Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»
статья на тему
В данной статье раскрывается тема воспитания у подростающего поколения культуры мира и толернтности в семье, в образовательном учреждении. Формирование условий для воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanova_svetlana_gennadevna-statya.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Светлана Геннадьевна
воспитатель ГБДОУ детский сад№36
Невский район Санкт-Петербурга
Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»
16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
«Если я чем то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а напротив, одаряю»
А. де Сент-Экзюпери.
Интересный термин – «терпимость», давайте остановимся на нем немного подробнее и выясним, что же он означает.
Терпимость – проявление уважительного отношения к чужим традициям, привычкам, к жизненной позиции, даже, несмотря на непонимание или явное отвращение к этим действиям.
- Терпимость – снисхождение к немощам пожилых людей и инвалидов.
- Терпимость – это не только признание чужой правоты, но и своих ошибок.
- Терпимость – уважение к чувствам и традициям других людей.
- Терпимость делает людей всей планеты по-настоящему равными.
- Без терпимости невозможны любовь, дружба и деловые отношения.
Преимущества терпимости:
- Терпимость позволяет принимать жизненные события такими, какие они есть, без злобы сопротивления.
- Терпимость не осуждает и не навязывает.
- Терпимость дарит оптимизм и веру в светлое будущее.
Проявление терпимости:
- В одном государстве могут уживаться люди разных наций и цветов кожи, при этом заключаются межнациональные браки. Это проявление терпимости.
- Изучение традиций и верований других народов позволяет лучше понять их и проявлять терпимость.
- Только выслушав кого-либо можно понять его позицию и возможно принять ее
- Чуткое отношение к окружающим людям, уважение чужих традиций ведет к толерантности.
Термин – «толерантность» относительно новое слово, четкого однозначного толкования этот термин не имеет.
Некоторые ученые связывают появление термина – толерантность с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, требующую практического решения. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, искусства жить в мире непохожих людей. Лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + педагог». Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложиться на образовательную среду, на педагогов. Им в этом деле необходимы:
- Информация о воспитания толерантности
- Представление о возможных средствах, технологиях воспитания
- Толерантность необходима и самому педагогу
Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты), но и с взрослыми. Едва ли не самый трудный для педагога «участок» - толерантность в отношениях с родителями. В последние годы эта среда становится все более требовательной. Нередки ситуации противостояния, непонимания. Но часто родители не вольны в выборе образовательного учреждения, дети в выборе вообще не участвуют, так и педагог не выбирает пап, мам и детей. Зачастую приходится приноравливаться, терпеть, дабы сосуществовать.
Чтобы избежать и преодолеть столкновение авторитетов, приходиться сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями, щадить родительское самолюбие при публичных и индивидуальных характеристиках детей, полнее информировать родителей о различных сторонах жизни ребенка в коллективе. Именно так создается основание обоюдной толерантности.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся создать благоприятную обстановку для всех, кто по тем или иным причинам приехал в наш город и посещает наш детский сад.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- Проведение праздников, и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
- Театрализованную деятельность дошкольников по сюжетам, в основе которых сказки народов мира;
- Русские народные подвижные игры, игры народов мира;
- Знакомство детей с традициями народов разных странах;
- Встреча с родителями других национальностей и рассказы об их культуре, традициях;
- Знакомство с творчеством народов мира;
- Знакомство со сказками народов мира;
- Организация совместной деятельности родителей и детей.
Большая часть вопросам воспитания у детей толерантности в дошкольном учреждении уделяется в совместной деятельности педагога и детей. Мы начинаем знакомить детей с фольклором народов стран мира. В познавательной деятельности происходит ознакомление с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: оригами, вышивка, рисование в технике «батик», роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей, лепка животных и т. д. В процессе игр с куклами воспитанники могут знакомиться с национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари, мокасины и т. д.), с цветом кожи и характерными для другой национальности выраженных черт лица, в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей. Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал — интересный и разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик.
Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.
Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Толерантность - путь к миру" для подготовительной группы
Материал будет полезен для воспитателей подготовительных групп. Знакомство детей с понятиями "толерантность", "милосердие", "сострадание", "сотрудничество"....
Проект в подготовительной группе "Толерантность - путь к миру"
Данный проект предназначен для реализации в старшей или подготовительной группе детского сада....
Презентация "Толерантность - путь к миру"
Презентация "Толерантность - путь к миру"...
Статья: "Игра - путь детей к познанию окружающего мира".
В статье раскрывается игра,как одна из ведущей деятельности для дошкольнтков. Раскрывается вся важность и актуальность игры для воспитанников. Рассматривается использование игры при патриотическом вос...
Статья " Игра-путь детей к познанию мира"
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...
Проект " Толерантность - путь к миру"
quot; Толерантность - путь к миру"...
Круглый стол "Толерантность- путь к миру"
Материал для работы с родителями...