в Дошкольной Организации. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры возможных достижений детей. На завершающем этапе получения дошкольного образования воспитанники должны обладать способностью договариваться, учитывая при этом интересы и чувства окружающих; уметь разрешать конфликты и возникающие противоречия; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Как видим, современное дошкольное образование нацелено на воспитание толерантных установок у детей, что в свою очередь является одной из составляющих формирования толерантного общества в целом.
Литература:
1. Асмолов Л. Г. Толерантность: от утопии к реальности / На пути к толерантному сознанию // Под ред. Л. Г. Асмолова. М., 2000.
2. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2003. – №11.
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь к миру и спокойствию
Обратите внимание на этот материал. Могу подтвердить из личного опыта: работает....
Интегрированное занятие "Толерантность - путь к миру" для подготовительной группы
Материал будет полезен для воспитателей подготовительных групп. Знакомство детей с понятиями "толерантность", "милосердие", "сострадание", "сотрудничество"....
Проект в подготовительной группе "Толерантность - путь к миру"
Данный проект предназначен для реализации в старшей или подготовительной группе детского сада....
Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»
В данной статье раскрывается тема воспитания у подростающего поколения культуры мира и толернтности в семье, в образовательном учреждении. Формирование условий для воспитания культуры межнационального...
Использование педагогических технологий в работе с детьми по детскому экспериментированию как пути познания мира.
Представлен опыт работы использования педагогической технологии в работе с дошкольниками, цель и задачи работы по теме, алгоритм подготовки и структура занятий по детскому экспериментированию, виды оп...
Презентация "Толерантность - путь к миру"
Презентация "Толерантность - путь к миру"...
Проект «Детское экспериментирование – путь познанию мира».
Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, прио...