Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФОП ДО
статья
В связи с последними изменениями в системе образования взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает новый уровень. ФОП ДО диктует новые требования, которые дошкольные учреждения должны неукоснительно выполнять. ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между педагогами и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_ramkah_realizatsii_fop_do_m._n._docx.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №136»
Кировского района города Саратова
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФОП ДО
Яныкина Марина Николаевна, старший воспитатель Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №136» Кировского района города Саратова
В связи с последними изменениями в системе образования взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает новый уровень. ФОП ДО диктует новые требования, которые дошкольные учреждения должны неукоснительно выполнять. ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между педагогами и родителями.
Родители являются ключевыми участниками образовательного процесса и должны быть вовлечены в принятие решений, cвязанных c образованием и воcпитанием детей. Взаимодействие c родителями помогает лучше понять их потребности и ожидания, что позволяет более эффективно планировать и организовывать образовательный процесс. Эффективное взаимодействие c родителями способствует созданию благоприятной атмосферы в детском саду, что положительно влияет на эмоциональное состояние и развитие детей. Взаимодействие с родителями также даёт возможность предоставить информацию о различных аспектах дошкольного образования, таких как развитие ребенка, методы обучения, особенности адаптации к детскому саду и др. Регулярное взаимодействие с родителями позволяет укрепить доверительные отношения и создать атмосферу сотрудничества между образовательным учреждением и семьей каждого ребенка.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) главными целями взаимодействия педагогов с семьями обучающихся являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи взаимодействия педагогов с семьями обучающихся:
Информирование родителей относительно цели дошкольного образования, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в детском саду.
Просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
ФОП ДО предусматривает 3 направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Диагностико-аналитическое направление. Педагогическая деятельность всегда строится на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика. Среди родителей воспитанников всегда найдутся зрелые, осознанные, компетентные и ответственные. Встречаются и такие семьи, которые выстраивают процесс воспитания ребенка ситуативно и интуитивно. Им не хватает информации, опыта, готовности быть ответственным и осознанным родителем. Могут быть в группе и негативно настроенные родители, и чрезмерно профессионально занятые, и семьи с устойчивой и не всегда верной позицией воспитания.
Информация о каждой семье, понимание ее взглядов на воспитание поможет педагогу выстроить взаимодействие, оказать адресную помощь и поддержку родителям.
Диагностико-аналитическое направление позволяет всегда иметь обратную связь от родителей. Способы получить информацию могут быть разные. В начале года педагоги должны продумать, какие опросы и анкетирование они проведут, составить удобные для ответов и обработки вопросники. Важно выбрать оптимальное количество опросных форм, чтобы не вызвать раздражение у родителей.
Всегда следует помнить, что опрос проводится не ради самого опроса. Его цель – повысить эффективность взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.
Просветительское направление. Идея просвещения родителей насчитывает более ста лет, а педагог всегда был наделен просветительской функцией. Его воспринимали как носителя достоверных знаний – того, кто поможет разобраться в сложных вопросах. Сегодня просвещение – уже не просто трансляция информации от педагога к родителю. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства.
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет просветительскую деятельность как «деятельность вне рамок образовательных программ, деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Регулирует ее постановление Правительства от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».
Педагоги вправе сами выбирать формы просветительской деятельности. Они зависят от содержания, готовности педагога и родителей к интерактивному взаимодействию, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, образовательных задач, возможностей.
Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной.
Педагоги должны понимать, что информирование родителей по различным вопросам здоровья, воспитания, образования детей – только одна составляющая просветительской деятельности. Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк» методов и приемов решения задач воспитания в семье, приобрести положительный опыт и обратную связь.
Консультационное направление. Консультирование – один из традиционных инструментов профессиональной деятельности педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов и других специалистов. С открытием консультационных центров в консультировании появились новые акценты. Педагоги ближе узнают жизнь семьи и оказывают помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием, а главное – убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Основные формы взаимодействия с семьей в соответствии с ФОП ДО
Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, педагогические беседы с родителями, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
Просветительское и консультационное направления реализуются через родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы,тренинги,консультации,педагогические гостиные, родительские клубы, сайт ДОУ и социальные группы в сети Интернет, фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"
Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"...
Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках реализации ФГОС ДО
Консультация для родителей...
Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""
Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""...
Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"
Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен с целью...
Консультация для родителей «Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»
Консультация для родителей«Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО» Обновление системы дошкольного образования, процессы гума...
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации национального проекта «Образование»
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В ус...
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФОП ДО
В связи с последними изменениями в системе образования взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает новый уровень. ФОП ДО диктует новые требования, которые дошкольные учреждения до...