Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»
статья на тему

В данной статье раскрывается тема воспитания у подростающего поколения культуры мира и толернтности в семье, в образовательном учреждении. Формирование условий для воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanova_svetlana_gennadevna-statya.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Романова Светлана Геннадьевна

                                                                                        воспитатель ГБДОУ детский сад№36

                                                                                        Невский район Санкт-Петербурга

 

                Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»

16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

                                                                                         «Если я чем то на тебя не похож,

                                                                                           я этим вовсе не оскорбляю тебя,

                                                                                           а напротив, одаряю»

                                                                                                                А. де Сент-Экзюпери.

Интересный термин – «терпимость», давайте остановимся на нем немного подробнее и выясним, что же он означает.

Терпимость – проявление уважительного отношения к чужим традициям, привычкам, к жизненной позиции, даже, несмотря на непонимание или явное отвращение к этим действиям. 

  • Терпимость – снисхождение к немощам пожилых людей и инвалидов.
  • Терпимость – это не только признание чужой правоты, но и своих ошибок.
  • Терпимость – уважение к чувствам и традициям других людей.
  • Терпимость делает людей всей планеты по-настоящему равными.
  • Без терпимости невозможны любовь, дружба и деловые отношения.

Преимущества терпимости:

  • Терпимость позволяет принимать жизненные события такими, какие они есть, без злобы сопротивления.
  • Терпимость не осуждает и не навязывает.
  • Терпимость дарит оптимизм и веру в светлое будущее.

Проявление терпимости:

  • В одном государстве могут уживаться люди разных наций и цветов кожи, при этом заключаются межнациональные браки. Это проявление терпимости.
  • Изучение традиций и верований других народов позволяет лучше понять их и проявлять терпимость.
  • Только выслушав кого-либо можно понять его позицию и возможно принять ее
  • Чуткое отношение к окружающим людям, уважение чужих традиций ведет к толерантности.

Термин – «толерантность» относительно новое слово, четкого однозначного толкования этот термин не имеет.

Некоторые ученые связывают появление термина – толерантность с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, требующую практического решения. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, искусства жить в мире непохожих людей. Лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + педагог». Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложиться на образовательную среду, на педагогов. Им в этом деле необходимы:

  • Информация о воспитания толерантности
  • Представление о возможных средствах, технологиях воспитания
  • Толерантность необходима и самому педагогу

Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты), но и с взрослыми. Едва ли не самый трудный для педагога «участок» - толерантность в отношениях с родителями. В последние годы эта среда становится все более требовательной. Нередки ситуации противостояния, непонимания. Но часто родители не вольны в выборе образовательного учреждения, дети в выборе вообще не участвуют, так и педагог не выбирает пап, мам и детей. Зачастую приходится приноравливаться, терпеть, дабы сосуществовать.

Чтобы избежать и преодолеть столкновение авторитетов, приходиться сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями, щадить родительское самолюбие при публичных и индивидуальных характеристиках детей, полнее информировать родителей о различных сторонах жизни ребенка в коллективе. Именно так создается основание обоюдной толерантности. 

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся создать благоприятную обстановку для всех, кто по тем или иным причинам приехал в наш город и посещает наш детский сад.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  • Проведение праздников, и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
  • Театрализованную деятельность дошкольников по сюжетам, в основе которых сказки народов мира;
  •  Русские народные подвижные игры, игры народов мира;
  •  Знакомство детей с традициями народов разных странах;
  • Встреча с родителями других национальностей и рассказы об их культуре, традициях;
  • Знакомство с творчеством народов мира;
  • Знакомство со сказками народов мира;
  • Организация совместной деятельности родителей и детей.

Большая часть вопросам воспитания у детей толерантности в дошкольном учреждении уделяется в совместной деятельности педагога и детей. Мы начинаем знакомить детей с фольклором народов стран мира. В познавательной деятельности происходит ознакомление с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: оригами, вышивка, рисование в технике «батик», роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей, лепка животных и т. д. В процессе игр с куклами воспитанники могут знакомиться с национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари, мокасины и т. д.), с цветом кожи и характерными для другой национальности выраженных черт лица, в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей. Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал — интересный и разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Толерантность - путь к миру" для подготовительной группы

Материал будет полезен для воспитателей подготовительных групп. Знакомство детей с понятиями "толерантность", "милосердие", "сострадание", "сотрудничество"....

Проект в подготовительной группе "Толерантность - путь к миру"

Данный проект предназначен для реализации в старшей или подготовительной группе детского сада....

Презентация "Толерантность - путь к миру"

Презентация "Толерантность - путь к миру"...

Статья: "Игра - путь детей к познанию окружающего мира".

В статье раскрывается игра,как одна из ведущей деятельности для дошкольнтков. Раскрывается вся важность и актуальность игры для воспитанников. Рассматривается использование игры при патриотическом вос...

Статья " Игра-путь детей к познанию мира"

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...

Проект " Толерантность - путь к миру"

quot; Толерантность - путь к миру"...

Круглый стол "Толерантность- путь к миру"

Материал для  работы с родителями...