Выступление на методическом объединении для воспитателей младшего дошкольного возраста ««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности» . Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»
статья (младшая группа) на тему
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_slastenina_e.a.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №2 пгт Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Структурное подразделение «Детский сад»
Выступление на методическом объединении
для воспитателей младшего дошкольного возраста
««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности»
Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»
Подготовила воспитатель
Сластенина Екатерина Александровна
г. о. Новокуйбышевск
2018 г.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В новом законе «Об образовании» (ст.44 п. 1) прописано, что «родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но реальность такова, что большинство родителей испытывают трудности не столько в воспитании, сколько в реализации собственного потенциала по отношению к детям. Этот потенциал в большей степени определяется уровнем саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института. Основной акцент в сотрудничестве дошкольной организации и семьи должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры с соответствующими традициями, принципами, нормами и правилами. В этом контексте задача детского сада сводится не к замещению семьи, но к её обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Компетентностный подход к взаимодействию с семьёй позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путём включения родителей в воспитательно образовательный процесс ДО. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса и равноценных субъектов управления дошкольной образовательной организацией.
Возможности компетентностного подхода существенно расширяют поле взаимодействия детского сада и семьи, позволяют решить, с одной стороны, повышение родительской активности, с другой – изменение роли детского сада как организатора и инициатора взаимодействия. Единственным условием и механизмом перестройки отношений выступает способность детского сада обеспечить вынужденную активность родителей и занять позицию, соответствующую активности родителей.
У каждого воспитателя есть свой опыт взаимодействия с семьёй, свои творческие находки.
Эффективные инструменты взаимодействия:
- Родительские собрания:
- «Давайте знакомиться!» (август 2017 г. Присутствовало 70% родителей )
В повестке собрания были следующие вопросы:
- Приветствие. Игра для знакомства.
- Сообщение «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
- Организационные вопросы.
- Круглый стол «Жизнь ребенка в детском саду» ( Октябрь 2017. Присутствовало 75% родителей)
В повестке собрания были следующие вопросы:
* Презентация «Один день ребенка в детском саду »
* Анализ результатов оценки развития координации движений рук малыша;
* Мастер-класс «Наши пальчики играли»;
* Игровое занятие родителей с детьми «В деревню к дедушке поеду»
Запланированы собрания:
- «Очень много мы можем, очень многое умеем!» (Февраль 2018 г.)
- Итоговое «Путешествие в страну детства». (Май 2018г.)
2. Конкурсы для всей семьи:
- «Что нам Осень подарила» (Приняло участие 40 % семей)
- «Новогоднее украшение» (Приняло участие 50 % семей)
- Конкурс рисунков «8 Марта»
- Огород на окне.
- Фотовыставки :
- «Моя мамочка!» (Приняло участие 80% семей)
- «Мой веселый выходной!»
- Проекты:
- «Малыши – крепыши»
Цель проекта: Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности в детском саду и дома.
- «Ах ты, зимушка - зима»
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
-Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Разучивание стихотворений с детьми, для итогового развлечения «Зимние встречи»
- Информация в приемной: Папка-передвижка «Что мы делаем зимой»
- Участие в выставке «Игрушки своими руками».
-Постройки из снега родителями на участке.
5. Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды.
6. Совместные досуги:
Тема: «Кто-кто в теремочке живёт?».
Цель: привлечение родителей к совместным театральным постановкам.
В России за последние годы произошли политические и экономические изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества. Семья как социальный институт особенно чувствительны ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба. Ставя перед собой цель подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь, семья должна учитывать изменившиеся социальные реалии в России и в соответствии с этим менять свою воспитательную стратегию. Задача дошкольной организации в рамках включения семьи в образовательную деятельность помочь родителям реализовать свой воспитательный потенциал, учитывая следующие изменившиеся социальные реалии:
- изменение экономической основы общественных отношений. В связи с этим перед семьей встает задача сформировать у ребенка такие качества личности, как предприимчивость, практичность, деловой расчет.
- рыночные отношения. Это предполагает совершенно иную стратегию воспитания детей в семье – воспитание на основе приоритетов личности.
- «дикий» рынок несет угрозу экологической катастрофы. Задача семьи – сформировать у детей высокое экологическое сознание и ответственность за жизнь будущих поколений.
- рыночная экономика предполагает угрозу безработицы. Задача семейного воспитания в этих условиях – ответственно подойти к профессиональной ориентации ребенка, выбору им профессии.
- как следствие демократизации стало распространение и доступность низкопробной и изобразительной и печатной продукции. В ситуации этого агрессивного наступления перед семьёй встала задача сформировать у детей значимую систему ценностей.
- забота о здоровье становиться прерогативой семьи (наряду с государством и обществом). Задача педагогов нацелить воспитательную деятельность родителей на формирование здорового образа жизни семьи, повышение ценности здоровья в глазах детей.
Основными ориентирами в оценке процесса и результатов взаимодействия с семьей выступают следующие показатели:
- включенность семьи в деятельность дошкольной организации;
- преемственность и единство требований ДО и семьи;
Одно из требований ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы ДО является «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» (п. 3.2.1.) Очевидно то, что чем лучше будет налажено общение между семьёй и педагогами ДО, тем большую поддержку получит ребенок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Я не останавливаюсь на достигнутом результате, буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.
Список литературы
1. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
2. Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО,2011.
3. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
4. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Москва, 2006 г.
5. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва, 2002 г.
6. Дифференцированный подход педагога к программам в условиях вариативности дошкольного образования. Краснодар, 2001 г.
7. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
8. О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
9. Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году.
Педагогический опыт, представленный на районном методическом объединении для воспитателей групп дошкольного возраста Ленинского района г. Н.Новгорода в 2020 году....
Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
В данном материале раскрываются проблемы взаимодествия с родителями:выявление образовательных потребностей семьи;анкетирование родителей;установление партнёрских отношений педагогов с родителями;приём...
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...
Методическое объединение для воспитателей младшего дошкольного возраста на тему «Значение устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников»
Методическое объединение для воспитателей младшего дошкольного возраста...
Протокол заседания городского методического объединения среди воспитателей младшего дошкольного возраста
Методическое объединение...