Материалы тематического контроля по речевому развитию
методическая разработка

Тематический контроль  «Состояние  воспитательно- образовательной работы по развитию речи  детей разных возрастных групп»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich._kont._razv._rechi.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Состояние  воспитательно- образовательной работы по развитию речи  детей разных возрастных групп»

Цель. Выяснить состояние работы по развитию речи детей  в дошкольном блоке

Сроки поведения:

Исполнители: 

План- задание  тематического контроля.

N

Разделы планы

Содержание

Методы

1

Обследование уровня развития речи детей

-Соответствие уровня развития детей программным целям и задачам.
-Умение детей применять полученные на занятиях навыки речевого общения в игровой деятельности, самостоятельной деятельности вне занятий, в общении со сверстниками и взрослыми в различных режимных моментах

-Обследование отдельных детей по прилагаемым схемам обследования.

- Анализ деятельности детей на занятиях.      
- Анализ общения детей в процессе игры.               - Анализ общения детей в процессе самостоятельной деятельности.

2

Оценка профессионального мастерства воспитателя

-Умение применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми.                           - Владение методами и приёмами речевого развития детей .
- Умение организовать речевое общение детей в игровой деятельности, режимных моментах.

-Анализ проведения занятий воспитателем.
-Обследование профессионального мастерства воспитателей
-Собеседование с воспитателем.
-Анализ предметно-развивающей среды в группе

3

Создание условий:
-в группе;
-в методическом кабинете;
в ДОУ

-Умение воспитателя создать предметно-развивающую  среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам.
-Укомплектованность методического кабинета диагностическими, дидактическими, наглядно- демонстрационными  материалами  

-Посещение групп.
-Анализ предметно-игровой среды (с точки зрения её содержания)

4

Планирование работы

-Эффективность планирования (стратегического, тактического и оперативного) по  всем направлениям развития речи детей.

-Проверка планов с точки зрения планирования: - занятий по развитию речи; - индивид. работы с детьми; - работы в книжном уголке.

5

Работа с семьёй

-Эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с родителями по теме: - знание родителей цели и задачи развития речи детей; - понимание важности работы по развитию речи детей.

-Анализ наглядной информации для родителей в группе.
-Опрос или анкетирование родителей.

Рабочие материалы контроля:
- Схемы обследования уровня развития речи  детей младшего и старшего возраста.

- Карта анализа занятия.
-Карта профессионального мастерства воспитателя.
-Протокол обследования предметно-развивающей среды.
-Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.

- Карта анализа наглядной информации для родителей.

Карта анализа профессионального мастерства воспитателя

Критерии профессионального мастерства педагога 

Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речи

Знание индивидуальных особенностей развитие речи каждого ребёнка своей возрастной группы

Культура речи воспитателя

 речи воспитателя

Точность и ясность выражение мыслей

Образность речи

Эмоциональность и интонационная выразительность речи

Доступность речи для детей по форме и содержанию

Умение точно и доступно формулировать вопросы детям, использовать их как один из активизирующих приёмов

Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге

Умение педагога организовывать предметно- развивающую среду

Организация книжного уголка

Подбор иллюстративного материала

Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги» и др.)

Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе

Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам

Планирование и проведение досугов и развлечение по развитию речи

Взаимодействие с родителями

Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. План работы с родителями.

Проведение тематических родительских собраний.

Методическая работа, подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах и т.д.

Условные обозначения: (+) - высокий уровень; 

                                         (+,-) - средний уровень;       (-) - низкий уровень.

Оценочный лист

«Создание условий в группах для развития речи детей»

Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды 

Возрастные группы 

                      1. Книжный уголок

Оборудование (хорошее освещённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)

Соответствие содержания возрасту детей

Наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств)

Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомление с художественной литературой

Материалы о художниках иллюстраторах

Тематические выставки

Сменяемость материала

  1. Наличие детской литературы в группе 

  1. Оборудование для театрализованной деятельности: 

Ширма

Фланелеграф

Соответствие возрасту видов театра

Соответствие возрасту содержание театров и театрализованных игр

  1. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту) 

  1. Методическая литература 

  1. Пособия для занятий 

  1. Набор материалов для диагностики детей 

Условные обозначения: (+) - высокий уровень; 

                                         (+,-) - средний уровень;

                                          (-) - низкий уровень.

