Семинар практикум "Сюжетно-ролевая игра: творческий подход и управление игрой"
материал (младшая группа)
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_igry.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1161 корпус 6
Сюжетно -ролевая игра:
творческий подход и управление игрой.
Воспитатели: Кузнецова Наталья Александровна.
Словягина Елена Анатольевна
2021 г.
«Сюжетно-ролевая игра»
Цель: повысить уровень знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры;
развивать творческий подход в организации и управлении игрой;
повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
В нашем дошкольном образовательном учреждении в игровой деятельности детей мы используем методику Н.Ф Губановой «Развитие игровой деятельности», по программе « От рождения до школы»
Общая характеристика сюжетно-ролевой игры
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий.
Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку».
Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек.
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Классификация игр
Условно выделяют три класса игр:
1) игры по инициативе ребенка творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные);
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные);
3) народные игры (созданные народом).
Выделяется 3 этапа формирования сюжетно - ролевой игры.
Первый этап (1,5 – 3 года):
Педагог развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами – заместителям, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.
Второй этап (3года – 5 лет):
Воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой.
Третий этап (5-7 лет):
Дети овладевают умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру -придумывание.
Особенность процесса формирования игровых умений, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.
Структура сюжетно-ролевой игры
СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей):
- наблюдения;
- целевые прогулки;
- экскурсии
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассмотрение иллюстраций;
- ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
- организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);
- игры (конструктивные, дидактические, подвижные);
- изобразительная деятельность;
- игры-имитации;
- мнимые «телефонные разговоры»;
- придумывание историй (для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»);
Прямое руководство (с вмешательством в игру).
Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):
- показ игровых действий;
- описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);
- рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);
- упражнения ребенка в игровых действиях;
- упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая везет в больницу», «Больного несут на носилках»).
- обращение персонажа к детям;
- вопросы к ребенку, к персонажу;
- проблемные игровые ситуации («В Мишки температура», «Зайчик сломал ножку»).
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);
• вопросы;
• предложение темы игры;
• совет в игровой форме;
• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);
• беседа о распределении вещей;
• беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);
• напоминание о том, что наблюдали;
• подсказка ходу игры (игровые действия);
• сообщение любого нового факта во время игры.
Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с действиями других:
• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно);
• уместен вопрос перед началом игры;
• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво)
• прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации).
Создание предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является главной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры, а наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.
Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.
Продолжительность и примерный перечень сюжетно-ролевых игр
Младшая группа: до 15 минут в I квартале, до 25 минут в III квартале
«Семья», «Детский сад», «Шоферы» транспорт, «Строительство».
Средняя группа: до 30-35 мин.
«Семья», «Детскийсад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница» (работа медсестры, «Парикмахерская».
Старших группах: до 45 мин.
«Семья»,«Детскийсад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Поликлиника» (аптека, «Военные» (милиция, моряки, летчики, пограничники - в зависимости от региона).
Творческий подход в первой младшей группе.
Задача педагога: сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
Приёмы руководства игрой:
1. Игры – инсценировки
2. «Игра рядом»
3. Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Творческий подход во второй младшей группе.
Педагог должен построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение:
- осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей:(мама-дочка) и (мальчики-шофёр, космонавт т. д.);
- строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя: воспитатель- мама, ребёнок-дочка; воспитатель –дочка.
- использовать тематику игры, интересующую каждого ребенка;
-переключение детей на речевое взаимодействие в игре- создание чисто разговорной ситуации, минимальное число игрушек: телефонный разговор.
Умения детей:
1. Принимать и обозначать игровую роль.
2. Реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку,
3. Развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Творческий подход в средней группе.
Воспитатель - переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Условия:
1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; матрос капитан (основная) - пассажир (2-3 дополнительные роли)
2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Умения детей:
1. Подключиться к игре сверстников, найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров.
2. Умел сменить первоначально принятую роль на новую (один из детей берет себе роль Емели, другому приходится быть «щукой», а затем «царем» и т. д.).
Творческий подход в старшей и подготовительной группе.
перехода на новую ступень- игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль). Овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением.
Воспитатель: формирует у детей умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать творческие, индивидуальные, игровые замыслы с партнерами-сверстниками.
Игра - придумывание с 2 – 4 детьми. Воспитатель помогает организовать подготовительный период самостоятельной игры детей (обсуждение ролей, действий, организация декораций). Создает условия для режиссерской игры.
