Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации национального проекта «Образование»
статья
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально –нравственный опыт, семья определяет уровень и содержании эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
В рамках реализации национального проекта «Образование» действует федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nats_proekt_obraz.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи
в рамках реализации национального проекта «Образование»
«Семья – это та первичная среда,
где человек должен учиться творить добро».
Василий Сухомлинский
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально –нравственный опыт, семья определяет уровень и содержании эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
В рамках реализации национального проекта «Образование» действует федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей».
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.
Сегодня современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к ребенку-дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка и повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное развитие детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная система заставляет искать новые формы взаимодействия.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо их вовлекать в жизнь детского сада.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.
Установление доверительных отношений с родителями ведет к формированию гармонически развитой личности ребенка. Здесь немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи.
Для решения задач по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников нами используются следующие методы:
- индивидуальное и групповое консультирование,
- просмотр родителями занятий и режимных моментов,
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности,
- анкетирование,
- опрос,
- беседы с членами семей,
- наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное),
- анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему,
- фиксация дня ребенка.
Еще до поступления ребенка в детский сад устанавливаются первые контакты между семьями и нашим ДОУ:
- Приглашаем родителей на родительское собрание и знакомим с развивающей средой, особенностями работы ДОУ;
- Представляем буклеты о работе ДОУ «Визитная карточка»;
- Заведующий детским садом проводит с родителями беседу на предмет условий посещения ребенком дошкольного учреждения;
- Оформляет договор.
Дальнейшее взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ происходит в процессе:
- Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
- Неформальных бесед о детях, запланированных встреч родителей с воспитателями или узкими специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи;
- Знакомство родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями об их детях;
- Посещение родителями праздничных и досуговых мероприятий, проводимых дошкольным учреждением.
Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно–образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
- одной из эффективных форм взаимодействия является участие в спортивных мероприятиях («Веселые старты», «Малые олимпийские игры, «Дни здоровья», «Папа, мама, я- спортивная семья») . Родители имею возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическое развитие. Когда родители на глазах у своих детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться – это полезно детям, так как создается хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
Активное участие и помощь родителей в конкурсах различного уровня: внутри ДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский уровень (поделки из природного материала, новогодние игрушки, сделанные своими руками, конкурсы рисунков, фотографий и т.д.).
«Уголки для родителей», оформленные в группах. В них педагоги размещают консультативный материал воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре.
Работа консультационного пункта для родителей – оказание помощи родителям в приобретение психолого-педагогических знаний.
Согласно полученным данным по результатам анкетирования родителей на предмет удовлетворенности работой нашего дошкольного учреждения, детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Очень радостно, что родители поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и начинаниях.
В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках реализации ФГОС ДО
Консультация для родителей...
ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьии повышения компетентности родителей...
Педагогический проект «Этнокультурный компонент в ДОУ в рамках реализации Национального проекта «Образования»
Цель: приобщение детей к этнокультурным ценностям через знакомство с традициями, культурой народа ханты, его историей, с природой Шурышкарского района....
Программа «Этнокультурный компонент в ДОУ в рамках реализации Национального проекта «Образования»
МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр» Программа«Этнокультурный компонент в ДОУ врамках реализации Национальногопроекта «Образования&ra...
ПРОЕКТ : «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приори...
Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен
Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...
Работа с одаренными детьми в рамках реализации национального проекта "Образование"
В данной статье описан опыт работы дошкольного учреждения с одаренными детьми....