«Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»
учебно-методический материал
Конспект семинара-практикума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_syuzhetno-rolevaya_igra.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект семинара – практикума по теме:
«Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
Ход семинара.
Игра - это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса.
Развитие игры.
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия «я – милиционер», «я – воспитатель». Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: «я повар - готовлю обед», «я папа - иду на работу».
Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.
Вспомним структуру сюжетно-ролевой игры.
СЛАЙД
Назовите три основных компонента игры:
СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры; последовательность и связь изображаемых событий.
Содержание – то, что воспроизводится ребёнком в качестве главного в человеческих отношений.
Роль – объединяет все стороны игры; содержит правила поведения.
Руководство сюжетно-ролевой игрой
СЛАЙД
Игра для ребенка – это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. В игре ребенок учится распоряжаться собственными силами, рассуждать и думать над своими поступками, преодолевать первые трудности и чувствовать свою ответственность. Игра – это первая школа для детей. Ребенок выбирает роли для себя в игре.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Роль взрослого - явная и незаметная.
Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей).
Подумайте и скажите, в чём будут недостатки таких взглядов на руководство игрой педагога? (рассуждение).
Ответ:
В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей.
Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.
СЛАЙД
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
-Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).
-Прямое руководство (с вмешательством в игру).
Мы уже разбирали эти 2 направления в прошлом году
Прошу выполнить задание: Даны понятия «Воспитатель - носитель игровых действий», «Воспитатель - партнер и помощник в игре», «Воспитатель-наблюдатель». Определите возраст, роль педагога, и какова задача педагога при руководстве игрой (рассуждение).
СЛАЙД
Ответ:
1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
3. Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с них.
Воспитатель
Создание предметно-игровой среды
Для того чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность.
Вопрос:
Почему в группах старшего возраста рекомендуют не большое количество игрушек?
Ответ:
Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.
Задание:
Придумайте игровые употребления предметов:градусник, конь, салат, деньги, машина, палатка, мыло.
Перед вами предметы: палочка, верёвочка, кубик. Как эти предметы можно использовать в игре?
Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.
Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.
Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм.
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
1.Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре. Роль
2.Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.Режиссерская
3.Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.Подражание
4.Отрасль педагогики, изучающие принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.Методика
По вертикале
1.Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия. Правила
2.Он – главная фигура в дошкольном учреждении.Ребенок
3.Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. На примере игры "Театр"
План и система работы с детьми старшего дошкольного возраста по сюжетно-ролевой игре "Театр"...
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...
Творческие игры (сюжетно – ролевая игра, театрализованная игра)
Игра – основная деятельность детей. Развитая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания. А.С. Макаренко обращал внимание на то, что «воспитание б...
Сюжетно - ролевая игра : творческий подход и управление игрой
Материал предназначен для проведения семинара -практикума ....
Семинар практикум "Сюжетно-ролевая игра: творческий подход и управление игрой"
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника....
Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»
Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»...
Семинар-практикум для воспитателей «Действия воспитателя при организации сюжетно-ролевых игр с детьми на примере игры «Проводница»
Семинар -практикум для воспитателей направлен на формирование последовательных действий молодых специалистов ДОУ при организации работы по организации сюжетно -ролевых игр....