Выступление на РМО для педагогов ДОО Тема «Основные направления работы дошкольного образования на 2024 – 2025 годы» Мастер класс Тема: «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» в старшей группе
консультация

Мельникова Татьяна Александровна

Выступление на РМО для педагогов ДОО

Тема «Основные направления работы дошкольного образования на 2024 – 2025 годы»

Мастер класс Тема: «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_rmo.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»

Выступление на

РМО для педагогов ДОО

Тема «Основные направления работы дошкольного образования

на 2024 – 2025 годы»

Мастер класс

Тема: «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие»

в старшей группе

Подготовил  воспитатель

первой квалификационной категории

Мельникова Т. А.

2024 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам выполнить несколько заданий.

(Уважаемые коллеги, у вас на столах есть раздаточный материал, карточки пронумерованы. Сейчас возьмите пожалуйста карточки под номером 1, и попробуем с вами выполнить задание. Вам нужно взять шарики в обе руки и по направлению стрелок прокатывать шарики одновременно двумя руками.)

Следующее задание (карточка 2), на которой изображены разнообразные предметы. Нужно одновременно показать указательным пальцем обеих рук , тот рисунок, который я назову.

И так коллеги, я хочу познакомить вас с новой современной здоровьесберегающей технологией - с кинезиологией.

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач является метод кинезиология

Что же это такое?

«Кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение» и «логос» (logos) — «наука».

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Для этого существует ряд кинезиологических упражнений, которые развивают межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, развивают мелкую моторику, память, внимание, воображение речь, мышление и восприятие.

Как вы видите из задач: использование игр на развитие межполушарного взаимодействия позволяет «включить» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации развивающих занятий.

Вспомним, как же работает наш мозг? За что отвечает левое полушарие? отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие, тоже самое касается и глаз и ног. (каждое полушарие «отвечает» за различного рода деятельность).

Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое – за пространственно – образное. Когда ребенок считает, говорит, анализирует, то более активно работает левое полушарие, а когда рисует, фантазирует, танцует - активность проявляет правое полушарие. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, но максимальная эффективность работы мозга достигается в момент одновременной активности полушарий. Самая главная задача для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса между полушариями.

Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений я вынесла в раздаточный буклет.

Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

 - Педагог обязан сначала сам освоить упражнения практической кинезиологии. 

 - Применение специальных кинезиологических упражнений возможно  как в образовательной деятельности, так и в  режимных моментах.

 - Упражнения  необходимо проводить ежедневно 5-10 минут, в зависимости от возраста

- Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному.

- Проводить упражнения можно стоя или сидя за столом.

А сейчас мы с вами поиграем.

Чтобы научиться точно выполнять движения легче начинать с карточек-опор (на первом этапе)

Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме.

Существует классический набор упражнений для развития межполушарных связей: «Колечки», «Кулак- ладонь», «Кулак – ладонь- ребро», «Лягушки» и т.д.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнение  «Лягушки»

Руки положить на стол. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук. Также можно добавить музыку, для развития фонематического слуха и ритма.

Упражнение  «Колечко»

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, и т. д.) Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

Усложненный вариант: попробуйте одновременно делать обеими руками разнонаправленные движения пальцами. На правой руке — соединять большой палец сначала с указательным и дальше, а на левой — в обратном порядке.

Упражнение  «Поведи по линиям» (карточка 3)

Итак, берем карточку под номером 3, на которых изображены любые зеркальные линии, лабиринты, спирали, зигзаги и  проводим по этим линиям двумя руками одновременно.

Упражнение «Зайка-колечко-цепочка»

Зайка – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко – указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 3-5 раз.

Упражнение «Ухо-нос»  или «Веселые обезьянки»

Со стороны это упражнение выглядит крайне забавно. Но на самом деле выполнять его не так, чтобы просто. С первого раза может и не получиться. При этом здесь как раз очень важна скорость. И чем быстрее вы будете его выполнять, тем лучше. Отличное упражнение для детей, испытывающих проблемы с чтением и письмом.

Инструкция: Итак левой рукой беремся за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо. Теперь одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»(карточка 4)

Уважаемые коллеги, теперь возьмите карточку под номером 4. На карточке изображены геометрические фигуры,  где красный круг обозначает кулак, зеленый овал – ребро, а  синий прямоугольник – ладонь.

Скажите мне пожалуйста, а где можно использовать это упражнения? (Данные игры - упражнения можно использовать на занятии в качестве разминки, пальчиковой гимнастики или динамической паузы).

Систематическое использование упражнений на развитие межполушарного взаимодействия не только оказывает стимулирующее влияние на развитие мыслительной деятельности, но и является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, создает предпосылки для развития многих психических процессов.

Регулярное выполнение данных упражнений помогает стимулировать мозговую деятельность и развивать речь ребенка. Использование данных игровых приемов также помогает расслабить, переключить и настроить на продуктивные занятия.

Такой подход к развитию детей станет не только интересным, но и познавательным занятием взрослого с малышом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу для родителей "Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка" (старшая и подготовительная к школе группа детского сада).

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития речи, чтения и письма у детей. Предупредить трудности в обучении, а также преодолет...

Мастер-класс "Нейробика - гимнастика для мозга"

Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Научные исследования последних лет показывают, что значительное воздействие на мозг и общее здоровье оказывает окружающая с...

Мастер- класс Тема: «Работа по постановке звуков (Р)-(РЬ), у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями».

Мастер- класс проводился с целью повысить компетентность родителей о способах  устранения речевого недостатка ребенка в домашних условиях. Познакомить  с основными упражнениями артикуля...

Мастер-класс "Веселая гимнастика для мозга"

Мастер-класс "Веселая гимнастика для мозга"...

"Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по развитию коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролейФормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природеТрудовое воспитаниеПатриотическое воспитание детей дошко...