Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. На примере игры "Театр"
методическая разработка (старшая группа) на тему

План и система работы с детьми старшего дошкольного возраста по сюжетно-ролевой игре "Театр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТЕАТР21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Планомерное обогащение опыта знаниями

Цель: Расширение и обогащение знаний о театре.

  • Рассказ воспитателя о театре

Цель: расширение  представлений  детей о театральном искусстве,  о профессиях людей, работающих в театре (режиссер, актер, гример, костюмер, кассир, буфетчица, контролер, гардеробщица); закрепление  правил поведения в театре.

  • Просмотр презентации о разных видах театров.

Цель: формирование знаний  детей о различных видах театров.

  • Просмотр видеофильма  «Открытие Большого театра».

Цель: Ознакомление детей с моментами  открытия Большого театра.

  • Просмотр презентации о разных профессиях людей, работающих в театрах.

Цель: формирование представлений   детей о разных профессиях людей, работающих в театрах.

  • Создание и рассматривание фотоальбома о театре.

Цель: закрепление представлений, полученных при рассказе воспитателя

  • Чтение книги «Азбука для вежливых детей» (в театре)
  • Просмотр презентации о правилах поведения в театре.

Цель: Закрепление правил поведения в общественных местах.

  • Активация словаря (декорации, занавес, спектакль, сцена, зрительный зал, афиша, фойе, антракт, буфет, грим, гардероб)

Цель: формирование  у детей правильного понимания смысла слов, умения употреблять слова правильно, сочетая их по смыслу.

  • Просмотр видеороликов «Как делают грим».

Цель: Расширение  познавательного интереса  о театральных профессиях – гример.

  • Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка».

  • Рассказывание  сказки «Заюшкина избушка» по ролям.

Цель: Развитие выразительности речи, силы и высоты голоса.

  • Нарисуй любимую сказку.
  • Рисование декораций к настольному театру.

Цель: Развитие умений передавать в рисунке образы  любимых сказочных персонажей, декораций к сказкам.

  • Беседа на тему: «Что мы знаем о театре»

Цель: активация  полученных знаний о театре, развитие интереса у детей к сценическому творчеству.

Вопросы к детям:

         - Что такое театр?

         - Для чего нужны театры?

         - Ходите ли вы в театры с родителями?

         - Какие правила поведения в театре вы знаете?

         - Что бы вы хотели посмотреть в театре?

         - С людьми, каких профессий вы встретитесь в театре?

         - Как вы думаете, без кого не может быть театра и почему?

Передача игрового опыта

Цель: обогащение содержания игры, передача способов построения игры, формирование взаимодействия детей в игре.

Дидактические игры

  • Игра-викторина «Кто работает в театре»

Цель: Закрепление знаний о  профессиях людей, работающих в театре.

  • Игра по математике «Расставь по порядку»

Цель: Закрепление порядкового счета и обозначение его цифрами.

  • Упражнение «Скажи правильно»

Цель: Формирование умения вежливого обращения между людьми в общественных местах.

  • Дидактическая игра «Что возьмем в театр?»

Цель: формирование умения отбирать необходимый игровой материал для игры в театр.

Игры на развитие воображения и образного мышления.

  • Игра  «Что мы делали, не скажем, а что делали – покажем»

Цель: Развитие умений  жестами и мимикой показать происходящие в театре действия, формирование умений договариваться и действовать  согласованно.

  • Игра «Что делать, если…»

Цель: Формирование жизненного опыта, развитие самостоятельности и находчивости в решении проблемных ситуаций.

Варианты вопросов:

Что делать? Если… - опоздал на начало спектакля;

                                   - забыл дома билет;

                                   - необходимо выйти во время спектакля;

                                   - занято твое место;

                                   - потерял номерок из гардероба.

  • Упражнение «Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики».

Цель: Развитие умений передачи  образов персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развитие творчества, воображения и фантазии.

  • Упражнение «Разные лица».

Цель: Формирование умений  детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты), переключаться с одного образа на другой.

  • Игра – экспериментирование: «Сделай грим»

Цель: Закрепление знаний об использовании грима для изменения внешности, формирование интереса к театральным профессиям.


Игры и упражнения на развитие культуры и техники речи.

  • Игра «Диалоги между животными»

 

Цель: Развитие  коммуникативных качеств,  интонационной выразительности, умение голосом передать настроение.

  • Упражнение «Фраза по кругу»

Цель: Формирование умений  пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.

  • Игры-придумывания «Что было дальше?», «Сочиняем сказку».