Пример творческого подхода к игровой деятельности
Если до 5,5 – 6 лет преимущественное место занимала сюжетная игра, то теперь равное с ней место начинает занимать игра с правилами.
Главная задача – перевод детей на новую, более высокую ступень игры - к совместному творческому сюжетосложению
Игра – фантазирование («фантазеры».Н.Носова). Творческое сюжетосложение включает в себя умение ребенка выделять целостные события, соединять их в разнообразной последовательности и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников.
Игра-придумывание (2 – 4 ребенка). Начинать совместную игру с детьми нужно не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных. Постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета.
Воспитатель сначала включает в игру-придумывание двоих детей (участвуя в ней сам, как третий партнер). Для начала надо научить детей слышать друг друга и продолжать мысль партнера. Прием вспоминания известной сказки.
Через 2 – 3 дня с этими детьми играет по-новому: придумывают общую сказку, но немного не такую. Начинать преобразовывать известную сказку лучше с изменения главного героя, его задачи, искомого объекта или персонажа и препятствий на его пути. Воспитателю нежно заготовить для себя несколько вариантов, начало новой сказки. Целесообразно соединять в новой сказке сказочные и реалистичные элементы. По мере освоения игры- придумывания воспитатель стимулирует к ролевому взаимодействию (Баба Яга – продавец, Буратино – старуха Шапокляк )
«придумывание настоящих историй» (4 –5 человек)
Таким образом, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.
Во-первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно - игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
Во-вторых сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
в-третьих организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету.
Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями.
Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.
Таким образом, успешное осуществления игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
Предлагаем вам список игр.
Сюжетно – ролевые игры детей младшей группы детского сада.
Игра «Детский сад»
Игра «угощение»
Игра «Семья»
Игра «Куклы»
Игра «Шоферы»
Игра «Поездка»
Игра «Поезд»
Игра «У врача»
Игра «Строители»
Игра «Лиса»
Игра «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», Ежиха», «Воробьиха».
Игра «Самолет»
Игра «Ветер и листочки»
Сюжетно – ролевые игры детей средней группы детского сада.
Игра «Семья»
Игра «Банный день»
Игра «Большая стирка»
Игра «Автобус», «Троллейбус»
Игра «Шоферы»
Игра «Строительство плотины»
Игра «Путешествие по реке»
Игра «Магазин»
Игра «Летчики»
Игра «Рыбаки»
Игра «Театр»
Сюжетно – ролевые игры детей старшей группы детского сада.
Игра «Детский сад»
Игра «Семья»
Игра «Школа»
Игра «Путешествие»
Игра «Завод»
Игра «Летчики»
Игра «Российская Армия»
Игра «Строительство»
Игра «Поликлиника»
Игра «Парикмахерская»
Игра «Зоопарк»
Сюжетно – ролевые игры детей подготовительной группы детского сада.
Игра «Гости»
Игра «День рождения»
Игра «Пароль»
Игра «Волшебники»
Игра «Улица»
Игра «В лесу»
Игра «Путешествие по реке»
Игра «Путешествие с героями любимых книг»
Игра «Магазин»
Игра «Почта»
Игра «Школа»
Игра «Библиотека»
Игра «Завод»
Игра «Ателье»
Игра «Пограничники»
Игра «Космонавты»
Рекомендации воспитателям.
Практическое задание «Разработка рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры
1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.
2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Выполняйте требования Сан Пин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4. Планирование организуйте так,что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.
10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.
Домашнее задание: создать картотеку сюжетно-ролевых игр по своему возрасту.
В заключении хотим сказать, что в образовательном процессе детского сада игра должна занимать ведущее место. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.
«Информация к размышлению»
Где-то на свете есть садик такой.
Бегают дети весёлой гурьбой.
А милые куклы на стульях сидят,
Лишь Покемоны в руках у ребят.
Кены и Барби на вилах и в саунах
И телепузики с лицами даунов.
Что будет на этой планете,
Если играть не научатся дети:
В добрую маму, трудягу-отца,
В доктора, плотника или певца?
Ведь от того, во что дети играют,
Всё же зависит, кем они вырастают...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания» Семинар с педагогами
Данный семинар поможет в работе старшему воспитателю закрепить теоретические знания педагогов и применять его в своей деятельности....
Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах»
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальные руководитель, лучше знает склон...
Семинар-практикум по экологическому воспитанию «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопрос...
Сюжетно - ролевая игра : творческий подход и управление игрой
Материал предназначен для проведения семинара -практикума ....
Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»
Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»...
Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к руководству и управлению играми детей дошкольного возраста"
Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов....