Выступление на методическом объединении для воспитателей младшего дошкольного возраста ««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности» . Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»
статья (младшая группа) на тему
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №2 пгт Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Структурное подразделение «Детский сад»
Выступление на методическом объединении
для воспитателей младшего дошкольного возраста
««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности»
Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»
Подготовила воспитатель
Сластенина Екатерина Александровна
г. о. Новокуйбышевск
2018 г.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В новом законе «Об образовании» (ст.44 п. 1) прописано, что «родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но реальность такова, что большинство родителей испытывают трудности не столько в воспитании, сколько в реализации собственного потенциала по отношению к детям. Этот потенциал в большей степени определяется уровнем саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института. Основной акцент в сотрудничестве дошкольной организации и семьи должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры с соответствующими традициями, принципами, нормами и правилами. В этом контексте задача детского сада сводится не к замещению семьи, но к её обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Компетентностный подход к взаимодействию с семьёй позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путём включения родителей в воспитательно образовательный процесс ДО. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса и равноценных субъектов управления дошкольной образовательной организацией.
Возможности компетентностного подхода существенно расширяют поле взаимодействия детского сада и семьи, позволяют решить, с одной стороны, повышение родительской активности, с другой – изменение роли детского сада как организатора и инициатора взаимодействия. Единственным условием и механизмом перестройки отношений выступает способность детского сада обеспечить вынужденную активность родителей и занять позицию, соответствующую активности родителей.
У каждого воспитателя есть свой опыт взаимодействия с семьёй, свои творческие находки.
Эффективные инструменты взаимодействия:
- Родительские собрания:
- «Давайте знакомиться!» (август 2017 г. Присутствовало 70% родителей )
В повестке собрания были следующие вопросы:
- Приветствие. Игра для знакомства.
- Сообщение «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
- Организационные вопросы.
- Круглый стол «Жизнь ребенка в детском саду» ( Октябрь 2017. Присутствовало 75% родителей)
В повестке собрания были следующие вопросы:
* Презентация «Один день ребенка в детском саду »
* Анализ результатов оценки развития координации движений рук малыша;
* Мастер-класс «Наши пальчики играли»;
* Игровое занятие родителей с детьми «В деревню к дедушке поеду»
Запланированы собрания:
- «Очень много мы можем, очень многое умеем!» (Февраль 2018 г.)
- Итоговое «Путешествие в страну детства». (Май 2018г.)
2. Конкурсы для всей семьи:
- «Что нам Осень подарила» (Приняло участие 40 % семей)
- «Новогоднее украшение» (Приняло участие 50 % семей)
- Конкурс рисунков «8 Марта»
- Огород на окне.
- Фотовыставки :
- «Моя мамочка!» (Приняло участие 80% семей)
- «Мой веселый выходной!»
- Проекты:
- «Малыши – крепыши»
Цель проекта: Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности в детском саду и дома.
- «Ах ты, зимушка - зима»
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
-Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Разучивание стихотворений с детьми, для итогового развлечения «Зимние встречи»
- Информация в приемной: Папка-передвижка «Что мы делаем зимой»
- Участие в выставке «Игрушки своими руками».
-Постройки из снега родителями на участке.
5. Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды.
6. Совместные досуги:
Тема: «Кто-кто в теремочке живёт?».
Цель: привлечение родителей к совместным театральным постановкам.
В России за последние годы произошли политические и экономические изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества. Семья как социальный институт особенно чувствительны ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба. Ставя перед собой цель подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь, семья должна учитывать изменившиеся социальные реалии в России и в соответствии с этим менять свою воспитательную стратегию. Задача дошкольной организации в рамках включения семьи в образовательную деятельность помочь родителям реализовать свой воспитательный потенциал, учитывая следующие изменившиеся социальные реалии:
- изменение экономической основы общественных отношений. В связи с этим перед семьей встает задача сформировать у ребенка такие качества личности, как предприимчивость, практичность, деловой расчет.
- рыночные отношения. Это предполагает совершенно иную стратегию воспитания детей в семье – воспитание на основе приоритетов личности.
- «дикий» рынок несет угрозу экологической катастрофы. Задача семьи – сформировать у детей высокое экологическое сознание и ответственность за жизнь будущих поколений.
- рыночная экономика предполагает угрозу безработицы. Задача семейного воспитания в этих условиях – ответственно подойти к профессиональной ориентации ребенка, выбору им профессии.
- как следствие демократизации стало распространение и доступность низкопробной и изобразительной и печатной продукции. В ситуации этого агрессивного наступления перед семьёй встала задача сформировать у детей значимую систему ценностей.
- забота о здоровье становиться прерогативой семьи (наряду с государством и обществом). Задача педагогов нацелить воспитательную деятельность родителей на формирование здорового образа жизни семьи, повышение ценности здоровья в глазах детей.
Основными ориентирами в оценке процесса и результатов взаимодействия с семьей выступают следующие показатели:
- включенность семьи в деятельность дошкольной организации;
- преемственность и единство требований ДО и семьи;
Одно из требований ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы ДО является «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» (п. 3.2.1.) Очевидно то, что чем лучше будет налажено общение между семьёй и педагогами ДО, тем большую поддержку получит ребенок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Я не останавливаюсь на достигнутом результате, буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.
Список литературы
1. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
2. Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО,2011.
3. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
4. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Москва, 2006 г.
5. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва, 2002 г.
6. Дифференцированный подход педагога к программам в условиях вариативности дошкольного образования. Краснодар, 2001 г.
7. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
8. О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
9. Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-255356-1509694085.jpg)
Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/17/picture-782589-1460841557.jpg)
Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году.
Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1204459-1578553009.jpg)
Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
В данном материале раскрываются проблемы взаимодествия с родителями:выявление образовательных потребностей семьи;анкетирование родителей;установление партнёрских отношений педагогов с родителями;приём...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1211519-1667395108.jpg)
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1461901-1678723805.jpg)
Методическое объединение для воспитателей младшего дошкольного возраста на тему «Значение устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников»
Методическое объединение для воспитателей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/25/picture-1106001-1587807771.jpg)
Протокол заседания городского методического объединения среди воспитателей младшего дошкольного возраста
Методическое объединение...