Выступление на РМО для педагогов ДОО "Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи"
материал
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дмитриевская СОШ» (дошкольные группы)
Доклад на РМО
Тема: «Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи.
Выполнила: воспитатель
Прокудина Е. С.
п. Жилгородок, 2023г.
Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи.
Работа по воспитанию детей — это трудоемкий, многогранный процесс, который возможен только при тесном сотрудничестве воспитателя и родителей. Только правильная организация этого процесса может принести свои результаты.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения.
Родители являются первыми воспитателями своих детей, но воспитатели- профессионалы готовы помочь в воспитании детей. При этом важно ориентироваться на потребности семьи и запросы родителей
Главной особенностью семейного воспитания признается особый микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяет результативность воспитательной функции семьи.
Основой взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого алгоритма «родители – дети – педагоги».
Цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных отношений с родителями.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Задача педагогического коллектива - создать условия для взаимодействия с родителями, планировать работу с родителями на основе анализа структуры семейного социума и психологического климата. Привлекать родителей к участию в жизнедеятельности ДОУ и управления, оказывать помощь родителям в воспитательном процессе.
Перед нами стоит задача: как изменить общение педагога с родителями, сделав их партнерами, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества. Порой сложности в общении между семьей и ОУ возникают у нас, когда не совпадают взаимные ожидания или родители проявляют недоверие к воспитателям.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в дошкольном учреждении, а также обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать контакты друг с другом.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширяет права семьи на получение информации об образовательной организации, о программе образования, о возможностях образовательной системы дошкольного образования в целом.
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников являются на сегодня актуальной задачей дошкольного образования.
Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
На сегодня одними из востребованных форм работы являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Целевая аудитория такого общения – это дети и члены их семей. Целью такой работы является создание условий для привлечения семей воспитанников к конструктивному взаимодействию с сотрудниками детского сада.
Ранее организационные цели достигались с помощью родительских собраний, информационных стендов. Однако эти методы в современном сообществе зачастую оказываются недейственными: родительские собрания не посещаются, а к информационным стендам никто не подходит. Дистанционные формы сотрудничества с семьёй значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д.
Принципы дистанционного взаимодействия с родителями:
-доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, позитивный настрой на совместную деятельность;
-индивидуальный подход к каждой семье;
-сотрудничество, а не наставничество: создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь;
-повышение качества мероприятий: плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж дошкольной организации в целом;
-динамичность: детский сад должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьёй.
В связи со сложившейся ситуацией необходимо применять новые и безопасные формы и методы взаимодействия с родителями:
• групповые, подгрупповые, индивидуальные онлайн-консультации воспитателей или специалистов в соответствии с планом или по запросу;
• онлайн-информирование (рекомендации, памятки, буклеты);
• онлайн- и офлайн-мастер-классы,
• онлайн-акции,
• онлайн-выставки, конкурсы
• онлайн-диагностика
• онлайн-анкетирование
• вовлечение родителей в деятельность с детьми в онлайн-режиме
Представляю некоторые варианты дистанционных форм взаимодействия с родителями.
Основное взаимодействие с родителями в дистанционном формате осуществляется в чате группы «Сферум», так как он наиболее доступен, известен всем участникам. Как показала практика – работает отменно!
Эта форма общения позволяет быстро обмениваться контентом (полезными статьями, видео- и фотоматериалами).
В группе мы делимся различными материалами, которые необходимо увидеть всем участникам сообщества:
• Объявления (о проведении праздников, конкурсов, акций и т. д.).
• Поздравления (победителей конкурсов, с праздниками и т. д.).
• Консультации, памятки для родителей.
• Презентации (родительских собраний, проектов).
• Видео утренников.
• Обсуждения (организационных вопросов, проблемных ситуаций и т. д.). (9)
Большой интерес вызывает у родителей ежедневный фотоотчет воспитателя «Как мы провели день». Фотографии наглядно демонстрируют, какие события происходят в группе в течение дня. Предоставление родителям полной информации об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня, способствует тому, чтобы взрослые могли:
• поговорить с ребенком об этих событиях;
• сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленность о ней, эмоциональную связь с ребенком;
• продолжить по желанию работу по той или иной теме в семье.
Социальные сети
Сейчас в большинстве детских садов организационные цели достигаются с наибольшей помощью родительских собраний, информационных стендов. Однако эти методы в современном сообществе зачастую оказываются недейственными: родительские собрания не посещаются, а к информационным стендам никто не подходит.
В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д.
На странице группы родителям дается возможность обсудить те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам.
Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка.
Одним из инструментов взаимодействия педагога с семьей являются мастер-классы, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Это достигается при помощи небольших по времени видеороликов с трансляцией разнообразных материалов, познавательных исследований доступных для понимания детей согласно их возрасту.
Онлайн-консультация – это беседа или обращение к родителям посредством сети Интернет. В чем же преимущества онлайн-консультации? Первое - это экономия времени, а также комфортность общения.
Сейчас такие консультации -наиболее подходящее средство общения. В своей работе активно использую различные виртуальные площадки, мобильные приложения, социальные сети. У этой формы общения явно есть свои плюсы:
• удобство и комфорт (экономия времени на дорогу);
• возможность быстро доносить до родителей нужную информацию.
• возможность записи видеотрансляции для последующего неоднократного просмотра мероприятия.
• оперативно получать обратную связь.
Онлайн-анкетирование родителей уже прочно входит в практику детских садов. Его можно провести на сайте «Веб-анкета». Чтобы провести анкетирование в таком формате, заранее необходимо сформулировать вопросы. Затем проинформировать родителей, в какой срок и где они могут ответить на вопросы. Воспитатель каждой группы отправляет ссылку на анкету в родительский чат в мессенджере, который они используют для общения с родителями. Старший воспитатель размещает информацию на сайте детского сада. Можно использовать другие платформы для анкетирования, главное условие - чтобы родители имели свободный доступ к анкете в любое удобное для них время. Ещё один важный критерий - возможность сохранить готовые результаты опроса и не подсчитывать их вручную.
Размещение информации на официальном сайте детского сада.
Родители воспитанников активно пользуются официальным сайтом детского сада, на котором знакомятся с административной и правовой информацией сада (устав, лицензия, объявления по текущим вопросам и т. д.). На сайте учреждения родители получают информацию по вопросам воспитания и образования ребёнка. Общение с родителями через сайт детского сада помогает строить доверительные и партнерские отношения, расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
Персональный сайт педагога – это не только визитная карточка педагога, которая дает возможность продемонстрировать свои достижения, поделиться опытом с коллегами, но и полезная информация для родителей, практические материалы, консультации для занятий с детьми дома, фотоотчеты.
Необходимо помнить, что на своем сайте педагог представляет не только самого себя, но и дошкольную организацию, в которой работает. Поэтому информация здесь должна отражать исключительно профессиональную деятельность педагога, его личностные качества и достижения в работе.
Работая над созданием сайта, ты сам выступаешь не только в роли администратора, пользователя, но и роли независимого эксперта, желая наполнить сайт интересным содержанием, поднять его на должный уровень.
Создание сайта позволяет презентовать свой педагогический опыт большой аудитории коллег, повысить уровень ИКТ – компетенции.
Дистанционные родительские собрания.
Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.
Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, кончая полностью виртуальным родительским собранием. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом.
Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.
Дистанционные формы взаимодействия с родителями находят широкое применение в работе воспитателя, т. к. позволяют родителям быстро, интересно и комфортно знакомиться с жизнью группы, экономят время, позволяют делиться актуальной информацией, соответствуют современным требованиям ФГОС ДО.
Безусловно, технологии дистанционного образования не только не противоречат современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлемы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальны в данные период и доступны всем педагогам ДОУ. В современных условиях стала актуальной смешанная модель образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему занятия, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности.
Дистанционное сотрудничество позволяет увеличить количество родителей, включенных в жизнь детского сада, проявляющих стремление совместно выявлять, осознавать и решать проблемы в воспитании детей.
Таким образом взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.
Список литературы
1.Гатовская, Д. А. Видеоурок — новый метод обучения / Д. А. Гатовская.// Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 126-127.
2.Даниллина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. 2000. — № 1
3.Калмыкова О., Сечина Л. Как организовать творческую группу по дистанционному взаимодействию с родителями. Положение и план // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2020, №8.
4.Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: «Белый Ветер», 2011.
5.Матвеева Л. Принципы дистанционных занятий, о которых должны знать воспитатели. Консультация в ноябре // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2020, №11.
6.Методические рекомендации по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Министерство просвещения Российской Федерации. Письмо от 21 июня 2021 года № 03-925.
7. Ю. В. Микляева. К вопросу о педагогической культуре родителей. // Ребенок в детском саду. - 2005 - №3
8. Л. Е. Осипова. Работа детского сада с семьей. - М.: Издательство Скрипторий, 2008.
9.Петухова, М. Г. Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции / М. Г. Петухова. // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 601-603.
10.Петухова М. Г., Селезнёва О. В. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе: проблемы и пути решения// Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33).
11.Селезнёва О.В, Петухова М. Г. Использование сайта группы во взаимодействии педагога группы с родителями воспитанников // Вестник науки и образования. — 2018.-№ 11(47). — с.69–71.
12.О. В. Фролова. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1.
13.Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М., 2004.
14.Е. Якушкина. Какие сетевые сообщества нужны педагогам? // Народное образование. - 2009. - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.
Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями....
Партнерские отношения детского сада и семьи – составляющая успеха образовательного процесса ДОО.
Партнёрские отношения педагогов доо и семьи - составляющая успеха развития ребёнка....
Статья "Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи".
В данной статье представлены способы взаимодействия с родителями посредством интернет-технологий; описаны преимущества и недостатки разных способов общения, в том числе с помощью мессенджеров, с...
Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат как новые возможности
В материале раскрываются дистанционные формы работы с родителями посредством мессенджера WhatsApp. Данный опыт реализован на базе МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица"...
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...
Обобщение опыта "Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат, как новые возможности"
В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по разным направлениям воспитательно-образовательной деятельности....
Педагогический проект по взаимодействию с родителями во второй младшей группе "Детский сад и семья - настоящие друзья!"
Педагогический проект по взаимодействию с родителями состоит из трех этапов, плана мероприятий, ожидаемых результатов...