Аналитическая справка к тематическому контролю по речевому развитию
материал

Вайтиева Александра Вячеславовна

Аналитическая справка к тематическому контролю по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам тематического контроля по теме «Качество педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Цель: анализ состояния работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО.

Задачи:

  • Провести анализ уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
  • Оценить профессиональные умения педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста
  • Проанализировать условия развивающей предметно-пространственной среды, способствующей речевому развитию детей.
  • Оценить планирование работы педагогов по речевому развитию детей.
  • Анализ форм взаимодействия педагогов и родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста

Сроки: с 11.11. по 22.11. 2024 г.

Состав комиссии: заведующий, старший воспитатель.

Проведенные мероприятия: наблюдение за работой воспитателей и учителей-логопедов, анкетирование педагогов и родителей, анализ документации, развивающей предметно-пространственной среды, информационных стендов для родителей, социальных сетей (групповых сообществ).

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. Обследование уровня речевого развития детей;
  2. Оценка уровня профессионального мастерства воспитателей и учителей-логопедов:

- умение планировать работу с детьми по развитию речи (план ООД, в которой решается задача развития устной речи, индивидуальная работа с детьми по теме, реализация темы в режимных моментах, игровой деятельности, план взаимодействия с родителями по данной проблеме);

- знания педагогов программного содержания в соответствии с ФОП ДО по речевому развитию (анкетирование педагогов);

- умение проводить организованную образовательную деятельностью детей (занятия);

- умение создавать РППС, способствующей речевому развитию в группах (речевая среда):наличие дидактического, иллюстративного материала, наличие дидактических игр, отражение данной темы в зонах.

3. Взаимодействие с родителями по развитию устной речи детей: консультации, беседы, анкетирование.

В ходе контроля выявлено:

На основании приказа по _______________________, в соответствии с утвержденным годовым планом работы на 2024 –2025  учебный год, с 11 ноября по 22 ноября в детском саду осуществлялся тематический контроль по теме «Качество педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».

  1. Результаты диагностического обследования детей и уровня профессионализма воспитателей

В тематическом контроле использовались карты наблюдений педагогической диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста под редакцией Н.В.Верещагиной, которые предполагают обследование звуковой культуры речи, формирования словаря, грамматического строя речи, связной речи, подготовки детей к обучению грамоте, интереса к художественной литературе. Всего в педагогической диагностике речевого развития приняли участие 97 детей в возрасте с 2 до 6 лет.

По результатам наблюдений педагогов были выявлены 3 категории детей: дети с выраженным несоответствием развития возрасту, что говорит о необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному направлению; дети с незначительными трудностями в освоении программы; дети с нормой развития. На основе полученных данных педагогами всех возрастных групп были построены индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка с выраженными и незначительными трудностями в освоении программы. Получены следующие результаты:

____________________________

По результатам диагностики на начало года видно, что у половины детей имеются выраженные трудности, у половины детей – незначительные, и  практически все дети нуждаются в построении образовательной и коррекционно-развивающей работы.

  1. Оценка уровня профессионального мастерства воспитателей и учителей-логопедов.

Умение планировать работу с детьми по развитию речи

 Был проведен анализ планирования педагогов всех возрастных групп, который показал следующее:

- Во всех группах продолжается работа по реализации программы «Веселые минутки», а также используются словесные игры.

- Во всех группах планируется работа в центре книги (в основном рассматривание альбомов, иллюстраций, книг), беседы по темам недели, рассматривание иллюстраций, дидактические игры по речевому развитию.

- Ежедневно во вторую половину дня во всех группах планируется ЧХЛ: беседы по прочитанному произведению, но в некоторых группах произведения иногда не соответствуют возрасту и программному содержанию.

- Индивидуальная работа по речевому развитию планируется и проводится в следующих группах:_________________

- театрализованные игры, инсценирование произведений (сказок) во вторую половину дня (вне занятий) не во всех группах или очень редко _____________________________________

- Занятия по РР в группах проходят по ознакомлению с  художественной литературой через пересказы и заучивание стихотворений, и по развитию связной речи через рассказывание по картинам, по описанию игрушек и предметов, творческому рассказыванию, рассказыванию из опыта детей:

________________________________________________

 - Планируются отгадывание загадок, но нет творческого придумывания загадок детьми.

Знания педагогов программного содержания в соответствии с ФОП ДО по речевому развитию

С педагогами было проведено анкетирование, которое включало 16 вопросов. По результатам анкетирования можно сказать:__________________________________________

Умение проводить организованную образовательную деятельностью детей (занятия).

