Управление знаниями – новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования
статья

Иванова Екатерина Андреевна

Современный  мир  развивается стремительно, то, что вчера было новым, сегодня уже используется для создания более нового, все совершенствуется. С появлением новой информации, прежняя не имеет права исчезать из нашего мира, она не может быть стерта.  Именно с ее помощью, с помощью опыта было получено новое. И по пришествии многих лет, это останется не именным. Информация накапливается с каждым днем, ее количество растет в геометрической прогрессии. Какой же памятью должен обладать человек нового времени, что бы запомнить все существующие знания? Современные ученые уже давно пришли к выводу, что одно из главных качеств современного человека – это умение добывать знания из всего необъятного информационного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_znaniyami_.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Управление знаниями – новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования

Современный  мир  развивается стремительно, то, что вчера было новым, сегодня уже используется для создания более нового, все совершенствуется. С появлением новой информации, прежняя не имеет права исчезать из нашего мира, она не может быть стерта.  Именно с ее помощью, с помощью опыта было получено новое. И по пришествии многих лет, это останется не именным. Информация накапливается с каждым днем, ее количество растет в геометрической прогрессии. Какой же памятью должен обладать человек нового времени, что бы запомнить все существующие знания? Современные ученые уже давно пришли к выводу, что одно из главных качеств современного человека – это умение добывать знания из всего необъятного информационного мира.

Добывать знания в двадцать первом веке возможно многими способами. Нам мир стоит на развитие информационных, телекоммуникационных технологий, с помощью которых человек может не только добывать знания, но и перерабатывать их, создавая свою информацию, создавая тем самым свое знание.

Новому, измененному обществу, требуются новые люди, которые будут способны решать не только шаблонные задачи, но и нестандартные, требующие творческого подхода, критического мышления. «Созданием» нового человека необходимо уже в дошкольном возрасте, так как, если не заниматься развитием, то с возрастом происходит угасание инициативы в творчестве. Но стоит учесть, что для того, что бы развить в ребенке необходимые способности, которые помогут ему адаптироваться и реализоваться в современном мире, ему необходим наставник, педагог, который направит ребенка в правильном направлении, поможет ему стать творческой личностью. Несомненно, для нового человека, необходим и новый педагог.

Все новые требования к образовательному процессу, педагогам, детям прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и в новом законе об образовании. Новые требования касаются не только подготовке новых педагогов, но и переквалификации педагогов, которые работают по старым технологиям. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Педагог должен адаптироваться в быстро меняющемся мире, уметь принимать эффективные решения. Так же, необходимо отметить, что государственная образовательная политика работает в направлении непрерывного образования, т.е. образования в течение всей жизни. Люди должны быть не только обеспечены минимумом знаний, но и иметь возможность включиться в процесс образования для овладения новыми для него знаниями на любом этапе жизни.

Новая парадигма образования развивается очень быстро, активно сменяя традиционные методы и технологии. Имея подкрепление государства, социальный заказ, разработанные стандарты, развивающиеся инновационные технологии в области образования процесс реорганизации идет быстро, но не качественно. На практике можно увидеть, как одна часть педагогов работает «как раньше», другая изучает новые технологии и методы. Небольшой процент всех педагогов можно назвать инновационными. Они занимаются педагогической деятельностью в соответствии с новой парадигмой образования. В связи с этим ученые занимаются разработкой и усовершенствованием технологий для улучшения системы образования. Одна из таких технологий – это управления знаниями.

Знания – это информация, которая будет полезна для решения какой либо задачи. Управлять знаниями – значит, умение эффективно организовать знания для решения задачи. В процессе управления знаниями мы создаем, используем и применяем фундамент знаний, необходимый для нашего образовательного учреждения. Управление знаниями включает в себя процесс, в котором  некая, необработанная информация идентифицируется, перерабатывается для получения знания, которые можно совершенствовать и применять на практике. Управление знаниями могут быть использованы для предоставления знаний, для дальнейших разработок инноваций в образовательном учреждении региона.

Рассмотрим этапы управлением знаниями. На первом этапе управления знаниями, необходимо определить область знаний, которые необходимы для достижения высшего результата. Второй этап заключается в сборе знаний, которые уже существуют, а так же методов, технологий т.д. Далее необходимо выбрать из всех собранных знаний, именно те, которые представляют значимость для достижения успеха. Четвертый этап заключается в классифицировании отобранных знаний для синхронизации (в электронном варианте, в бумажном, в человеческой памяти). На следующем этапе синхронизированные знания извлекаются и становятся пригодными для использования. После этого этапа их можно применить при решении проблемы, принятии решения, поиске новшеств и т.д. И на последнем, седьмом, этапе, можно выявить новые знания. Это возможно при использовании метода наблюдения за педагогами, с помощью обратной связи, эксперимента и другими методами.

Качество образования напрямую зависит от квалификации педагогов, от того, насколько грамотно, творчески, системно построен педагогический процесс. Для применения технологий, а в нашем случае - управлением знаниями в образовательных учреждениях региона, стоит знать специфику каждого учреждения, уровень профессиональной компетенции каждого педагога в соответствии с новыми требованиями.  В моем исследовании было проведено тестировании в дошкольном образовательном учреждении на тему «Уровень профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в системе ДОУ». В исследовании принимали участие 15 педагогов одного дошкольного учреждения. В ходе исследования были получены такие результаты:

  • Недостаточный уровень – 13% (2 человека)
  • Достаточный уровень – 54% (8 человек)
  • Высокий уровень – 33% (5 человек из 15)

Необходимо отметить, что в тестировании принимали участие педагоги со стажем и молодые специалисты. Процент педагогов с высоким уровнем профессиональной подготовки составляют молодые специалисты (5 человек из 6). В связи с полученными данными можно предположить, что педагоги с недостаточным уровнем нуждаются в повышении квалификации. Так же это можно рекомендовать педагогом с достаточным уровнем профессиональной подготовки в системе ФГОС, для дальнейшего развития и самосовершенствования.

Технологию управление знаниями для повышения квалификации, можно представить следующим образом:

  • Процесс обновления и развития знаний;
  • Процесс объединения всех накопленных знаний с обновленными или приобретенными для более эффективного использования;
  • Совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, необходимыми для обеспечения повышения профессионального уровня педагогов. [1]

Педагоги образовательных учреждений, работающие в условиях ФГОС, по новым стандартам должны быть не только профессионально компетентны в своей области, но и уметь анализировать, прогнозировать, ставить цели и задачи. Все эти процессы задействованы в технологии управлениями знаний, для полноценного самосовершенствования педагога.

В нашей большой стране, с большим количеством субъектов, невозможно иметь прямой контакт с каждым образовательным учреждением. Поэтому всю ответственность за качество образования, за профессиональное становление педагогов отвечает руководитель. Ему необходимо мотивировать и поощрять сотрудников, особое внимание уделять тем, кто оступился на своем педагогическом пути. Образовательным учреждениям региона необходимо строить образовательный процесс не только на основе требований государства, а так же с учетом образовательной среды региона. Основной и важной задачей развития образования региона является необходимость в разрушении шаблонных, стереотипных подходов в образовании. Следует не только обучать новых педагогов в соответствии с новым временем, а и повышать квалификацию педагогов, которые в этом нуждаются.

Список использованной литературы

  1. Жукова Оксана Геннадьевна Управление знаниями педагогов дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2014. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 29.02.2016).
  2. Нечаев Н. Н., Рябков О. А. Управление знаниями в образовательных учреждениях//ВестникМГЛУ.2009.№562.

URL:http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 27.02.2016).

  1. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управление знаниями / Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 77с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление развитием кадрового потенциала педагогов МДОУ в условиях модернизации образования

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.   ...

Система работы по развитию кадрового потенциала ДОО в области здоровьесбережения

Комплексно – целевая работа по формированию здорового образа жизни у дошкольниковШкола для мам м папhttps://cloud.mail.ru/public/HF5i/HkHfoPf2K...

Сущность программно-целевого метода управления развитием региональной системы образования

Сущность программно-целевого метода управления развитием региональной системы образования...

Педагогический совет "Развитие кадрового потенциала - как ориентир на качество дошкольного образования"

К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его...

Педсовет: «Развитие кадрового потенциала, как одно из условий повышения качества образования»

Педсовет: «Развитие кадрового потенциала, как одно из условий повышения качества образования» Цель: осознание общих целей субъектами образовательного процесса; формирование общих...