Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""
статья на тему

Пахер Лилия Викторовна

Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пахер Лилия Викторовна,

Воспитатель

Казакова Светлана Станиславовна

Старший воспитатель

МБДОУ ДСОРВ «Рябинушка», с. Зеленое, Усть-Абаканский р-н, республика Хакасия

Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы «Миры детства».

        В январе 2018 года педагогический коллектив детского сада «Рябинушка» становится экспериментальной площадкой и начинает работать по Программе  «Миры детства: конструирование возможностей» в младшей группе. Наш детский сад всегда стремился к более тесному сотрудничеству с родителями и поэтому программа «Миры детства» - это самый подходящий вариант для продолжения традиции сотрудничества с родителями в решении образовательных задач на качественно новом уровне.

        В наше быстро меняющееся время взрослому бывает не под силу угнаться за новыми методиками, в то время, как подрастающее поколение - очень шустрое, подвижное, интеллектуальное. И зачастую родители обращаются к педагогам с вопросами и за помощью о развивающем содержании, чем и как заниматься с ребенком для его своевременного развития. К сожалению, для детей дошкольного возраста не подходят школьные методы обучения, в чем многие родители не компетентны.  Для того,  чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием их детей от 3 до 7 лет и было разработано дидактическое пособие – «Детский календарь». Авторами этого пособия являются Доронова Т.Н. и Доронов С.Г.

        Принцип действия календаря предполагает ежедневное отрывание одной странички и выполнение задания, что маленький ребенок делает очень охотно. На каждой странице Детского календаря даются родителям рекомендации по выполнению задания. И, что очень важно, нет никакой необходимости искать еще какой-либо материал для выполнения этих заданий. Все, что нужно уже размещено на страницах детского календаря. Чтобы выполнить любое задание понадобятся только лишь ножницы, клей, карандаши, степлер и краски. Предлагаемое  в календаре содержание для развития ребенка научно обосновано и обладает значительным развивающим потенциалом. Родители ничего сами не придумывают. Все задания и правильные формы обращения к детям  в тексте календаря придуманы и продуманы учеными. Взрослые только читают текст, рекомендации и действуют.

         И так, как же все происходит на практике в стенах нашего детского сада? Первое, что мы сделали: ознакомились с содержанием программы «Миры детства: конструирование возможностей». Затем прошли обучение  на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: «Проектирование и организация образовательного процесса по программе дошкольного образования». Далее приготовили презентацию: «Детский календарь, как методическое пособие», которую показали на родительском собрании для того, чтобы дать представление родителям о программе, пользе Детского календаря и вовлечения родителей в совместную  воспитательно-образовательную работу. Действительно, работа с родителями была проведена огромная. Организовывали круглые столы, поясняли родителям,  что задания выполняемые из Детского календаря позволяют повысить качество решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их детей. Рассматривали и обсуждали Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Проводили различные беседы в присутствии психолога, методиста, где разъясняли родителям о важности тесного сотрудничества между родителями и детским садом и тем, что родитель должен быть активным участником образовательного процесса. В итоге, родители охотно приняли эту программу и работу по Детскому календарю. С этого и началось наше сотрудничество.

         До начала использования Детского календаря в семье, мы сначала знакомились с его содержанием. Изучали рекомендации по примерному планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с материалами календаря, составили перспективный план. Мы установили открытые и доверительные отношения с родителями. Каждый родитель знал свое значение в участии работы по Детскому календарю и понимал то, что работа с ребенком по этому пособию требует системы.

           Все просто замечательно! Столько эмоций, вдохновения, восторга! Но, как и в любой работе возникали трудности и сложности. Родители не всегда могли заинтересовать и замотивировать  своих детей в выполнении заданий Детского календаря. В этом случае, мы приходили им на помощь. Советовали выполнять задания в то время, когда ребенок этого желает сам. Или педагог заранее в группе как-то заинтересовывал детей и обращался к ним с просьбой о помощи. Например: «Завтра, когда вы придете в детский сад, мы с вами отправимся на водоем, где живет маленький лягушонок. Но он одинок и у него нет друзей. Вы, пожалуйста, с родителями дома смастерите лягушат и принесите в группу. Они и будут друзьями маленького лягушонка». Такой прием является эффективным для вовлечения детей в совместную деятельность.

