Проект в подготовительной группе "Толерантность - путь к миру"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Данный проект предназначен для реализации в старшей или подготовительной группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект толерантность в подготовительной группе | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
в подготовительной группе
«Толерантность – путь к миру»
Актуальность проекта.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В России, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимают проблемы взаимоотношений, решить которые можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не преходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Проведённая диагностика родителей воспитанников группы показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.
Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные; исходя из этого, определяются принципы воспитания.
Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Толерантность – путь к миру».
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи проекта для детей:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
- Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
- Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
- Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Задачи для педагогов и родителей:
- повышение компетентности родителей по правовым вопросам;
- оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
- применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
- взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой, долгосрочный.
Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта: ноябрь 2014 года – май 2015 года.
I этап: Подготовительный.
Разработать план работы в группе по формированию толерантности на 2014-2015 учебный год | |
Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира | |
Создание картотеки подвижных игр народов мира | |
Оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности | |
Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности. | |
Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников |
II этап: Реализация проекта.
Разработка плана работы в группе по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
План работы в группе «Улыбка» по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста на 2014 – 2015 год
Дата | Темы | Мероприятия |
В течение года | оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе, организация информационного пространства среди родителей | приобретение картин художников мира; создание картотеки подвижных игр народов мира; создание альбома об обычаях и традициях народов России |
Ноябрь | Анкетирование родителей на тему «О способах воспитания» «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» | Родительское собрание на тему «Воспитание толерантного ребенка» |
Ноябрь Декабрь | «Игры народов мира» | Подвижные игры на прогулке |
Декабрь | «Новогодние обычаи стран и народов мира» | Настольные и напольные игры Мультимедиа-презентации по темам; сюжетные игры; творческие рассказы по теме |
Январь | «Моя страна» «Символика нашей страны» «Мой город» «Русские народные праздники и традиции» «Обрядовая кукла» | Создание альбома о городе, о людях, живущих в нашем городе, о том, какие религии исповедаются в нашем городе; рассматривание альбомов; неделя зимних игр и забав; чтение русских народных закличек, песенок, потешек; посещение музея семьи Цветаевых, занятие для детей старшего дошкольного возраста «Обрядовая кукла», изготовление куклы-оберега |
Февраль | «Моя родословная»
«Наши защитники» | творческие игры сюжетные игры; разучивание пословиц и поговорок о дружбе; мини-проекты о своей семье выставки музыкально-спортивное мероприятие, посвященное Дню Защитников Отечества |
Март | «Семейные династии» «Права детей» |
|
Апрель | «Толерантность – путь к миру» «Поклонимся великим тем годам» | проведение открытого занятия, инсценировка сказки; посещение школьного музея; участие в районной выставке, приуроченной к 70летию Победы |
Май | «День Победы» |
|
Результатом проведенной работы стало то, что наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Толерантность - путь к миру" для подготовительной группы
Материал будет полезен для воспитателей подготовительных групп. Знакомство детей с понятиями "толерантность", "милосердие", "сострадание", "сотрудничество"....
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТАРазвитие познавательной активности через исследовательскую деятельность. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА1.Организовать предметно-развивающую среду.2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.3.Сти...
Информационно-творческий проект в подготовительной группе «К далеким мирам»
Цель проекта: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
Проект «Детское экспериментирование – путь познанию мира».
Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, прио...
Проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
Проект на тему: «Муравьишкин путь» подготовительная группа Подготовила : воспитатель МАДОУ д/с № 36 Добривская Татьяна Владимировна
проект"Муравьишкин путь" очень интересная и увлекательная работа педагога и детей....
Проект " Толерантность - путь к миру"
quot; Толерантность - путь к миру"...