В течение 2 недель педагоги показали занятия, по которым можно сказать, что в целом работа по развитию речи у многих педагогов ведется на хорошем уровне, но некоторым надо подтянуть методику. Педагогам необходимо добиваться полных ответов детей, добиваться правильного произношения звуков, повторения слов.

Умение создавать РППС, способствующей речевому развитию в группах

Во всех группах имеются речевые центры, наполненные согласно возрасту, книжные центры.

Анализ РППС по речевому развитию показал:

- В некоторых группах нет названия речевого центра, практически у всех нет жителей речевого центра, во всех группах имеются: картинки по лексическим темам, картотеки словесных игр, упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие фонематического слуха, по ЗКР; картотеки чистоговорок, скороговорок, потешек, стихов, поговорок, зеркала; материал раздаточный и демонстрационный по обучению грамоте в средней, старших и подготовительных группах, различные виды театра, мало сюжетных картин во всех группах.

- В книжных центрах практически у всех нет сменяемости книг, слишком много нужных и ненужных книг. В некоторых группах лежат книги не по возрасту, нет мастерских для ремонта книг, в некоторых группах нет портретов писателей и поэтов, нет репродукций известных художников.

Хотелось бы порекомендовать всем группам речевые центры располагать рядом с центром книги и театрализации, а также в каждом центре должна отображаться тема недели.

3. Взаимодействие с родителями по развитию устной речи детей: консультации, беседы, анкетирование

      Работы по взаимодействию с родителями была проанализирована через планированияе работы с родителями, анализ наглядной информации в раздевалке и в групповых сообществах «ВК». Анализ показал следующее:

_______________________________________________________

      Так же с родителями было проведено анкетирование, в котором приняли участие 47 родителей. Анализ анкетирования показал, что большая часть родителей знакомы с нормами речевого развития своих детей, обращают внимание на речевые ошибки, стараются исправлять их, покупают детям и читают различные книги и хотели бы получить консультации от логопедов на следующие темы: обучение чтению, звуки Р,Л,В,Ш; пройдет ли шепелявость после того, как вырастут зубы, правильная постановка звуков, нормы речевого развития, произношение, как стимулировать и запустить речь ребенка, какие речевые упражнения выполнять дома, когда ребенок быстро говорит, то не может сформулировать и заново повторить.

Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в развитии речи детей.

Общий вывод: проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи актуальна, и решается в детском саду через различные виды деятельности и созданные для речевой деятельности условия в группах. При этом отмечены недостатки в планировании работы по данной проблеме.

Необходимо:

  • систематически проводить работу по речевому развитию в индивидуальной работе с детьми, в режимных моментах через различные виды детской деятельности, включать театрализацию, ЧХЛ брать из программного содержания и по возрасту детей, придумывать с детьми загадки, проводить занятия по обучению пересказыванию, заучивание стихотворений, рассказыванию по картинам, из собственного опыта, творческие рассказы, описание предметов и игрушек, планировать досуги и развлечения;
  • полнить речевые центры большим содержимым и создать игрушку –речевичка; книги лишние убрать и обеспечить сменяемость книг, создать мастерскую для книг;
  • планировать и проводить работу с родителями по речевому развитию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результатах мониторинга динамики речевого развития детей

Выявление промежуточных и итоговых результатов коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР и динамики их речевого развития за 3 учебных года с использованием методической разработки логопеда Ка...

Аналитическая справка по тематическому контролю "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ".

Тематический контроль "Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ"...

Справка по тематическому контролю: "Художественно-эстетическое развитие в ДОУ"

аналитическая справка по тематическому контролю: "Художественно-эстетическое развитие в ДОУ"...

Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Аналитические справки по контролю иногда вызывают затруднения в написании, отнимают большое количество времени. В помощь старшим воспитателям (методистам) материал, разработанный мной....

Аналитическая справка по тематическому контролю в МБДОУ ДС № 1 СП «Радуга» по теме «Организация и эффективность работы по развитию связной речи у детей в режиме ДОУ»

Цель: оценить воспитательно-образовательную и развивающую работу с детьми по совершенствованию связной речи; наметить пути дальнейшей работы по теме.Тематическая проверка проводилась в рамках задачи н...

Аналитическая справка на тематический контроль "Преемственность детского сада и школы"

Аналитическая справка на тематический контроль "Преемственность детского сада и школы"...

Аналитическая справка по тематическому контролю "РППС ДОО"

Аналитическая справка по тематическому контролю " РППС ДОО"...