Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»
материал
Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum._sycheva_2021.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 1161 корпус 6
Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»
Выполнила:
Воспитатель Сычева Юлия Анатольевна
Октябрь, 2021г.
г.Москва
Цель и задачи игры. Повышать интерес новым играм в работе с детьми, развивать коммуникативные качества педагогов, повышать профессиональный уровень педагогов, раскрывать творческий потенциал каждого педагога, развивать умение работать в коллективе;
Цель:
Повысить компетентность педагогов о приемах и методах управления сюжетно – ролевыми играми совместно с дошкольниками;
Развивать творческий подход в управлении игрой;
Повышать педагогическое мастерство воспитателей;
Находить выход в сложных педагогических ситуациях.
Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших, является
игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема
внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных
игровых технологий. Известно, что сюжетно- ролевая игра в классификации игровой
деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного
развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их
людьми, природой.
Игра для ребенка - это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр.
Сюжетно-ролевая игра - основа игрового процесса.
Развитие игры.
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".
Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.
Структура сюжетно-ролевой игры
Сюжет - Роль - Содержание
Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина)
Роль взрослого - явная и незаметная.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).
- Прямое руководство (с вмешательством в игру).
1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
- Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.
Создание предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры, а наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.
Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. На семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?
Коллеги, перечислите какие методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой вы знаете? Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры.
Предполагаемые ответы.
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.
- на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад.
- использование сюрпризных моментов
- внесение новой игрушки
- наблюдение за игрой других дошкольников
- наблюдение за трудом взрослых
- чтение литературных произведений
- обсуждение телепередач
- определение содержания игры
- восстановление последовательности событий
- игровые действия
- обыгрывание персонажей и их взаимодействие
- драматизация сказок
- учет интереса детей
- планирование игры
- рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
- определение темы
- умение согласовывать свои действия с остальными детьми
- придумывание сюжета сказки или рассказа
- совместный пересказ сказки
- придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам
- преднамеренное изменение ситуаций
- учет индивидуальных особенностей
- учет личного опыта ребенка
- привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
- использование мимических этюдов, элементов психогимнастики
- обсуждение хода и результатов игры
- совместная с детьми игра
- использование технических средств обучения.
В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:
- формирование игры как деятельности;
- использование игры как средства нравственного воспитания, т.е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.
Предлагаю блиц-опрос. Знаете ли вы игры?
- Какие атрибуты используются в играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в игре? (водящий)
- Откуда берётся речевой материал для игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в игре? (слово).
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются игры? (в организации праздников, утренников, развлечений)
- Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?
(Самостоятельные.)
- Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)
Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Предполагаемые ответы.
- Детский сад
- Семья
- Парикмахерская
- Автобус
- Зоопарк
- Магазин – овощной, хлебный, игрушек
- Пароход
- Больница
- Моряки
- Зубной врач
- Прачечная
- Салон красоты
- День рождения
- Столовая
- Кондитерская фабрика
- Поликлиника
- Животноводы
- Аптека
- Строители космодрома
- Путешествие в дальние страны
- Цирк
- Пограничники
- Рыболовецкое судно
- Почта
- Газетный киоск
- Дискотека
- Космическое путешествие
- Лесная школа
- Улица и др.
• Допустима ли в игре регламентация (установление правил) и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников, на основе созданных ими правил)
Затем воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:
- «Мне нравятся дидактические игры, потому что ……»
- «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»
- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»
- «Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»
- «Я думаю, что игра полезна тем, что…»
- «Моя самая любимая игра…., потому что…»
- «Я считаю, что в игре дети учатся…»
- «Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»
- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
- «Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
Синквейн
Я познакомлю вас с игрой, которую можете вы применять в работе с детьми. Она называется синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Предлагаю вам написать синквейн по сегодняшнему семинару.
Порядок написания синквейна
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Мы прекрасно знаем, что преимущество детской игры заключается в том, что ребенок больше любит тех взрослых, которые с ним играют. Даже ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе, кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его.
Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, стараетесь это сделать, и это неплохо получается.
В заключение нашей встречи хочу поблагодарить Вас за сотрудничество и пожелать творческих успехов и находок в нашей трудной, но интересной работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Сюжетно-ролевые игры"
Семинар-практикум "Сюжетно-ролевые игры"...
Семинар - практикум "Сюжетно - ролевая игра"
Данный материал поможет повысить уровень знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширит ...
Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»
Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»...
Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра»
Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра»...
Сюжетно - ролевая игра : творческий подход и управление игрой
Материал предназначен для проведения семинара -практикума ....
Семинар практикум "Сюжетно-ролевая игра: творческий подход и управление игрой"
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника....
Семинар-практикум: «Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум:«Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»...