Проект "Толерантность-дорога к миру!"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tolerantnost.doc | 423.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Толерантность - дорога к миру!»
Автор проекта
старший воспитатель Л.А. Гончарова
Санкт-Петербург
2017г
Обоснование
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Дошкольное детство - важнейший период развития человеческой личности, в этот период, закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, и именно в этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Опыт восприятия окружающего мира у детей ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Важно в это время сформировать у детей доброе и уважительное отношение к людям, к представителям разных национальностей, к людям с ОВЗ, заложить основы толерантности.
В решении задач развития толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно:
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В Санкт-Петербурге на сегодняшний день проживают жители более ста национальностей. В нем взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных этнических групп и разных культур, которые испытывают языковые и культурные трудности, им сложнее влиться в коллектив, раскрыть свой потенциал и усвоить общеобразовательную программу.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. В одной из групп нашего детского сада для детей 5-6 лет - 72% воспитанников русские, 28% - других национальностей, а именно:
азербайджанцы – 4, армяне – 3, белорусы – 2, казахи – 1, узбеки-1.
По отношению к детям старшего дошкольного возраста, толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности; способность к восприятию многообразия мира, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении к культуре иных национальностей.
Поэтому знакомство с разными странами, культурой разных народов, и развитие у ребенка интегративных качеств по отношению к детям с ОВЗ, (формирование которых невозможно без воспитания ребенка толерантного самосознания) помогает сформировать у детей положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии, и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Воспитание толерантности связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия.
Наш детский сад является специализированным для детей с аллергопаталогией, индивидуальные особенности которых могут привести к некоторой изолированности и неприятию их другими детьми, в связи, с чем может возникнуть проблема успешной социализации. (см. см. приложение № 1 «Работа с детьми», подпроект «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ (имеющими аллергопатологию) в рамках реализации ООП ДОУ).
К сожалению, способность поделиться, помочь, уступить, разделять чужую радость и беду - качества встречающиеся все реже. Мы стараемся развивать в детях терпимость, доброжелательное отношение «к не таким, как все» людям. Наша задача научить детей воспринимать особенности людей, оказывать им при необходимости помощь и поддержку, проявлять заботу, сострадание и милосердие.
Опираясь на игровую деятельность дошкольника, с помощью педагога, ребенок сможет перенести их образ на окружающую действительность, проявляя к «необычным» людям желание помочь, тактичное отношение, сочувствие, доброжелательность.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой задачи. Проведенное анкетирование (анкета прилагается) родителей детей старшего дошкольного возраста выявило, что у родителей недостаточная компетентность в вопросе развития толерантных отношений у дошкольников. Плохо осведомлены в традициях своего народа (в том числе русские плохо знают русские традиции), многие родители путают:
- национальные праздники с религиозными,
- народные сказки с авторскими,
- русские сказки с зарубежными,
- не знают народных игр, песен, танцев своего народа.
В основе взаимодействия взрослых с детьми и воспитания толерантности лежит природное любопытство ребенка и желание активно знакомиться с миром. Наши воспитанники задавали взрослым вопросы:
- В какой стране мы живем?
- Почему люди говорят на разных языках?
- На каком языке говорит Даша?
- Почему у разных народов разные праздники?
- Почему мы такие разные? и т.д.
Совместно с родителями мы стремимся научить детей видеть уникальность каждого человека, показать различия людей - люди выглядят по-разному, по-разному одеваются, разговаривают. У каждого человека есть свои интересы, желания, цели, каждый имеет что-то неповторимое.
Проект по тематике: информационно - игровой
Участники проекта: дети, педагоги и специалисты детского сада, родители.
По срокам реализации: долгосрочный: сентябрь 2015 года – август 2016 года.
Возраст детей: старший дошкольный возраст: 5-7 лет
Система работы над проектом
Направления работы:
Участники: | Дети, педагоги, родители. Педагоги: В проекте участвуют педагоги и специалисты детского сада. Проект проходит через все образовательные области ФГОС ДО. Ведут работу с детьми: проводят познавательные занятия - путешествия, игры, беседы, оформление центра толерантности, мониторинг и др. С родителями: просвещение, консультирование, привлечение к участию в совместных мероприятиях в рамках проекта. Дети: Активные участники проекта Родители: Участвуют в мероприятиях ДОУ, в рамках заявленной темы. |
Принципы организации деятельности участников проекта:
| Принцип научности – лежит в основе всех технологий, используемых для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Принцип систематичности и последовательности –заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором решаются задачи проекта. Принцип культуросообразности - учёт культурной и этнической среды воспитания ребенка. Воспитание толерантности непосредственно связано с формиро-ванием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. Принципы связи воспитания толерантности с жизнью - заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества. Принцип уважительного отношения к личности - при формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды: - создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе; -организация диалога и сотрудничества в коллективе; - организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива. |
Формы работы педагогов над проектом | -методические разработки разнообразных игровых упражнений, занятий; -практические занятия; -праздники и развлечения; -использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем, карт и др.; -использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира -слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов; -разработка памяток, консультаций; -анкетирование воспитателей и родителей; диагностика уровня развития взаимоотношений в группе сверстников; |
Формы работы с детьми | Развитие и укрепление толерантных отношений у дошкольников будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность. На всем протяжении работы по проекту деятельность детей будет проходить в виде путешествия. Во время путешествия на воздушном шаре дети разных национальностей будут в игровой форме приглашать к себе в гости и знакомить с обычаями своего народа. Таким образом, активизация интереса дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, будет способствовать воспитанию толерантности, уважению прав людей других национальностей, а также обеспечит базу развития нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении детей в школе. Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. |
Формы работы с родителями | Консультации, фотостенды, совместные развлечения, индивидуальные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, культуры. |
Развивающая предметно-пространственная среда: | - Создание уголков толерантности в группах. - Иллюстративный, дидактического, методический, игровой, музыкального материала по теме проекта, в том числе с использованием ИКТ технологий. |
Целью проекта «Толерантность-дорога к миру!» является:
Задачи проекта представлены в следующей схеме:
А также:
- Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
- Пополнение материальной базы ДОУ.
- Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
- Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.
- Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
- Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
- Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Прогнозируемый результат:
- Обогащение и расширение представлений детей о других странах, народах.
- Осознание и признание детьми приоритета общечеловеческих ценностей.
- Развитие чувства дружбы и мира между народами.
- Развитие у детей глубокого уважения к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательности и такта во взаимоотношениях со всеми людьми вне зависимости от их национальной и расовой принадлежности; интеллектуальной сферы детей, расширят опыт нравственного поведения.
- Приобретут навыки позитивного взаимодействия посредством игровой деятельности, разовьют опыт толерантных отношений, умение устанавливать партнёрские взаимоотношения со сверстниками (умение договариваться, улаживать конфликты);
- Повысится компетентность воспитателей и родителей по практическому решению проблемы толерантных отношений дошкольников.
- Наличие толерантного самосознания у дошкольников к сверстникам и успешная социализация детей с аллергопатологией.
- Родители воспитанников станут поддерживать и активно участвовать в деятельности ДОУ по формированию основ толерантности, приобретут навыки позитивного отношения с детьми.
Основное содержание этапов проекта:
Проект состоит из трех этапов: подготовительный, содержательный и заключительный.
На каждом этапе решается ряд задач для достижения цели данного этапа. Итогом достижения цели каждого этапа будет являться достижение цели проекта.
I. Подготовительный этап
- Диагностика уровня толерантности (благополучия, взаимности, удовлетворённости взаимоотношений) в группе сверстников между детьми разных национальностей.
- Изучения мнения родителей и компетентности педагогов по вопросу толерантности в дошкольном детстве.
- Определение основной проблемы, темы проекта.
- Определение цели и задач проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, теоретических источников, иллюстрационного и игрового материала по теме проекта.
II. Содержательный этап
- Составление перспективного плана реализации проекта с интеграцией в образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, физическое воспитание.
