Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО в соответствии с ФГОС.
статья на тему
« Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями; каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны».
Л.С. Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_innovats._podhod_k_pprs.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный подход к созданию и совершенствованию предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОО
в соответствии с ФГОС.
« Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями; каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны».
Л.С. Выготский
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада предметно – развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную деятельность всех детей группы. Предметно – пространственная развивающая среда в учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. «Понятие «предметно – развивающая среда» определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание его физического и духовного развития».( С. Л. Новоселова).Можно сказать, что создание развивающей среды – это стержень, на который педагоги могут « нанизывать» отдельные образовательные блоки.
Инновационный подход к созданию предметно развивающей среды заключается в её индивидуализации, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Предметная среда должна носить характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Требования ФГОС к предметно развивающей среде:
1. Предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы.
2. Развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения.
3. Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
4. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в детском саду. Уметь создавать среду должен сам педагог. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, знать группу в целом. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную, стимулирующую и организационную функции. Правильно –организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства.
Педагогические характеристики построения развивающей среды - это комфортность, безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, богатство сенсорных впечатлений, возможности для исследования, принцип функциональности. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, коммуникативные особенности, уровень речевого и общего развития детей, а также показатели эмоциональной сферы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания ( в том числе и техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную деятельность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх.
Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать целостности образовательного процесса, но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При отборе предметного содержания важно ориетироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), т.е на завтрашние возможности детей.
Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, и т.д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребенку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнет им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Педагоги должны учитывать это и насыщать предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребёнка, а также на интересы мальчиков и девочек. Мальчикам нужны различные инструменты, девочкам предметы для рукоделия.
Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течении года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» -материал, с которым дети начинают знакомиться во время какой- либо деятельности или в других организационных формах взаимодействия со взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний; «завтра»- материал с которым предстоит познакомиться.
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю надо всегда учитывать. Память ребенка – это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметным окружением дает возможность для самовыражения.
В построении развивающего пространства целесообразно использовать преимущество принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе и самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателями развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться результата ,проявляя при этом положительные –этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.
Насыщенная предметная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Таким образом, создавая предметно – пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"
В данной презентации представлены материалы по принципам создания предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...
Экологическое воспитание и предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земл...
Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе.
Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, т...
«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стал особенно актуален. Это связано с введением ФГОС ДО. В центре развивающей предметно-пространственной среды ст...
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА в соответствии с ФГОС
Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.В учебной ...
«Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов ДОУ «Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...