Цель: Развитие связной речи, творческого воображения, коммуникативных способностей.

  • Игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Цель: Формирование интереса детей к драматизации литературных произведений.

  • Обыгрывание сценок: «В кассе», «В гардеробе», «В буфете», «В зрительном зале».

Цель: Формирование игрового опыта детей.

Подвижные игры

  • «Гуси-гуси»,  «Мышеловка», «Бездомный заяц», «Сделай фигуру», «Хитрая лиса»

Цель: Развитие умений  детей отображать в играх разнообразные действия людей, животных.

Cоздание и обогащение развивающей предметно-игровой среды

Цель: обогащение содержания игры, формирование положительных отношений между детьми, обучение способам игры.

Атрибуты для игры:

  • Внести руль, фуражку для шофера, крупный строитель  для построения автобуса, сумку для кондуктора.
  • Внести игрушечную посуду, муляжи фруктов, сладостей для буфета в театре.
  • Подбор костюмов для персонажей сказки.
  • Изготовление табличек «Касса», «Гардероб», «Костюмерная», «Гримерная», «Буфет».

  • Изготовление билетов для проезда на автобусе, билетов для театра, номерков для гардероба, декораций,  денег.

  • Привлечь родителей к изготовлению афиши.

Активизация проблемного общения взрослого с детьми.

Цель: формирование желания детей  перенести в самостоятельную игру полученные знания и умения в обучающих играх.

Используемые методы и приемы: вопросы, обращения, поощрения, объяснения, беседы, напоминания и др., помогают детям самостоятельно построить сюжет игры, способствуют организации более развернутых сюжетов.

Примерный сценарий игры:

Перед приходом детей в группу вывешивается афиша спектакля «Заюшкина избушка». Воспитатель задает вопросы:  что это такое, кто мог повесить афишу. Вместе с детьми вспоминают,  для чего нужна афиша, кто выступает в театре, кроме артистов, кто еще работает в театре, для чего нужны люди этих профессий. Воспитатель спрашивает, а не хотят ли дети, чтоб этот спектакль состоялся у них в группе. Потом решают на чем поедут  в театр, распределяют роли и определяют, что и где будет располагаться.  Идет подготовка к игре: артисты ставят декорации, костюмер помогает надеть костюмы, гример наносит грим, буфетчица раскладывает товар, продавец цветов составляет букеты, кассир готовит кассу, гардеробщица развешивает номерки, зрители с шофером и кондуктором строят автобус и занимают свои места.

Пассажиры взяли кошельки, сумочки и  заняли свои места в автобусе, оплачивают проезд кондуктору. Кондуктор продает  билеты. Шофер объявляет остановку «Театр». Все выходят. Идут в кассу, покупают билет на спектакль. Далее идут в гардероб, сдают одежду, проходят в зрительный зал. Контролер проверяет билеты. Зрители  занимают места в соответствии с билетом. Звенят три звонка. Начинается представление. Воспитатель (роль режиссера и ведущего)  начинает повествование сказки.

Антракт. Зрители спешат купить цветы и посетить буфет. Буфетчица продает товар. Снова раздаются три звонка. Зрители заняли свои места. Представление продолжается.

Конец спектакля.

Зрители апладируют, кричат «браво», дарят цветы. Появляется фотокорреспондент (воспитатель), берет интервью у зрителей, артистов.

Способ выхода из игры

  • Воспитатель выступает в роли директора театра и предлагает гастроли артистам в другие группы. Только для этого нужно приготовить рекламные билетики и раздать их младшим детям. Дети заканчивают игру, и желающие рисуют билеты для малышей.
  • Все возвращаются на автобусе в детский сад.

Роли, которые могут исполнять дети

  1. Шофер
  2. Пассажиры
  3. Кондуктор
  4. Кассир
  5. Контролер
  6. Гример
  7. Костюмер
  8. Буфетчица
  9. Артисты
  10. Гардеробщица
  11. Режиссер

Игровые действия

  1. Постройка автобуса, шофер ждет пассажиров в автобусе.  
  2. Кондуктор продает билеты                                                                                                    
  3. Артисты готовятся к выступлению
  4. Гример наносит грим
  5. Костюмер помогает подобрать костюм
  6. Буфетчица расставляет посуду, выкладывает фрукты и сладости.
  7. Режиссер дает рекомендации артистам.

Игры-спутники

1.  «Поездка на автобусе»

2.  «Кафе»

     4.  «Салон красоты»

     5.  «Дом моды»

    6.  «Интервью для журнала»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. СупермаркетЦель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласов...