Мастер- класс Тема: «Работа по постановке звуков (Р)-(РЬ), у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Мастер- класс проводился с целью повысить компетентность родителей о способах устранения речевого недостатка ребенка в домашних условиях. Познакомить с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, некоторыми приемами по формированию сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.Показать родителям игры по автоматизации звука Р,Рь в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
Тема: «Работа по постановке звуков (Р)-(РЬ), у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями».
Цель: повышение продуктивности коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений воспитанников в условиях семьи.
Для достижения поставленной цели сформулировала задачи:
1. Повысить компетентность родителей о способах устранения речевого недостатка ребенка в домашних условиях.
2.Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, некоторыми приемами по формированию сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.
3. Формировать практические навыки по работе над постановкой звуков (Р)-(Рь).
4.Познакомить родителей с интерактивными играми по автоматизации звуков.
Ход заседания:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. Характеристика речи детей 6-7 года жизни
Для того, чтобы наша работа была продуктивной, необходимо иметь представления о нормированном состоянии речи детей 6-7 лет. Предлагаю Вашему вниманию следующие слайды.
Словарь.
К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. В процессе работы с детьми необходимо стремиться расширять их запас слов, чтобы ребенок сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет, ни заря и др.), чтобы он умел употреблять образные слова и выражении. Взрослые должны приучать детей быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые слова (электричество, аквариум, милиционер).
Грамматический строй.
К 6 годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»). Задача педагогов и родителей - научить детей ясно выражать свои мысли; согласовывать слова в предложении; полно и правильно строить предложения при рассказывании и пересказе; правильно пользоваться союзами и союзными словами.
Звукопроизношение.
В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
Вывод: как мы видим, считается, что в норме ребенок к 6 годам должен уметь произносить все звуки. Исходя же из анализа диагностики речевого развития детей подготовительных групп отмечено, что у 65% детей либо отсутствуют звуки Р, Рь, либо они заменяются, либо произносятся с искажением, при этом отмечается также и недоразвитие фонематического слуха. Данные нарушения могут впоследствии отрицательно сказаться на обучении в школе: пропуски, замены букв на письме, непонимание смысла прочитанного текста, аграмматизмы в речи. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от ситуации неуспеха в школе, мы с вами, педагоги и родители, должны приложить усилия и старания уже сегодня.
IV. Норма артикуляции звуков (Р)-(Рь).
Уважаемые родители, произнесите, пожалуйста, длительно звук (Р), порычите, как медведь. Как правило, у нас, у взрослых, произнесение данного звука не вызывает затруднений, потому, что наши органы артикуляции готовы к его произношению, у детей же с нарушением речи они еще недостаточно подвижны, а значит их нужно упражнять и тренировать.
- Хочу познакомить Вас с нормой артикуляции при произношении звуков (Р)-(Рь),
Норма артикуляции.
Вывод: звуки [Р]-[Рь] в онтогенезе формируются значительно позднее свистящих и шипящих, и являются наиболее трудными в постановке и коррекции.
Причины нарушения звуков
1. Укороченная подъязычная связка («уздечка»), ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;
2. Слабость мышц языка;
3. Неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
4. Нарушения фонематического слуха.
5. Слабая воздушная струя.
В первом случае, при укороченной уздечке, обращаемся за помощью к врачу-ортодонту, а вот в трех других случаях, на помощь приходим мы с вами, педагоги и родители, и только в тесном сотрудничестве, потому что усилия с одной стороны не приведут к желаемому результату.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2. «Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей»
1. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха (Приложение 2.)
2. Проигрывание игр с родителями:
«Лети, бабочка»
- «Ветерок»
- «Осенние листья»
- «Снег идет»
- «Вертушка»
- «Кораблик»
- «Уточки»
- «Радуга»
- «Парящий шарик»
- «Бульки»
- «Расти, пена»
-«Светофорчик»…
Вывод: При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. Родителям предлагается буклет «Игры на развитие воздушной струи»
3. Тренировочные упражнения с родителями.
Практическое выполнение упражнений: «лошадка», «чашка», «маляр», «барабанщик», «индюк», «дятел», «злая муха»….
Логопед следит за правильным выполнением каждого упражнения, комментируя значимость каждого из них.
Вывод: Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
4. Последовательность работы по автоматизации звуков (Р)-(Рь).
Добившись постановки у ребенка звука «р», переходим к его автоматизации. Это длительный процесс, требующий терпения. Далее логопед рассказывает о последовательности, а родители проигрывают, проговаривают…
Автоматизацию звука (Р) начинаем сначала в прямых в слогах: «ра», «ро», «ру», «ры».
Затем в словах, начинающихся на эти слоги, выделяя голосом звук (Р) :«рама», «роза», «рука», «рыба».
Далее автоматизируем звук (Р) между двумя гласными: «корова», арахис», «пароход».
Следующий этап-автоматизация звука в обратном слоге: «пар», «бор», «сыр», «мур».
Автоматизируем звук (Р) в сочетании с другим согласным звуком: «дрова», «брод», «кран».
Автоматизация мягкого звука (Р): «репка», «речка», «рис».
Последний этап-автоматизация звуков (Р) –(Рь) во фразовой речи.
Запомните, если ребенок забывает или ленится правильно произносить звуки в речи, останавливайте его и просите произнести правильно.
Вывод: автоматизация звуков должна проходить именно в такой последовательности. Не отработав один этап, нельзя переходить к следующему.
5. «В помощь родителям»
Перечень литературы по автоматизации звуков (Р) –(Рь).
При автоматизации звуков Вам поможет следующая литература. Далее логопед демонстрирует книги и пособия. Перечень данной литературы и картотеку игр на формирование дыхания, речевой и артикуляционной моторики можно найти на официальном сайте учреждения в разделе «Логопед советует»
- Комарова Л.А. «Автоматизация звука (Р) в игровых упражнениях», 2011г.
- Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей», 1979 г.
- Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. «Автоматизация сонорных звуков [Р]-[Рь] у детей», 2006 г.
- Краснова И.Н. «Практические занятия по автоматизации звука (Р)»
- Нищева Н.В. «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп»
- Яковлева Н.Н. «Фольклорный материал для дифференциации и автоматизации и звуков»
- Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
МАСТЕР-КЛАСС Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.
Мастер - класс для педагогов ДОУ с участием детей 6 - 7 лет....
Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возраста
Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возрастаАвтор: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13»Гембихнер Людмила Николаевна, Осинниковский г...
Проект на тему:"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»".
Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о ...
Опыт работы по теме «Формирование интереса и любви к книге у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями воспитанников»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Меня зовут Володина Надежда Валерьевна. Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом своей работы. Тема моего выступления «Формирование интереса и люб...
Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.Задачи:продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»...