Оценочный лист

«Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей»

Составляющие предметно-развивающей среды 

Наличие и качество пособий

Методическая литература

1. Планы и конспекты занятий по развитию речи детей дошкольного возраста

2. Литература по отдельным разделам

3. Разные хрестоматии

4. Подборки загадок, песенок, потешек

5. Картотека дидактических игр по развитию речи

6. Орфографические словари

7.Детская художественная литература

Комплексные, развивающие  и парциальные программы по развитию речи и диагностические методики к ним

Наглядные материалы

1. Демонстрационный материал – картины, разделённые по сериям

2 . Раздаточные материалы в методическом кабинете

2.1. все материалы по ознакомлению с окружающем миром (на 2 возраста), разделённые по тематике, с картотекой

2.2. сюжетные картины (с картотекой). Размер сюжетных картин – не менее альбомного листа, наклеенные на паспарту, оформленные в одном стиле. Сюжетные картины разбираются на картины с простым сюжетом и сложным сюжетам

2.3. предметные картины (с картотекой). Размер не менее чем 10х10 см

2.4. серии картин (4-5 картин). В кабинете должно быть 5-7 разных серий, по 5 наборов каждой серии (для подгрупповой работы с детьми)

3.  Символика – герб, флаг России и Москвы

4.  К разделу «Ознакомление детей с художественной литературой»

4.1. биографии детских писателей, карточки с днями рождения; для нескольких любимых детьми писателей – портреты, методические организации различных форм работы с детьми по творчеству этих писателей

4.2. аудиокассеты или пластинки с записями детских произведений

4.3. Иллюстративный материал по художественной литературе

5. Предметы и игрушки

5.1. 3 экземпляра каждого наименования, по паре игрушек среднего размера: 2 куклы, 2 белки, 2 медвежонка, 2 утёнка; одно наименование, но разный внешний вид

5.2. раздаточные игрушки, небольшого размера, 10-12 см; набор на группу – не менее 15 игрушек. Тематика: домашние животные, дикие животные, транспорт

Выводы и рекомендации по пополнению и (или) наиболее рациональной организации предметно-развивающей среды для педагогов: 

Условные обозначения: (+) - высокий уровень; 

                                         (+,-) - средний уровень;   (-) - низкий уровень.

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы по разделу «Развитие речи»

Направления воспитательно-образовательной работы 

Возрастные группы 

II младшая группа 

Средняя группа 

Старшая группа

Подготовит. группа

Планирование занятий 

Словарная работа

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Формирование связной речи и рассказывания

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Планирование работы вне занятий 

Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме

Дидактические игры

Загадывание загадок, придумывание загадок

Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы

Самостоятельная художественная речевая деятельность

Досуги, развлечения

Работа с материалами книжного уголка

Работа с семьёй

Показатели: + оптимальный уровень; V- допустимый уровень; -  недостаточный уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План тематического контроля по речевому развитию

План для проведения тематического контроля по речевому развитию в ДОУ...

Тематический контроль «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»

Тематический контроль«Познавательно – речевое развитие детей  дошкольного возраста»...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...

План тематического контроля по речевому развитию дошкольников в ДОУ

В материале представлен план тематического контроля по речевому развитию дошкольников в ДОУ...

Аналитическая справка к тематическому контролю по речевому развитию

Аналитическая справка к тематическому контролю по речевому развитию...

Материалы тематического контроля по музыкальному воспитанию

Материалы тематического контроля «Состояние воспитательно- образовательной работы по музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп »...

Материалы тематического контроля по работе с родителями

Тематический контроль «Организация сотрудничество с родителями»...