- Составление и уточнение конспектов занятий, развлечений с детьми и консультаций, презентаций для родителей.
- Создание современных условий обучения детей старшего дошкольного возраста толерантным отношениям в группе сверстников – пополнение предметно-развивающей среды.
- Организация совместных мероприятий с детьми и родителями, направленных на развитие толерантных отношений старших дошкольников:
- расширение представлений детей и родителей об истоках культурно-этнического многообразия (национальные игры, праздники; народная игрушка и национальная кукла; знаменательные даты в истории разных стран и народов; совместная творческая деятельность детей и взрослых);
- знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
- знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.
- Обеспечение условий для формирования представлений о толерантности у старших дошкольников:
- развитие представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной неповторимой личности;
- развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различия;
- содействие формированию знаний об окружающем мире в соответствии с программой ДОУ;
- содействие осознанию и усвоению норм толерантного поведения и общения;
- · воспитание позитивного отношения к культуре разных народов.
- III. Заключительный этап
- Диагностика результатов на момент окончания проекта.
- Систематизация знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре.
- Анализ результатов проекта. Указание ресурсов для дальнейшей реализации проекта.
Модель формирования толерантности у детей дошкольного возраста
Цель: формирование толерантности у детей дошкольного возраста
Педагогические условия формирования толерантности в дошкольном учреждении
Этапы формирования толерантности Совместная деятельность
с детьми по формированию
I этап. Информационно-познавательный толерантности дошкольников
Цель: получение информации о многообразии
окружающего мира, о самом себе, и об окружающих
II этап. Эмоционально-волевой
Цель: помочь детям выработать положительную
оценку по отношению к окружающим людям
III этап. Мотивоционно-поведенческий
Цель: привитие нравственных норм поведения,
уважения к окружающим, доброжелательности,
вежливости
Формирование толерантности в контексте социализации дошкольника
Перспективный план реализации проекта
Подготовительный этап
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. | 1. Изучение и подбор методической и художественной литературы. 2.Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей и педагогов ДОУ по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. 3. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей и педагогов ДОУ по следующим параметрам. Педагоги: - умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу толерантного отношения; - наличие толерантных отношений у сотрудников; - умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей. Дети: - имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»; - имеют представление о том, как поступать в конкретном случае; -имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе. Родители: -умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка; - умение бесконфликтного общения. | В течение года 1 этап – сентябрь- 2015 года 2 этап – Октябрь-ноябрь-2015 года | Старший воспитатель, воспитатели Педагог-психолог, воспитатель Педагог-психолог, воспитатель |
Содержательный этап
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1.Пополнение материальной базы ДОУ | Приобретение методической литературы, дидактических пособий. | С сентября 2015 года. | Заведующий, старший воспитатель |
2. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста | 1. Знакомство с национальными праздниками. 2. Знакомство с народными играми, фольклором, традициями. 3.Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами. 4. Мобильные выставки творчества различных народов; 5.Организация концертов с национальными костюмами. 7. Театральные постановки. 8. Сюжетно-ролевые игры. 9. Дни национальной культуры. | сентябрь , 2015 – август 2017 | Воспитатели. |
3.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города. | 1. Посещение различных музеев и мини-музеев; 2.Различные экскурсии для ознакомления с достопримечательностями нашего города. 3. Посещение выставок в городе и организация выставок в детском саду: -выставка костюмов и игрушек русского народного творчества; -национальная кукла; 4. Посещение картинных галерей; 5. Фотовыставки с видами города; 6.Тематические занятия «Городовичок в гостях у детей»; 7.Знакомство с известными людьми нашего города. | Декабрь, 2015 – февраль 2016 | Ст.воспитатель, воспитатели. |
4.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста 5. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ | 1.Консультирование семей по проблеме формирования толерантности. 2.Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений». 3.Создание и выставки семейных альбомов. 4. Организация конкурса «Сделаем своими руками». 5.Просмотр видеофильмов о семейных праздниках. 6.Оформление информационных стендов для родителей. 1.Проведение методических мероприятий по данной проблеме. 2.Участие в семинарах, конференциях. 3.Создание фонда видео- аудиоматериалов. 4. Создание картотек: - подвижные игры народов мира; - сказки народов мира; - национальные традиции; - дидактические игры 5.Создание методического пособия. | В течение года. Апрель –июнь 2016 | Психолог, воспитатели. |
Заключительный этап
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и детей дошкольного возраста. | 1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения в учреждении и дома; 2.Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей и педагогов ДОУ. 6. Проведение КВН с целью выявления уровня проф. мастерства и реализации полученных знаний на практике. 7. Отчет педагогов ДОУ о проделанной работе. | Апрель, август 2016 | Психолог, воспитатели. |
Мониторинг
Для выявления уровня сформированности толерантности детей старшего дошкольного возраста и подтверждения результативности работы по проекту был проведен мониторинг в старшей и подготовительной группах (старшая группа - 26 человек, подготовительная группа – 27 человек).
Мониторинг проводился по этапам: в начале и в конце проведения проекта. Совместно с психологами были подобраны и адаптированы диагностические методики, разработаны критерии диагностики.
При определении уровней сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на характеристики толерантной и интолерантной личности, сформулированной в работах М.П. Мчедлова, А.П.Садохиной, Н.А. Асташевой и др. в работе построена система поведенческих реакций ребенка старшего дошкольного возраста по двум моделям: толерантная и интолерантная.
Таким образом, определены следующие уровни сформированности толерантности у детей дошкольного возраста, которые представлены в таблице.
Критерии | Толерантная личность | Интолерантная личность |
Эмоциональный | ||
Способность к эмпатии или способный к сопереживанию | Выражена в достаточной степени; высокий уровень сопереживания другому; переживание сверстника; способность принять утешение другого, эмоционально отзывчивый. | Практически не выражена; агрессивность к утешению другого и нежелание сопереживать другому |
Умение владеть собой | Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Стремится снять с себя ответственность за происходящее |
Доброжелательность | Эмоциональная вовлеченность в коллективную деятельность; желание помочь и подсказать даже вопреки правилам игры; способность уступать, отдавать, помогать, утешать; понимание справедливости | Игнорирование, собственничество, жадность, нежелание уступать в игре, неспособность к коллективной деятельности и взаимодействию со сверстниками; противопоставление себя и другого |
Социальная активность/ ассоциальное поведение | Эмоциональная вовлеченность в коллективную деятельность; желание помочь и подсказать даже вопреки правилам игры; способность уступать, отдавать, помогать, утешать; понимание справедливости | Собственничество, жадность, нежелание уступать в игре, неспособность к коллективной деятельности и взаимодействию со сверстниками; противопоставление себя и другого |
Коммуникативный | ||
Ориентация на себя или других, умение слушать | Ориентация на себя; стремится к личной независимости. развито чувства общности и солидарности в сообществе сверстников обусловливает и принятие другой, отличной от собственной точки зрения, на ситуацию, приведшую к конфликту. | Выраженная ориентация на оценку окружающих; большая потребность в похвале, превосходстве над другими; хвастовство; ревность к успехам других |
Мобильность поведения или расположенность к другим | Легкая адаптация в коллективе сверстников; отсутствие напряженности в поведении; отсутствие тревожности; автономность поведения (способность занять себя), т.е овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Тяжелая и долгая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость; демонстративность; замкнутость |
Суть диагностики состояла в проведении специализированных игровых тестов, призванных различить грани толерантного сознания и оценить уровень толерантности детей, таких как: игровые тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К.Тейлор); игровая диагностическая методика М.И.Лисиной, позволяющая выявить уровень развития коммуникативной деятельности дошкольников; игровой тест «Секрет» (Я.Л.Коломинский), позволяющая вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе, тестовое упражнение «Лесенка» В.Г. Щур по выявлению самооценки.
В качестве средства контроля в процессе проведения игр использовалось педагогическое наблюдение, которое выстраивалось по методу полярных профилей, фиксирующих уровни развития конкретных толерантных качеств (дружелюбный – агрессивный; самокритичный – самоуверенный; эмпатичный – эгоистичный; открытый – замкнутый; творческий – ограниченный; независимый – скованный; уступчивый - упрямый; отзывчивый – черствый; оптимистичный – скептичный; обидчивый – необидчивый; терпеливый – нетерпеливый и т.д.). Это дало возможность фиксировать в процессе наблюдения конкретные данные признаков толерантности.
Первичный педагогический мониторинг показал следующие результаты:
высокий уровень сформированности толерантности составил -8% , средний уровень-53% , низкий – 38%.
Результаты данной диагностики показали, что в двух группах:
а) большинство детей имеют низкий уровень сформированности толерантности, либо проявляют интолерантность по отношению к окружающим- 38%;
б) средний уровень толерантности обладают 53% воспитанников;
в) высокий уровень толерантности наличествует только у 8% дошкольников.
Это объясняется недостаточной сформированностью толерантности у детей дошкольного возраста.
По данным заключительного мониторинга:
Определение эффективности реализованной проектной деятельности в формирование основ толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Итоги заключительной диагностики:
Высокий уровень сформированности толерантности составил -19%, средний уровень-72%, низкий – 9%
Полученные данные показали, что произошли значительные изменения:
количество детей с высоким уровнем толерантности увеличилось на 10%;
со средним уровнем толерантности увеличилось на 19%;
число детей имеющих низкий уровень толерантности снизилось на 29%.
Прирост показателей по результатам мониторинга подтверждает эффективность нашей работы «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста».
Заключение
В ходе проведения проекта было выявлено, что главной особенностью «толерантности» является принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Рассмотрев специфику старшего дошкольного возраста, мы видим, что в ней закладываются предпосылки и есть все основания для формирования толерантности.
Для более эффективной работы по формированию основ толерантности необходимо соблюдать ряд педагогических условий таких как: знание возрастных особенностей дошкольников; честное сотрудничество с детьми и их родителями; активное участие детей в проводимых мероприятиях; создание благоприятной атмосферы;
В результате проведения проекта подтвердилось оптимальность определенных нами педагогических условий и мероприятий по формированию толерантности у детей дошкольного возраста, а так же цель проекта была достигнута. Мы обосновали содержание и условия формирования толерантности у детей дошкольного возраста.
Конечным результатом успешной реализации проекта стало наличие толерантного самосознания у дошкольников к сверстникам и успешная социализация детей с аллергопатологией в группах.
Мы с гордостью можем сказать, что в результате внедренного проекта наши воспитанники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.
Дети понимают друг друга, осознают собственную ценность и ценность других людей; проявляют эмпатию и толерантность; сознают, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; стараются выражать свои чувства и понимать чувства другого, находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
Мы и в дальнейшем намерены продолжить работу над разработкой специальных сюжетов для использования детьми в игровой деятельности и работу по ознакомлению родителей и детей с понятиями толерантности, знакомить с вопросами эффективного ведения переговоров, способами выхода из конфликтов в процессе воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Проект по познанию окружающего мира во второй младшей группе. По теме "в мире животных"
Формирование у младших дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты....
Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира, ознакомление с окружающим, в средней группе " В мире прекрасных ба...
"Мирись мирись и не дерись"
Мирись-мирись и не дерись.Физкультурное развлечение для детей 4-5 летнего возраста.Задачи: закрепить умение детей в ходьбе по уменьшенной площади; в прыжках; ходьбе змейкой; упражнениях с мячом ...
Как научить ребёнка разрешать конфликты? Мирись, мирись, мирись и больше не дерись
Как же быть, если ребенка обидели? И как научить его достойно выходить из подобных ¬ ситуаций?Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребёнка решать конфликты конструктивно и творческ...
МИРИСЬ, МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ?
Статья содержи конкретные рекомендации для разрешения конфликтных ситуаций между детьми - дошкольниками....