         Не однажды, родители жаловались и на то, что им катастрофически не хватает времени, чтобы уделить даже 15-20 минут своему ребенку (почитать, вырезать, поиграть, сделать аппликацию и т.д.). В таких случаях, мы предлагали им привлекать других членов семьи (бабушки, дедушки, старшие братишки и сестренки). Можно выполнять задания и в выходные дни.

        Проработав совсем небольшой промежуток времени по Детскому календарю, родители очень часто рассказывали и делились своими впечатлениями  о том, что дети их стали более самостоятельными, инициативными, ответственными. Зачастую, дети уже сами напоминали родителям о необходимости выполнений заданий Детского календаря. Родители подготовили фотоматериалы и видеоматериалы о том, как протекает их совместная деятельность дома, где располагаются их продукты деятельности. Делятся друг с другом впечатлениями, мнениями, дают друг другу советы, обязательно консультируются у педагога.

         В календаре очень много  таких заданий, которые предусматривают вырезывание  и склеивание различных фигурок животных, птиц, героев сказок. Поработав плодотворно с вечера дома, утром ребенок с удовольствием бежит  в детский сад, чтобы показать и похвалиться своим творением. Рассказать воспитателю и друзьям, что он делал, кто ему помогал и кто с ним играл. А мы в группе подхватываем выполненную работу и обыгрываем в совместной деятельности с детьми. Сюда же подключаем изготовленные совместно с детьми макеты: «Подворье», «Водоем», «Аквариум», «Лес», «Зоопарк». Детям очень нравится участвовать в коллективной работе по изготовлению панно: «Улицы нашего села», «Лес зимой», «Еловый лес». Эти работы развивают познавательный интерес и речевую активность детей.  Что самое главное, это то, что и здесь тоже родители принимают непосредственное участие.

        А с каким восторгом  родители и дети изготавливают книжки-малышки. В итоге, в  нашей группе образовалась мини-библиотечка. Очень много книжек дети дарили в другие группы.

        Хочется отметить  работу и по театрализованной деятельности. Дома дети с родителями изготавливали, читали книжку-малышку, приходя в детский сад, рассказывали о том, что они читали, все вместе рассматривали иллюстрации, занимались изготовлением масок, шапочек героев сказок и устраивали небольшие представления (проигрывали сказки). Периодически, инсценировки сказок мы проводим совместно с родителями. Родители с удовольствием рассказывают, читают и показывают кукольный театр, помогают изготавливать атрибуты к представлениям.

         По итогам учебного года, было проведено родительское собрание, где родители обменивались впечатлениями, успехами, опытом работы по Детскому календарю. Нам очень приятно видеть, слушать и взаимодействовать с такими заинтересованными родителями. Мы, в свою очередь тоже  рассказали им об успехах  детей, достигнутых в группе. Были выслушаны все предложения и пожелания родителей на следующий учебный год.

        Работая, хоть и не так давно по данной программе, хочется отметить, что все результаты превосходят наши ожидания. Наши родители очень заинтересованы в обучении и воспитании детей по программе «Миры детства: конструирование возможностей». Они видят полноценное развитие своих детей. Детский календарь стал структурным элементом основной программы дошкольного образования, отвечающей требованиям ФГОС ДО.

                                                 Литература

1. Бычкова С. В. «Детский календарь» как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного ДОО [Текст] / С. В. Бычкова, И. Ю. Орлова, О. А. Карабельникова // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 127–130. — ISSN

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

3. Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей»/Т.Н. Доронова (и др.). – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...

Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен   с целью...

Консультация для родителей «Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»

Консультация для родителей«Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»     Обновление системы дошкольного образования, процессы гума...

Аналитическая справка по анализу анкет для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации инновационной деятельности»

Аналитическая справка по анализу анкет для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации инновационной деятельности»...

Консультация для родителей. Функциональная грамотность."Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим выростить нравственно здоровое поколение, то до...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...