Управленческий проект “Создание условий для взаимодействия с родителями в образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС”
презентация
презентация проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta_anashkina_m.v.pptx | 89.28 КБ |
proekt_anashkina_m.v.docx | 38.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современном мире при отсутствии заинтересованности родителей в образовательном процессе, появлении отрицательных отзывов о деятельности дошкольных учреждений, обсуждение родителей негативных отзывов на форумах о ДОУ, недостаточной информированности родителей об особенностях жизни и деятельности в детских садах встает проблема в низкой включенности родителей в деятельность ДОУ. Мы стали задумываться, как сделать так, чтобы родители (законные представители) активно принимали участие в образовательном процессе в ДОУ? В итоге решили создать проект “Создание условий для взаимодействия с родителями в образовательной деятельности ДОУ», где реализуется поддержка родителей (законных представителей) - в воспитании детей, - охране и укреплении их здоровья, - вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Проблемы : во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования , предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают. во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Основная идея проекта : создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС. Объект проектной деятельности : педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения Предмет проектной деятельности : инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада . Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи . Обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада возможно если: установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов; активизировать и обогатить воспитательных умений родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях . Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса . В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:
Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями. Задачи проекта: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ . Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями , различными специалистами ДОУ; анкетирование ; интервьюирование ; изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Принципы взаимодействия детского сада и семьи : Целенаправленность деятельности педагогов и родителей с целью положительного влияния на социальное развитие личности дошкольника ; Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом много аспектной специфики каждой семьи ; Вариативность содержания форм, методов образования родителей ; Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого ; Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования); Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с родителями.
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ , нежелание педагогов включаться в работу.
Предполагаемый результат . Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать: повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи; - формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом МДОУ ,а также участию в образовательном процессе; - установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой. - открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности. - участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии оценки эффективности реализации проекта Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям : изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать ; рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности; положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Департамент образования
комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 129
(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129)
Байкальская ул., д. 96, Иркутск, 664022 Тел. (3952) 22-92-70
ОКПО 46705384, ОГРН 1023801540355, ИНН/КПП 3811054676/381101001
Управленческий проект
“Создание условий для взаимодействия с родителями в образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС”
Автор:
Заместитель заведующего
МБДОУ г. Иркутска детского сада №129
Анашкина Мария Владимировна
г. Иркутск, 2023г
ПАСПОРТ ПРОЕКТА РАЗДЕЛ 1. РЕКВИЗИТЫ ПРОЕКТА | |
Наименование проекта | Управленческий проект“Создание условий для взаимодействия с родителями в образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС» |
Куратор проекта | Заместитель заведующего |
Руководитель проекта | Заведующий |
Участнки проекта | - педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства; - родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях. |
Период реализации проекта | 2 года |
РАЗДЕЛ 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА | |
Актуализация проблемы | Аннотация. В современном мире при отсутствии заинтересованности родителей в образовательном процессе, появлении отрицательных отзывов о деятельности дошкольных учреждений, обсуждение родителей негативных отзывов на форумах о ДОУ, недостаточной информированности родителей об особенностях жизни и деятельности в детских садах встает проблема в низкой включенности родителей в деятельность ДОУ. Мы стали задумываться, как сделать так, чтобы родители (законные представители) активно принимали участие в образовательном процессе в ДОУ? В итоге решили создать проект “Создание условий для взаимодействия с родителями в образовательной деятельности ДОУ», где реализуется поддержка родителей (законных представителей) - в воспитании детей, - охране и укреплении их здоровья, - вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Актуальность Проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: - усталостью, - психическими и физическими перенапряжениями, - тревогой в связи со снижением безопасности жизни, - ростом чувства одиночества в неполных семьях, - отсутствием понимания, -трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе, ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Новизна и оригинальность инновационного проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. |
Основная идея проекта | создание и внедрение в образовательный процесс МДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС. |
Цель (цели) проекта | - включение родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ через создание и реализацию образовательных проектов педагогов и родителей (законных представителей). |
Задачи проекта | - Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей. - Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия - Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей. - Повышать психолого-педагогическую культуру родителей. - Создать рабочие группы для создания и реализации проектов - Организовать работу рабочих групп по реализации проектов педагогов и родителей (законных представителей) - Организовать места для предъявления результатов проектов - Организовать места для расширения информационного пространства для родителей |
Результат (результаты) проекта | Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать: - повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи; - формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе; - установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения; дошкольников между детским садом, семьей и школой. - открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности. - участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта. |
Риски реализации проекта | - большинство родителей не включатся в деятельность в связи с занятостью, или им будет это не интересно - Непринятие темы проекта педагогами |
Ресурсы реализации проекта | - Требования к уровню компетенций педагогов, родителей - Доступ сети Интернет |
Стоимость (бюджет) проекта | проектом не предусмотрен |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап — исследовательский
Цель: разработка моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи | Мероприятия | Содержание | Участники | Сроки |
разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи; | Методические совещания | Заместитель заведующего, воспитатели | Февраль - май | |
изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС; | Самостоятельное изучение материала педагогами | Заместитель заведующего, воспитатели | ||
Анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований; | анкетирование, диагностика | Заместитель заведующего | ||
Выявление актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей; | формирование доверия | Родители для педагогов, педагоги для родителей | Родители, воспитатели | |
подбор методической литературы по взаимодействию с родителями. | Заместитель заведующего | в течение года |
Второй этап – подготовительный
Задачи | Мероприятия | Содержание | Участники | сроки |
Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства. | Анкетирование, сбор семейного анамнеза, мониторинг социального состава семьи.
Проведение родительских собраний. | - «Знаете ли вы своего ребенка?" - анкетирование; | Воспитатели, родители, представители ребенка | Июнь - октябрь |
Определение, содержание и формы работы с родителями | Педагогические заседания | План работы с родителями | Администрация, воспитатели, родители | март |
Установление индивидуальных контактов с каждой семьей, ее членами, для определения направлений взаимодействия. Разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей, конкретных форм взаимодействия. | Беседы, индивидуальные консультации, встречи «вопросов и ответов» | - обработка полученной информации; - написание плана работы с родителями с использованием нетрадиционных форм взаимодействия | Заместитель заведующего Воспитатели, родители. | сентябрь |
Третий этап — организационно-практический.
Цель: Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи | Мероприятия | Содержание | Участники | сроки | |
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей | Семинар практикум с элементами тренинга | «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? | Воспитатель и специалисты | март | |
Консультация | Работа ДОУ с родителями в условиях реализации ФГОС | апрель | |||
Повышение педагогических и воспитательных умений родителей педагогическая поддержка. | Наглядно-текстовая информация: папки-передвижки в родительских уголках | «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» «Как знакомить детей с нормами поведения» «Игра – школа нравственного поведения» | Воспитатели | в течение года | |
Памятки, буклеты | «Пять рецептов избавления от гнева» «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» | Заместитель заведующего, Педагог-психолог | |||
Информационные листы | «Культура общения – это?» | ||||
Выставки литературы, совместного творчества | |||||
Информационный стенд | Ежемесячные фотоотчеты по проведенным мероприятиям | Воспитатели | в течение года | ||
Работа консультационного пункта | педагог-психолог, учитель-логопед | Родители, воспитатели, специалисты | |||
День открытых дверей | Открытые просмотры НОД | Родители, воспитатели, дети | |||
Педагогическое партнёрство | «Встречи с интересными людьми» - знакомство с профессиями | Гость группы | Родители, воспитатели, дети | ||
Создание альбомов «Моя семья» Книги о профессиях родителей Семья года» - конкурс - презентация выставка семейных фотографий; выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа; рассказ о традициях семьи; игры, конкурсы, выступления. | Родители, воспитатели, дети | ||||
Создание предметно-развивающей среды в группах, на территории детского сада | Родители, воспитатели, дети | В течении года | |||
Совместные творческие и исследовательские проекты | Играем в театр Моя семья Добрые друзья природы Я расту здоровым | Родители, воспитатели, дети | |||
Совместное проведение мероприятий в ДОУ | Праздники и развлечения по плану специалистов | Родители, воспитатели, дети | |||
Разработка методических материалов для реализации данных проектов. | Методические собрания, педагогические совещания. | Заместитель заведующего, воспитатели |
Четвертый этап — заключительный.
Цель: анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги-родители-дети».
Задачи | Мероприятия | Участники | сроки |
Проведение анализа проделанной работы | Мониторинг, диагностика, проведение педагогического совета | Администрация ДОУ Родители, воспитатели, дети | декабрь |
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения: | метод анкетного опроса | ||
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей: | учет участия родителей в различных мероприятиях; | ||
Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом | Практический анализ реализации проекта, открытое обсуждение | ||
Определение уровня деятельности педагога с родителями. | использование листов самооценки. | ||
Продукт проекта: | фильм об использовании современных нетрадиционных форм с родителями, публикации по проблеме, фотоматериалы, методические разработки, |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ в деятельности педагогов и родителей
критерии | показатели |
Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей | Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей |
Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т.д.). | |
Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия | |
Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы | |
Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ | |
Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт | |
Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ | Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения |
Наличие банка данных педагогического опыта семей | |
Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий | |
Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников | |
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ | Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка. |
Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ | |
Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ | |
Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог – ребенок | |
Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОУ | |
Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания. | |
Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ | |
Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи | Рост воспитательного потенциала семьи. |
Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений | |
Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей. | |
Активная субъектная позиция родителей | |
Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей. | |
Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива. | |
Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества. | |
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности | |
Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них. |
Таким образом, проект способствует развитию социального партнерства с родителями воспитанников в ходе решения задач:
- установление позитивных отношений с родителями;
- расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми;
- построение партнерских отношений нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста;
- использование новых, интерактивных форм сотрудничества с родителями, позволяющих вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Развитие социального партнерства с родителями является одним из ведущих факторов успешной социализации воспитанников и повышения эффективности развития ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"
Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....
Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС
...
план работы по самообразованию по теме " Создание условий для художественно- эстетического развития детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС ДО"
данный план отражает мою работу по художественно- эстетическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО как с ...
Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО в соответствии с ФГОС.
laquo; Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями; каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны»....
Выступление на методическом объединении для воспитателей младшего дошкольного возраста ««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности» . Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
Паспорт управленческого проекта «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»
Цель реализации проекта: создание и внедрение эффективной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями как средство повышения качества образования.Основные задачи:1. Разр...
“Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС”
Семья и детский сад – два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые...