Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФОП ДО
статья

В связи с последними изменениями в системе образования взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает новый уровень. ФОП ДО диктует новые требования, которые дошкольные учреждения должны неукоснительно выполнять.  ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между педагогами и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_ramkah_realizatsii_fop_do.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФОП ДО

Евтюхова Светлана Борисовна, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Санкт-Петербурга.

В связи с последними изменениями в системе образования взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает новый уровень. ФОП ДО диктует новые требования, которые дошкольные учреждения должны неукоснительно выполнять.  ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между педагогами и родителями.

Родители  являются ключевыми участниками образовательного процесса и должны быть вовлечены в принятие решений, cвязанных c образованием и воcпитанием детей.  Взаимодействие c родителями  помогает лучше понять их потребности и ожидания, что позволяет более эффективно планировать и организовывать образовательный процесс. Эффективное  взаимодействие c родителями  способствует созданию благоприятной атмосферы в детском саду, что положительно влияет на эмоциональное состояние и развитие детей. Взаимодействие с родителями  также даёт возможность предоставить информацию о различных аспектах дошкольного образования, таких как развитие ребенка, методы обучения, особенности адаптации к детскому саду и др. Регулярное  взаимодействие с родителями  позволяет укрепить доверительные отношения и создать атмосферу сотрудничества между образовательным учреждением и семьей каждого ребенка.

        Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) главными целями  взаимодействия педагогов с семьями обучающихся являются:

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей  в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;

- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

        Задачи взаимодействия педагогов  с  семьями обучающихся:

        Информирование  родителей относительно цели дошкольного образования, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в детском саду.

        Просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

        Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.

        Вовлечение родителей в образовательный процесс.

        ФОП ДО предусматривает 3 направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

        Диагностико-аналитическое направление.  Педагогическая деятельность всегда строится на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика. Среди родителей воспитанников всегда найдутся зрелые, осознанные, компетентные и ответственные. Встречаются и такие семьи, которые выстраивают процесс воспитания ребенка ситуативно и интуитивно. Им не хватает информации, опыта, готовности быть ответственным и осознанным родителем. Могут быть в группе и негативно настроенные родители, и чрезмерно профессионально занятые, и семьи с устойчивой и не всегда верной позицией воспитания.

        Информация о каждой семье, понимание ее взглядов на воспитание поможет педагогу выстроить взаимодействие, оказать адресную помощь и поддержку родителям.

        Диагностико-аналитическое направление позволяет всегда иметь обратную связь от родителей. Способы получить информацию могут быть разные. В начале года педагоги должны продумать, какие опросы и анкетирование они проведут, составить удобные для ответов и обработки вопросники. Важно выбрать оптимальное количество опросных форм, чтобы не вызвать раздражение у родителей.

        Всегда следует помнить, что опрос проводится не ради самого опроса. Его цель – повысить эффективность взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.

        Просветительское направление. Идея просвещения родителей насчитывает более ста лет, а педагог всегда был наделен просветительской функцией. Его воспринимали как носителя достоверных знаний – того, кто поможет разобраться в сложных вопросах. Сегодня просвещение – уже не просто трансляция информации от педагога к родителю. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства.

        Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет просветительскую деятельность как «деятельность вне рамок образовательных программ, деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Регулирует ее постановление Правительства от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».

        Педагоги вправе сами выбирать формы просветительской деятельности. Они зависят от содержания, готовности педагога и родителей к интерактивному взаимодействию, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, образовательных задач, возможностей.

        Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной.

        Педагоги должны понимать, что информирование родителей по различным вопросам здоровья, воспитания, образования детей – только одна составляющая просветительской деятельности. Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк» методов и приемов решения задач воспитания в семье, приобрести положительный опыт и обратную связь.

        Консультационное направление. Консультирование – один из традиционных инструментов профессиональной деятельности педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов и других специалистов. С открытием консультационных центров в консультировании появились новые акценты. Педагоги ближе узнают жизнь семьи и оказывают помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием, а главное – убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Основные формы взаимодействия с семьей в соответствии с ФОП ДО

Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, педагогические беседы с родителями, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.

Просветительское и консультационное направления реализуются через родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы,тренинги,консультации,педагогические гостиные, родительские клубы, сайт ДОУ и социальные группы в сети Интернет, фотографии, выставки детских работ, совместных работ  родителей  и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"...

Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""

Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""...

Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен   с целью...

Консультация для родителей «Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»

Консультация для родителей«Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»     Обновление системы дошкольного образования, процессы гума...

Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации национального проекта «Образование»

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В ус...

Выступление на ПС. Доклад на тему: "Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы "Моя семья"

В данном материале представлен доклад на тему: "Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы "Моя семья" (по программе "Социокультурные истоки...