Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. На примере игры "Театр"
методическая разработка (старшая группа) на тему
План и система работы с детьми старшего дошкольного возраста по сюжетно-ролевой игре "Театр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕАТР | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Планомерное обогащение опыта знаниями
Цель: Расширение и обогащение знаний о театре.
- Рассказ воспитателя о театре
Цель: расширение представлений детей о театральном искусстве, о профессиях людей, работающих в театре (режиссер, актер, гример, костюмер, кассир, буфетчица, контролер, гардеробщица); закрепление правил поведения в театре.
- Просмотр презентации о разных видах театров.
Цель: формирование знаний детей о различных видах театров.
- Просмотр видеофильма «Открытие Большого театра».
Цель: Ознакомление детей с моментами открытия Большого театра.
- Просмотр презентации о разных профессиях людей, работающих в театрах.
Цель: формирование представлений детей о разных профессиях людей, работающих в театрах.
- Создание и рассматривание фотоальбома о театре.
Цель: закрепление представлений, полученных при рассказе воспитателя
- Чтение книги «Азбука для вежливых детей» (в театре)
- Просмотр презентации о правилах поведения в театре.
Цель: Закрепление правил поведения в общественных местах.
- Активация словаря (декорации, занавес, спектакль, сцена, зрительный зал, афиша, фойе, антракт, буфет, грим, гардероб)
Цель: формирование у детей правильного понимания смысла слов, умения употреблять слова правильно, сочетая их по смыслу.
- Просмотр видеороликов «Как делают грим».
Цель: Расширение познавательного интереса о театральных профессиях – гример.
- Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка».
- Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» по ролям.
Цель: Развитие выразительности речи, силы и высоты голоса.
- Нарисуй любимую сказку.
- Рисование декораций к настольному театру.
Цель: Развитие умений передавать в рисунке образы любимых сказочных персонажей, декораций к сказкам.
- Беседа на тему: «Что мы знаем о театре»
Цель: активация полученных знаний о театре, развитие интереса у детей к сценическому творчеству.
Вопросы к детям:
- Что такое театр?
- Для чего нужны театры?
- Ходите ли вы в театры с родителями?
- Какие правила поведения в театре вы знаете?
- Что бы вы хотели посмотреть в театре?
- С людьми, каких профессий вы встретитесь в театре?
- Как вы думаете, без кого не может быть театра и почему?
Передача игрового опыта
Цель: обогащение содержания игры, передача способов построения игры, формирование взаимодействия детей в игре.
Дидактические игры
- Игра-викторина «Кто работает в театре»
Цель: Закрепление знаний о профессиях людей, работающих в театре.
- Игра по математике «Расставь по порядку»
Цель: Закрепление порядкового счета и обозначение его цифрами.
- Упражнение «Скажи правильно»
Цель: Формирование умения вежливого обращения между людьми в общественных местах.
- Дидактическая игра «Что возьмем в театр?»
Цель: формирование умения отбирать необходимый игровой материал для игры в театр.
Игры на развитие воображения и образного мышления.
- Игра «Что мы делали, не скажем, а что делали – покажем»
Цель: Развитие умений жестами и мимикой показать происходящие в театре действия, формирование умений договариваться и действовать согласованно.
- Игра «Что делать, если…»
Цель: Формирование жизненного опыта, развитие самостоятельности и находчивости в решении проблемных ситуаций.
Варианты вопросов:
Что делать? Если… - опоздал на начало спектакля;
- забыл дома билет;
- необходимо выйти во время спектакля;
- занято твое место;
- потерял номерок из гардероба.
- Упражнение «Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики».
Цель: Развитие умений передачи образов персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развитие творчества, воображения и фантазии.
- Упражнение «Разные лица».
Цель: Формирование умений детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты), переключаться с одного образа на другой.
- Игра – экспериментирование: «Сделай грим»
Цель: Закрепление знаний об использовании грима для изменения внешности, формирование интереса к театральным профессиям.
Игры и упражнения на развитие культуры и техники речи.
- Игра «Диалоги между животными»
Цель: Развитие коммуникативных качеств, интонационной выразительности, умение голосом передать настроение.
- Упражнение «Фраза по кругу»
Цель: Формирование умений пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.
- Игры-придумывания «Что было дальше?», «Сочиняем сказку».
Цель: Развитие связной речи, творческого воображения, коммуникативных способностей.
- Игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Цель: Формирование интереса детей к драматизации литературных произведений.
- Обыгрывание сценок: «В кассе», «В гардеробе», «В буфете», «В зрительном зале».
Цель: Формирование игрового опыта детей.
Подвижные игры
- «Гуси-гуси», «Мышеловка», «Бездомный заяц», «Сделай фигуру», «Хитрая лиса»
Цель: Развитие умений детей отображать в играх разнообразные действия людей, животных.
Cоздание и обогащение развивающей предметно-игровой среды
Цель: обогащение содержания игры, формирование положительных отношений между детьми, обучение способам игры.
Атрибуты для игры:
- Внести руль, фуражку для шофера, крупный строитель для построения автобуса, сумку для кондуктора.
- Внести игрушечную посуду, муляжи фруктов, сладостей для буфета в театре.
- Подбор костюмов для персонажей сказки.
- Изготовление табличек «Касса», «Гардероб», «Костюмерная», «Гримерная», «Буфет».
- Изготовление билетов для проезда на автобусе, билетов для театра, номерков для гардероба, декораций, денег.
- Привлечь родителей к изготовлению афиши.
Активизация проблемного общения взрослого с детьми.
Цель: формирование желания детей перенести в самостоятельную игру полученные знания и умения в обучающих играх.
Используемые методы и приемы: вопросы, обращения, поощрения, объяснения, беседы, напоминания и др., помогают детям самостоятельно построить сюжет игры, способствуют организации более развернутых сюжетов.
Примерный сценарий игры:
Перед приходом детей в группу вывешивается афиша спектакля «Заюшкина избушка». Воспитатель задает вопросы: что это такое, кто мог повесить афишу. Вместе с детьми вспоминают, для чего нужна афиша, кто выступает в театре, кроме артистов, кто еще работает в театре, для чего нужны люди этих профессий. Воспитатель спрашивает, а не хотят ли дети, чтоб этот спектакль состоялся у них в группе. Потом решают на чем поедут в театр, распределяют роли и определяют, что и где будет располагаться. Идет подготовка к игре: артисты ставят декорации, костюмер помогает надеть костюмы, гример наносит грим, буфетчица раскладывает товар, продавец цветов составляет букеты, кассир готовит кассу, гардеробщица развешивает номерки, зрители с шофером и кондуктором строят автобус и занимают свои места.
Пассажиры взяли кошельки, сумочки и заняли свои места в автобусе, оплачивают проезд кондуктору. Кондуктор продает билеты. Шофер объявляет остановку «Театр». Все выходят. Идут в кассу, покупают билет на спектакль. Далее идут в гардероб, сдают одежду, проходят в зрительный зал. Контролер проверяет билеты. Зрители занимают места в соответствии с билетом. Звенят три звонка. Начинается представление. Воспитатель (роль режиссера и ведущего) начинает повествование сказки.
Антракт. Зрители спешат купить цветы и посетить буфет. Буфетчица продает товар. Снова раздаются три звонка. Зрители заняли свои места. Представление продолжается.
Конец спектакля.
Зрители апладируют, кричат «браво», дарят цветы. Появляется фотокорреспондент (воспитатель), берет интервью у зрителей, артистов.
Способ выхода из игры
- Воспитатель выступает в роли директора театра и предлагает гастроли артистам в другие группы. Только для этого нужно приготовить рекламные билетики и раздать их младшим детям. Дети заканчивают игру, и желающие рисуют билеты для малышей.
- Все возвращаются на автобусе в детский сад.
Роли, которые могут исполнять дети
- Шофер
- Пассажиры
- Кондуктор
- Кассир
- Контролер
- Гример
- Костюмер
- Буфетчица
- Артисты
- Гардеробщица
- Режиссер
Игровые действия
- Постройка автобуса, шофер ждет пассажиров в автобусе.
- Кондуктор продает билеты
- Артисты готовятся к выступлению
- Гример наносит грим
- Костюмер помогает подобрать костюм
- Буфетчица расставляет посуду, выкладывает фрукты и сладости.
- Режиссер дает рекомендации артистам.
Игры-спутники
1. «Поездка на автобусе»
2. «Кафе»
4. «Салон красоты»
5. «Дом моды»
6. «Интервью для журнала»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....
примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...
Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Сборник игр призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....
Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...
Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. СупермаркетЦель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласов...